«СЛОВО О КРЕСТЕ»

(1 Кор. 1, 18)

(О поклонении Честному и Животворящему Кресту Христову)

Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте за грехи всего мира — «нас ради человек и нашего ради спасения». На кресте «совершилось» спасение человека воплотившимся Сыном Божиим, и с этого времени крест — орудие казни и символ скорби — становится «победы знамением», предметом особого чествования и поклонения верующих.

С этого времени из года в год, из поколения в поколение, почти две тысячи лет все верующие во Христа собираются у Его Животворящего Креста. И нет такой молитвы, нет такого дела, которые бы не начинались и не освящались знамением креста, обращением ума и сердца к распятому на нем Господу Иисусу Христу.

Но три раза в год [1] крест торжественно выносится для поклонения верующим на средину храма, и Церковь по-особенному воспевает Крест Христов, называя его «сиянием светлым», «наставником заблудших», «силой праведных», «радости знамением». В эти дни Церковь по-особенному приглашает верующих: «Приидите, вернии, Животворящему древу поклонимся...» (стихира). «Приидите почерпем, вернии, не от источника, источающего воду тленную, но от источника просвещения — Креста Христова...» «Приступльше, почерпите неистощаемых вод креста, благодатию изливаемых...» (тропари канона).

В эти дни в храмах бывает особое стечение верующих, и все они стремятся «почерпнуть» или получить у креста ту особую благодатную силу, неизвестную миру, которая укрепляет душу, облегчает скорби и возбуждает в сердце человека новую жизнь и радость. И когда за богослужением торжественно выносится из алтаря изображение Креста Христова и начинают петь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», то каждый из нас устремляется за этой помощью ко Кресту, спеша с благоговением прикоснуться к нему.

Но как часто отходим мы от Креста такими же, какими и подошли к нему, и только немногие достигают того, к чему всех призывает Церковь. Почему происходит то и другое? Одинаково за всех умер на кресте Господь Иисус Христос, одинаково для всех предлежит Его Животворящий Крест, но не все приходят к нему с равным расположением, в одинаковом состоянии души и сердца.

Церковь призывает нас прикоснуться ко Кресту Христову «устами чистыми, умом и сердцем» (тропарь канона), а многие из нас касаются Креста Христова одними устами, притом нечистыми, как бывает нечисто оскверненное грехом наше сердце. Но как же может человек приблизиться и прикоснуться ко Кресту сначала умом, а потом и сердцем?

Очами ума своего посмотрим на Господа Иисуса Христа, висящего на кресте, и двух разбойников, распятых по обеим сторонам от Него на горе Голгофе: «Три креста водрузи на Голгофе Пилат; два — разбойников и один — Жизнодавца» (Икос). И созерцая эти страшные кресты, мы поймем, что все наши скорби есть тоже крест, к которому каждый из нас пригвожден на своей Голгофе.

С одной стороны от Креста Христова был распят тот разбойник, который сказал: «достойное по делам нашим восприемлем» и обратился ко Христу распятому: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». А с другой стороны другой разбойник хулил Христа и говорил: «Если Ты Христос, сойди со креста, спаси Себя и нас». И если мы не отойдем своим умом от Креста Христова, то поймем, что крест каждого из нас подобен кресту одного из разбойников.

Мы знаем, что сказал Господь благоразумному разбойнику: «Сегодня будешь со Мною в раю...»; знаем и судьбу другого: «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчащуся от прегрешений к познанию богословия» (кондак 9-го часа). Поэтому у Креста Христова не может молчать наша совесть; она свидетельствует, что «дерево, из которого сделан наш крест, выросло на водах нашего сердца» (Амвросий Оптинский). Она напоминает о том, что на водах нашего сердца выросло и дерево другого Креста, на который возведен нашими грехами Господь наш Иисус Христос, принявший крестные муки для того, чтобы уничтожить наш грех и дать нам новую жизнь и тот мир, о котором Он говорил апостолам.

Когда мы это поймем, то страшно станет нашему нечистому сердцу и тогда оно захочет не только избавления от скорби, но и очищения. Тогда явится в нем то покаяние, которого ждет от нас Господь Иисус Христос. Тогда мы сердцем коснемся Креста Христова, потому что увидим в нем начало Преславного Воскресения Христова.

«Приступльше, почерпите неистощаемых вод Креста, благодатию изливаемых». Как живая вода, текущая в жизнь вечную, изливается от Креста Христова неизреченная любовь Божия, и кто коснется сердцем Креста Христова, тот будет пить от любви Божией. «Испили ее Апостолы, и весь мир обошли, трудясь и терпя поношения... Испили ее мученики и не боялись уже ни страдания, ни смерти... Испили ее преподобные и ушли в пустыни, скитались в горах и вертепах, ища и обретая в своем сердце Господа... Испили ее невоздержанные и устыдились, испили грешники и забыли пути преткновений... Испили богатые и возлюбили нищету, испили убогие и обогатились надеждой... Испили недужные и стали сильными» (Св. Исаак Сирин).

От любви Божией может пить каждый, кто прикоснется ко Кресту Христову умом и сердцем. И от этого прикосновения само сердце обращается к Богу, получает неизреченный мир и начинает жить новой жизнью.

Крест Христов животворящ и живоносен, ибо он таинственно соединен с Воскресением Христовым. Поэтому Церковь призывает всех не только поклониться Кресту Христову, но и прославить Его Воскресение. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

[1] В праздник Воздвижения Креста Господня — 14 сентября; в день Происхождения древа Креста Господня — 1 августа и в 3-е воскресенье Великого поста.

Система Orphus