(Некролог)
Московская духовная академия и семинария понесли тяжелую утрату: 25 августа внезапно скончался от кровоизлияния в мозг профессор по кафедре Догматического богословия протоиерей Сергей Васильевич Савинский. Он умер в преклонном возрасте — на 78-м году жизни.
В лице о. Сергия Савинского сошел в могилу крупный деятель духовного просвещения нашего времени. Занимая кафедру Догматического богословия в московских духовных школах, он одновременно был деятельным сотрудником «Журнала Московской Патриархии», членом Учебного комитета при Священном Синоде и пастырем Успенского храма б. Новодевичьего монастыря.
Внезапная кончина о. Сергия переживается всеми его сослуживцами, учениками и прихожанами храма, где он служил, как утрата мудрого наставника и смиренного пастыря-молитвенника.
Сергей Васильевич Савинский родился в 1877 году в семье священника с. Никола-Корма Рыбинского р. Ярославской обл. Детство он провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец.
Рано определились незаурядные способности будущего богослова. Унаследовав от родителей тихий нрав, религиозную настроенность, серьезность и пытливость мысли, он развил и укрепил эти способности в последующие годы своей жизни: в стенах Ярославской духовной семинарии и Киевской духовной академии.
Нелегко было учение в старой духовной школе. Оно требовало от своих воспитанников огромного напряжения всех психофизических сил и своей строгой дисциплиной смиряло строптивых, приучало к труду ленивых, умудряло и наделяло глубокими знаниями способных и прилежных.
Юноша Савинский принадлежал к последней категории воспитанников. Неудивительно, что первым учеником он окончил Ярославскую семинарию и блестяще — Киевскую академию, будучи оставлен при ней профессорским стипендиатом. В духовной школе его интересовали все науки, особенно же богословские и философские. Изучая их, он стремился проникнуть в самое существо их содержания, находя здесь для себя необозримое поле для самостоятельных размышлений и постижений сокрытой в них духовной истины. Так незаметно, из года в год, в воспитаннике, а потом и студенте Савинском созидался тот убежденный, широко образованный, богослов-мыслитель, которым он заявил себя на педагогическом поприще по окончании Киевской академии в 1900 году.
После года стипендиатства в этой академии С. В. Савинский был назначен в Черниговскую духовную семинарию преподавателем Догматического богословия. Здесь, по отзыву учеников, он сразу же показал себя выдающимся преподавателем. Молодой по возрасту, скромный и тихий по виду, застенчивый и несловоохотливый в обращении, Сергей Васильевич преображался в классе. Строго, ясно, убежденно, логически стройно излагая догматические истины христианского вероучения, он требовал от своих слушателей полного внимания и серьезной работы по усвоению этих истин. Вспоминая преподавательскую деятельность С. В. Савинского, его ученик по семинарии, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий сказал: «Сергей Васильевич так заинтересовал нас своим предметом и дал нам такие глубокие и прочные знания, что, когда мы, по окончании семинарии, поехали учиться в академию, то там уже легко усваивали богословские науки. Неудивительно, что, занимаясь в академии, мы особенно оценили выдающиеся педагогические дарования нашего черниговского преподавателя» [1].
Так восемнадцать лет плодотворно работал Сергей Васильевич в этой духовной школе, совмещая в последние три года (1915 — 1918) преподавательские обязанности с инспекторскими. Вместе с тем все эти годы были для него временем большой научно-исследовательской и литературнопросветительной работы.
Еще в бытность студентом академии он проявил особый интерес к учению Спасителя о последних судьбах мира, то есть к вопросам эсхатологии. Интерес этот возрастал по мере того, как мужала и набиралась знания и сил научно-исследовательская мысль нашего богослова.
В течение ближайших пяти лет по окончании академии Сергей Васильевич прочитал и аналитически разобрал огромную русскую и немецкую эсхатологическую литературу и научно оформил свои занятия. Получилось весьма солидное исагогико-экзегетическое исследование под заглавием «Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира)». Глубина экзегезиса в этой работе определилась верностью автора Священному Писанию и церковно-святоотеческим воззрениям на эсхатологическое учение Спасителя. Диссертация была напечатана в 1906 году, а в 1907 году автор получил за нее от Совета Киевской духовной академии научную степень магистра богословия.
Творческая мысль С. В. Савинского, как было уже сказано, текла в те времена и по руслу духовно-просветительной работы в богословских журналах: «Христианин», «Вера и разум», «Вера и жизнь» и в местной Черниговской газете «Черниговский край». В последнее десятилетие (1908 — 1918 г.) журнальная, а затем и редакторская работа в журнале «Вера и жизнь» настолько увлекла его, что он предпочел ее научно-академической деятельности в Киевской духовной академии, куда неоднократно приглашали его на кафедру Священного Писания Нового Завета.
Тематика журнальных статей Сергея Васильевича была разнообразной. Он разрабатывал в них не только богословские вопросы, но касался и психологии религиозных переживаний, и воспитания христианской нравственности, и проблем общественной жизни. Одна из его статей, напечатанная в двух выпусках журнала «Христианин» за 1907 год, посвящена характеристике норвежского писателя Бьёрнстьерне Бьёрнсона, как учителя жизни. Другие статьи написаны на такие темы, как «Наука и религия», «Вифлеемская звезда», «Разум кичит, а любы назидает», «Учение древних церковных писателей о воздержании», «Язык молитвы» и многие другие.
Но в разнообразии интересов С. В. Савинского, как писателя, легко обнаружилось единство стремления к идеалу христианской жизни. Об этом особенно ярко свидетельствуют его статьи о божественном достоинстве Спасителя («Иисус Христос — Сын Божий»), о нравственном облике Христа и об исторической достоверности Его Евангельского образа. На всех этих статьях лежит печать вдумчивой исследовательской мысли автора, научной его добросовестности, живой веры и глубокой убежденности в истине нашего православно-церковного учения. Для читателя этих статей становится ясным, что Христос Спаситель занимает центральное место не только в научной мысли, но и в верующей душе нашего мыслителя.
В 1918 году окончилась наиболее плодотворная полоса в жизни Сергея Васильевича. Через двадцать пять лет, в 1944 году, он был призван Святейшим Патриархом Сергием к работе по организации новой богословской школы. Ему пришлось положить много инициативы и труда на организацию сначала Богословского института, а затем академии и семинарии в роли проректора, затем инспектора, а потом и ректора. Его огромный педагогический и административно-инспекторский опыт весьма пригодился и при составлении учебных программ, и при организации внутреннего распорядка в новой духовной школе. В 1947 году С. В. Савинский принимает священный сан и на некоторое время становится во главе всей церковно-приходской жизни Успенской академической церкви.
Вместе с тем его, как опытного публициста и ученого богослова, привлекает к работе и редакция «Журнала Московской Патриархии». Одну за другой пишет он статьи в наш церковный журнал. Среди них мы читаем: «Значение патриаршества в жизни Православной Русской Церкви» [2], «Догматический элемент в проповедничестве Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая» [3], «Учение Православной Церкви об иконопочитании» [4] и «Покров Божией Матери над русской землей» [5]. Но главное внимание о. Сергий уделяет своей прежней теме об Иисусе Христе:
«Свет Рождества Христова» [6], «Крест Христов» [7], «Радость Воскресения Христа» [8], «Утро и вечер великого дня Воскресения Христа» [9], «Воистинну восста Господь» [10].
В 1951 году, в связи с учебно-научными занятиями в академии, о. Сергий перестал быть штатным священником Успенского храма, хотя и оставался приписанным к его причту, но в марте 1954 года он вновь был призван на это служение. Однако силы о. Сергия были уже на исходе. В праздник Преображения Господня он со слезами и глубокой молитвенной настроенностью совершал Божественную литургию, как бы предчувствуя, что в последний раз приносит бескровную Евхаристическую жертву Отцу Небесному, а через шесть дней скончался.
Обозревая жизненный путь почившего, позволительно сказать о нем словами Апостола: «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, и теперь готовится ему венец правды» (2 Тим. 4, 8 — 8).
Отпевание о. Сергия происходило в воскресенье, 29 августа, в Успенском храме б. Новодевичьего монастыря. Заупокойную литургию совершал Преосвященный Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий, в сослужении местного и академического духовенства при огромном стечении молящихся.
В конце литургии протоиерей А. Ветелев произнес проповедь на текст: «Блажени мертвые, умирающие о Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут в след за ними» (Апок. 14, 13). В своем поучении проповедник осветил высокие качества о. Сергия, как семьянина, как профессора-преподавателя и как пастыря Успенского храма.
Для своей семьи о. Сергий был примерным и незабвенным отцом-семьянином, всегда заботливым, внимательным и ласковым. Поэтому так велика скорбь его супруги, детей и внуков, теперь осиротевших.
Тяжелую утрату в лице почившего понесла и другая семья: семья академическая и семинарская. Для учащихся он был строгим и требовательным учителем. Все знали, что старый профессор на зачетах и экзаменах потребует от них ясного, четкого, исчерпывающего ответа, и не отступит, пока не добьется его. И вместе с тем все понимали, что без глубокого и прочного усвоения основ нашего вероучения нельзя быть богословски подготовленным пастырем. Поэтому наибольшую долю своих сил и внимания они уделяли его предмету.
Классные уроки почившего профессора высоко поднимали в глазах учащихся значение богословской науки, располагая их любить эту науку и серьезно относиться к ней. Корень учения всегда горек, зато плоды его сладки. Горьковато подчас было учиться у строгого догматиста, но и радость была не малая, когда, оканчивая школу, каждый сознавал, что и богословские знания приобрел, и богословски мыслить научился, и основы православно-церковной жизни усвоил.
Со своими сослуживцами по школе о. Сергий всегда был ровен, вежлив и доброжелательно-отзывчив. Общение с ним располагало к искренности и задушевности. Это был старший брат среди нас, никогда никого не обидевший и даже не упрекнувший. Он был тих, скромен, смиренен и прост. Нельзя было не любить, не уважать его. У него не было врагов и не было никого, кто сказал бы о нем, как о человеке, что-либо плохое.
Тяжелую утрату понесла и третья, самая многочисленная семья почившего: прихожане нашего святого храма. Все они любили и глубоко уважали о. Сергия, как смиренного пастыря-молитвенника. Раньше всех приходил он в храм и не спеша, благоговейно совершал проскомидию, неукоснительно поминая (по синодикам и запискам) всех живых и почивших. С молитвенным подъемом и благоговением совершалась им Божественная литургия. Проникновенна и назидательна была его проповедь.
Воистину благословен был путь жизни и пастырского служения о. Сергия — так закончил свое слово протоиерей А. Ветелев.
Отпевание о. Сергия совершал Преосвященный Гавриил в сослужении протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, протоиерея А. Скворцова и многочисленных сослуживцев и учеников покойного. Храм был переполнен молящимися. Их молитвенному подъему много содействовала краткая, но прочувствованная речь протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, который указал на заслуги умершего перед богословской наукой, на его высокий педагогический дар сообщать учащимся глубокие и прочные богословские знания. В заключение своей речи он прочитал телеграмму, полученную от Святейшего Патриарха Алексия: «Скорбим о кончине досточтимого отца протоиерея Сергия. Передайте семье почившего наше искреннее соболезнование. Мир доброй душе верного служителя Церкви Божией и богословской науки».
После отпевания тело почившего было обнесено вокруг храма при пении «Помощник и Покровитель» и после краткой литии у дверей храма отправлено на место последнего упокоения — «Веденские горы».
Мир тебе, верный служитель Церкви Христовой!
Прот. А. Ветелев
[1] Из речи протопресвитера Николая Федоровича Колчицкого на отпевании о. Сергия Савинского.
[2] «Журнал Московской Патриархии» за 1944 г., № 3, стр. 33.
[3] Там же, 1952 г., № 5, стр. 48.
[4] Там же, 1952 г., № 8, стр. 53.
[5] Там же, 1951 г., № 10, стр. 32.
[6] Там же, 1953 г., № 7, стр. 36.
[7] Там же, 1953 г., № 3, стр. 41.
[8] Там же, 1953 г., № 4, стр. 39.
[9] Там же, 1951 г., № 5, стр. 29.
[10] Там же, 1946 г., № 4, стр. 45.