Постановлением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 1954 года архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген (Кожин) был командирован, в качестве полномочного представителя Его Святейшества, в Соединенные Штаты Америки «для всестороннего благоустроения церковных дел Русской Православной Церкви в Америке».
На мою долю выпала высокая честь сопровождать Преосвященного Гермогена в качестве его личного секретаря.
17 февраля 1954 года, напутствуемые благословением и добрыми пожеланиями Его Святейшества, мы отправились к месту командировки воздушным путем и прибыли в Нью-Йорк 19 февраля, в 11 часов утра по местному времени.
На вокзале просторного нью-йоркского аэропорта нас встретили: духовенство Русской Православной Церкви в Америке, сотрудники Советского Посольства, представители православной церковной общественности.
Пока происходил обмен приветствиями, мы незаметно оказались во власти группы фоторепортеров, торопившихся запечатлеть и ознакомить Новый Свет с внешним обликом прибывшего в страну русского православного архипастыря. Затем администрация аэропорта пригласила Преосвященного Гермогена в радиозал для информации о целях приезда. По всему было видно, что американская общественность проявляла живой интерес к его приезду. За послевоенные годы перед американцами стоял третий по счету православный архиерей той «загадочной страны», о которой злонамеренная пресса небольшой группы авантюристов из числа ДИ-ПИ стремится распространить муть собственных измышлений, сбивая с толку американское общественное мнение и нанося вред в деле установления правильных отношений между двумя несомненно дружественными народами, еще так недавно плечом к плечу сражавшимися с темными силами фашизма во имя свободы и всеобщего мира на земле.
Пройдя фотомытарства, мы вышли на перрон вокзала. Перед нашим взором раскинулась скучная на вид панорама нью-йоркских предместий. Стоял теплый солнечный день. Вдали виднелись окутанные туманом силуэты городских «небоскребов». Группами или в одиночку они возвышаются над рядовыми зданиями в 6—8 этажей.
Нью-Йорк — «сердце Америки» — далеко нельзя назвать чистым городом. Опрятность городских улиц заставляет желать много лучшего и, по-видимому, не входит в заботы городского муниципалитета. Идя по улицам Нью-Йорка, нередко можно натолкнуться на обрывки разбросанных по тротуарам газет и прочий мусор. На окраинах же, особенно в негритянских кварталах, скученность населения и кучи нечистот составляют обычную картину.
При въезде в город поражает непрестанно движущаяся взад и вперед разноцветная лавина автомобилей. Их тысячи в Нью-Йорке и других городах Америки. За автомобильным рулем сидят люди всех возрастов, профессий, социального положения. Что это? Символ экономического благосостояния американцев или их практический расчет? Скорее всего — последнее. Приобрести собственную машину — мечта среднего американца. Но она диктуется не избытком долларов, а соображениями практического характера. Осуществление мечты, хотя бы в долгосрочный кредит, избавляет его от высоких расходов по использованию других дорогих видов транспорта и дает возможность, за неимением работы по месту жительства, работать на предприятиях дальней дистанции, не затрачивая больших средств на проезд. В летнюю пору невыносимой жары труженик-американец может покинуть стены душного города и при наименьших затратах провести с семьей несколько часов на лоне природы.
Планировка Нью-Йорка — проста. Она напоминает клетчатку, разделяющую город на правильные квадраты с улицами, имеющими номерное название. Особых наименований улицы Нью-Йорка не имеют. И называют их числами: первая улица, вторая, третья и т. д. Таких улиц в городе свыше двухсот. Они пересекают Нью-Йорк с востока на запад. Продольные улицы называются «авеню» и тянутся с юга на север. В городах с такой планировкой легко ориентироваться, хотя в нижней части города, где улицы имеют собственные названия, путешествовать без справочника не рекомендуется.
Население города представляет в собственном смысле слова этнографический музей. Здесь встречаешь коренных американцев, выходцев из Франции, Испании, Португалии, Германии, Китая, Японии, славянских стран, представителей цветных рас, потомков древнего Израиля, эмигрантов бывшей царской России.
За последние годы списки американской иммиграции пополнились еще так называемыми Ди-Пи. Среди них есть несчастные жертвы фашистского рабства, но в большинстве это военные преступники второй мировой войны, беглецы из СССР, Польши, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Албании и других демократических государств. На американском континенте, за нищенский кусок хлеба, они изо дня в день навязывают американцам залежалый хлам антиотечественной пропаганды, со всеми приемами базарного маклачества превознося «чудодейственную и целебную силу» милитаристских программ.
Но, упоминая о продажных лжецах, утративших национальное имя и превратившихся в безымянное Ди-Пи, мы не склонны отождествлять с ними многих русских эмигрантов, которые, при столкновении с плутовством и пошлостью предателей, их умственным убожеством и нравственной нечистоплотностью, находят в себе силы противостоять скандальным действиям и гнусной клевете врагов Отечества — чистотой совести и любовью к Родине.
Эти люди многочисленны в Америке. При встречах с ними мы имели возможность испытать высокое нравственное удовлетворение, слушая добрые речи о нашем Советском Отечестве.
Что касается собственно американцев, то сам по себе американский народ — хороший народ, если его не сбивать с толку военной истерией. Американцев пугают вооруженной интервенцией с Востока, но широкие массы трудящихся не верят этой пропаганде, хотя их и тренируют учебно-воздушными тревогами. За годы, истекшие после второй мировой войны, человечество не слыхало, чтобы вооруженный солдат с Востока появился на берегах Гудзона с агрессивными целями. Американских же солдат, стрелявших под нажимом своих хозяев по городам и весям восточного континента, мир, к сожалению, видел в достаточном количестве.
В религиозном отношении Америка представляет мозаику христианских и нехристианских религий. Протестантизм является преобладающим вероисповеданием в Америке и характеризуется распадением на множество сект, лишающих его организующей силы. Общее число протестантов — 54 229 963 человека. Вероучительный и проповеднический произвол в протестантизме приводит к обособленности протестантских религиозных обществ, не признающих единой высшей для себя юрисдикции. За последние годы видные деятели протестантизма стремятся достигнуть взаимопонимания внутри собственной организации и контакта с инославными церквами, в том числе и с Русской Православной Церковью. В этих целях периодически созываются всякого рода конференции, съезды, конгрессы. Нынешним летом (в августе) состоится Второй генеральный съезд Всемирного Совета Церквей в городе Эванстоне (штат Иллинойс), на котором ожидаются представители 161 церкви из 48 стран мира.
Что касается римо-католичества, то, отличаясь чутьем при оценке своих интересов, оно характеризуется в Америке тягой к существующим силам консерватизма. Общее число католиков в Америке — 30 425 015 человек. Католичество в Америке наступает на либеральные силы страны, и с помощью сенаторов-католиков пытается подчинить своему контролю внешнюю и внутреннюю политику Белого Дома. Не случайно было организовано в нынешнем году и церковное прославление в Риме папы Пия X. Известно, что, восседая на папском престоле после «рабочего папы» Льва XIII, он не принадлежал себе, а находился под злым влиянием энергичного кардинала Мерридель-Валя, иезуитский фанатизм которого вынуждал папу искать спасения лишь на путях, указуемых иезуитами. Широко известная энциклика папы Пия X (Pascendi gregis 107 года) о модернизме направлена была против всего, что мало-мальски содержало в себе свежего и живого у католических писателей и деятелей. Вот почему, канонизация папы Пия X вызвала в прогрессивных кругах чувство понятной настороженности.
Познакомились мы в Нью-Йорке и с работой Американского Библейского Общества, возглавляемого г-ном Дарлингтоном. Библии в Америке придается важное общественное значение. Она составляет необходимую принадлежность каждого семейного очага. Библию читают юноши и девушки, взрослые и пожилые люди. Подарить на праздник Рождества хорошенькую Библию с иллюстрациями считается делом весьма приятным, общественно-полезным и богоугодным. Библия читается в школах, в церкви, на публичных собраниях. В любой гостинице или ресторане вы непременно найдете экземпляр Библии, предназначенной для чтения клиентов. Библейское Общество ежегодно выпускает миллионы экземпляров Библии на всех языках мира. Семьдесят лет тому назад покойный профессор Петербургской духовной академии А. П. Лопухин видел в этом не только чуткость американцев к интересам религии, но и воплощение святой книги в строе умственной и общественной жизни страны.
Но по нашему мнению нравственные принципы Священного Писания не имеют в Америке того жизненного приложения, какое напрашивается при виде многомиллионных тиражей Ветхого и Нового Заветов. Библия в Америке утрачивает нравственно-воспитательное воздействие, несмотря на целую сеть нравственно-воспитательных учреждений. Страна заметно идет к дехристианизации общества. В руках «бизнесменов от религии» Библия превратилась в предмет рекламы, в орудие спекуляции, в средство неправедного оправдания социальных противоречий и тьмочисленных религиозных заблуждений, не исключая лукавства и наших церковных отщепенцев в лице тех же карловчан. Объясняется это политической «американизацией» религиозных учреждений и, в связи с этим, — нарастанием религиозной теплохладности у американского населения в смысле формального отношения к вопросам веры и жизни христианской.
В этих условиях большим событием явились труды Второго Епархиального съезда духовенства и мирян Русской Православной Церкви в Америке, состоявшегося в марте месяце текущего года в Нью-Йорке, под председательством архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена. Мы тепло вспоминаем часы взаимного общения с делегатами Съезда, обретшими в себе, под воздействием благодати Святого Духа, нравственные силы подняться над омутом внутрицерковных нестроений и принять ряд решений, открывающих светлые перспективы развития православной церковной жизни в будущем. В этих решениях со всею отчетливостью подчеркивается единство Экзархата с Матерью-Церковью, как залог единения со Вселенской Христовой Церковью, определяются основы и характер православной церковной дисциплины, выясняются канонические нормы взаимоотношений между пастырем и прихожанами, устанавливается христианский принцип отношения к гражданской власти, запрещается привнесение в церковную жизнь и проповедь земных политических расчетов и страстей, ведущих к отступлению от любви, закладываются нормы хозяйственно-финансовой жизни, принимается «Положение» об управлении Экзархатом, программа духовно-просветительной деятельности, решение по вопросу об обеспечении престарелого духовенства, резолюция о задачах печатного слова Экзархата, о принципах организации и управления церковно-приходской жизни и так далее.
Апофеозом Епархиального собрания явилось единогласное избрание на пост Экзарха Московской Патриархии в Америке Высокопреосвященного архиепископа (ныне покойного Митрополита) Гермогена. В акте избрания сказались любовь и доверие американской православной паствы к Матери-Русской Православной Церкви. На фоне разнузданной человеконенавистнической брани клерикалов-раскольников, с амвона Епархиального собрания сверкнул луч той братской любви между двумя великими народами — русским и американским, достижение которой составляет в наши дни основную задачу церковных и нецерковных поборников мира. Делегаты Съезда, православные граждане Соединенных Штатов Америки, братски лобызали православного русского архиерея, гражданина нашей великой державы. В этом христианском лобзании слились уста и сердца двух народов, насильно разъединяемых противниками братолюбия.
После Съезда Преосвященный Гермоген совершил поездку по приходам Экзархата, повсюду благовествуя слово Божие, рассказывая американцам правду о нашей Родине и о православной церковной жизни в СССР. Мы посетили города: Пассайк, Байон, Вилькес-Барре, Скрантон, Симпсон, Юнгстаун, Арнольд, Эдинборо, Вольф-Рон, Филадельфию, Балтимору, Чикаго, Детройт, Буффало, Гранд-Рапидс, Кембридж и другие. Радовалась душа Преосвященного Экзарха, видя веру паствы, ее любовь ко святым храмам Божиим, верность Матери — Русской Православной Церкви.
Нелегко трудиться нашему духовенству в окружении злобы и лукавства, но Господь помогает ему, незримо благословляя его труды и подвиги.
В деле успешного созидания церковно-приходской жизни настоятели церквей получают широкую помощь от приходских комитетов, сестричеств, организаций молодежи, школьных учителей и воспитателей, церковных регентов, приходских хоров, тружеников и тружениц по дошкольному воспитанию детей. Особого упоминания заслуживают приходские «матушки»; эти верные спутницы и помощницы наших добрых приходских пастырей, вносящие значительную долю труда и оживления в строительство церковно-приходской жизни.
Сто двадцать дней нашего пребывания в Америке протекли в заботах и трудах, в волнениях, огорчениях и радостях. Вставали мы рано и ложились спать поздней ночью. На любовь наших заокеанских православных собратьев хотелось ответить посильной помощью во славу Русской Православной Церкви в Америке. Покидая гостеприимную страну, мы не прощались, а говорили друг другу «до свидания».
Тепло расставались мы с членами Экзаршего совета. Настоятель собора протоиерей И. Дзвончик и его супруга, соборный причт в лице священника А. Сибирцева, о. протодиакона И. Семова, регента-псаломщика Ф. С. Козловского и других его членов, соборное сестричество во главе с неутомимой г-жей А. Г. Торп и Церковный комитет (председатель А. Шумский) неизменно оказывали нам трогательное внимание. Сколько раз собирались мы вместе и для молитвы, и для решения насущных вопросов соборной жизни. Накануне отъезда, за прощальной чашкой чая, Преосвященный владыка Гермоген достойно отметил их труды выражением архипастырской благодарности и пожеланиями успеха на будущее.
Покидая Нью-Йорк 19 июня, мы помолились на вновь позолоченные кресты обновленных куполов собора, — память о пребывании Высокопреосвященного Экзарха в Америке. Через два дня нас встречали уже в Москве, столице нашей великой, славной, миролюбивой Родины.
А. Шишкин, доцент Лен. дух. академии