ЛЕТОПИСЬ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

Архипастырские труды

Епископ Черновицкий и Буковинский Евмений с целью архипастырского надзора посетил за последнее время городские храмы города Черновицы и целый ряд храмов в сельских местностях. Посещая храмы, Преосвященный Евмений обращал особое внимание на то, как хранятся Святые Дары, в каком состоянии находятся антиминсы, богослужебные сосуды, ризница и прочая церковная утварь; соблюдается ли должная чистота и благолепие в храмах. В некоторых приходских храмах он совершал богослужения, всюду привлекавшие большое количество верующих. За каждой службой Владыка Евмений произносил поучения, в которых разъяснял смысл Евангельского чтения и призывал молящихся соблюдать заповедь о любви к Богу и к ближнему.


В течение июня-июля 1954 года Высокопреосвященный Варфоломей, Митрополит Новосибирский и Барнаульский, выезжал в ряд городов своей митрополии. 29 июня он прибыл в город Сталинск с целью освящения вновь отремонтированного храма в честь Архистратига Божия Михаила.

30 июня Владыка Митрополит совершил, в сослужении десяти священников, всенощное бдение, а на следующий день — чин освящения. Храм был переполнен молящимися. По окончании освящения храма и престола Митрополит Варфоломей совершил Божественную литургию в сослужении многочисленного духовенства города.

В течение следующих двух дней архипастырь ежедневно совершал богослужения в храме и за каждым богослужением произносил назидательное слово, а 3 июля выехал в город Осинники. Здесь в храме св. пророка Божия Илии он совершил всенощное бдение и на следующий день — Божественную литургию. За вечерним богослужением 4 июля Митрополит Варфоломей читал акафист св. пророку Илии и в понедельник утром отбыл в город Новосибирск, тепло провожаемый духовенством и мирянами.

Церковные торжества

Житомирский кафедральный Свято-Преображенский собор является одним из красивейших соборов на Украине. Во время военных невзгод, особенно при отступлении немецких фашистов он чудом уцелел от огня, истребившего прилегающие к собору здания, но очень пострадал от снарядов: во многих местах была буквально изрешечена крыша, побиты окна, разрушены боковые входы. Внутри собор был совершенно пустой: ни иконостасов, ни икон, ни утвари; ризницы также не было; проникавшая в здание от дождей влага разрушала здание. В 1942 году в соборе был устроен престол, сооружен примитивный иконостас, и совершались богослужения, но все было бедно и убого. Требовался капитальный ремонт собора, а средств на это не было.

Трудное дело восстановления собора выпало на долю епископа Владимира, назначенного в 1952 году на Житомирскую кафедру. Его трудами и заботами Житомирский собор за три года капитально отремонтирован снаружи и внутри; в нем устроены три иконостаса, сделана роспись стен, приобретены паникадила, подсвечники и лампады, создана ризница, устроено отопление. Вокруг собора сооружена кирпичная ограда, разбиты клумбы, посажены кусты и деревья.

27 июня текущего года состоялось освящение собора. На это торжество собралось множество верующих и все окрестное духовенство. Соборное служение всенощного бдения накануне и литургии в день освящения храма возглавлялось тремя архиереями: Житомирским Владимиром, Палладием Волынским и Ровенским, Андреем Винницким и Брацлавским. По окончании литургии был отслужен водосвятный молебен и совершен крестный ход вокруг собора.

Торжество освящения собора совпало с возведением епископа Владимира в сан архиепископа. Патриарший Указ об этом был прочитан настоятелем собора протоиереем Николаем Фомичевым при встрече Преосвященного Владимира. После литургии и многолетия, его сердечно поздравляли с патриаршей наградой от лица духовенства и мирян.

Отвечая на поздравления, архиепископ Владимир высказал особую благодарность тем лицам, которые оказывали помощь в восстановлении храма, и призвал на всех благословение Божие.


Забота Богоматери о роде людском избрала иконы, как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Богородичных икон много и с каждой из них связывается в церковном сознании какое-либо особое проявление милости и заступничества Пресвятой Девы Марии. Различным Ее иконам наша Русская Православная Церковь посвящает в церковном году определенные дни. Например, 9 июля по новому стилю отмечается явление «Тихвинской» иконы Божией Матери.

Как нынче прошел этот день в городе Пржевальске, где особенно почитается Тихвинская икона Божией Матери? Оттуда пишут, что множество верующих собралось в храме еще накануне праздника. Приехал и Преосвященный Ермоген, епископ Ташкентский и Средне-Азиатский, который совершил всенощное бдение с акафистом Божией Матери, а в день праздника — Божественную литургию. За этой литургией было много причастников. После литургии соостоялся крестный ход вокруг храма с иконой Богоматери. Затем все подходили к святому образу, с благоговением прикладывались к нему и получали благословение Преосвященного Ермогена.


Ежегодно, в десятую неделю после Пасхи, в Покровском храме села Мохнатино Черниговского района прославляется чтимая в этой местности икона Божией Матери, именуемая «Мохнатинская». В этом году на церковное торжество прибыл Преосвященный Арсений, епископ Черниговский и Нежинский. В воскресенье 4 июля, после утрени с акафистом Божией Матери, он совершил Божественную литургию в сослужении местного духовенства. Затем состоялся молебен с водоосвящением, после которого архипастырь сказал верующим назидательное слово о необходимости оправдания нашей веры делами христианской жизни.

Полвека пастырского служения

21 марта сего года исполнилось 50 лет пастырского служения настоятеля храма города Коростеня Житомирской епархии митрофорного протоиерея Владимира Ковальского. В этот день он, в сослужении двенадцати священников, совершил Божественную литургию. Затем был отслужен благодарственный молебен, после которого епархиальный секретарь о. Николай Фомичев вручил о. Владимиру благословенную патриаршую грамоту и поздравил его от имени Преосвященного Владимира и от себя лично с пятидесятилетием беспорочного служения Церкви Божией. Юбиляра приветствовали также представители духовенства и прихожан.

Отвечая на приветствия, о. Владимир прежде всего возблагодарил Господа Бога, даровавшего ему счастье полвека стоять у алтаря Господня, и выразил сердечную благодарность своим сослуживцам и прихожанам за их расположение.

Кончина архипастыря

4 июля сего года скончался Преосвященный Зиновий, бывший епископ Горьковский, пребывавший на покое в городе Горьком.

Из биографии покойного известно, что он (в миру Владимир Владимирович Красовский) родился в 1884 году, образование получил в Нижегородской духовной семинарии и священный сан принял в 1909 году. Потеряв жену через год после вступления в брак, молодой священник продолжал неустанно трудиться на ниве Христовой. Его усердные пастырские труды были отмечены многими наградами и званием протоиерея. В 1943 году он принял монашество и в том же году был посвящен во епископа Лысковского, викария Горьковской епархии. Но фактически ему пришлось управлять всей Горьковской епархией, и в 1946 году Святейший Патриарх Алексий утвердил его как епархиального архиерея.

Однако Преосвященному Зиновию дано было Богом недолго нести архипастырские труды: в 1948 году он вследствие тяжелой болезни принужден был уволиться на покой. Болезнь не оставляла страдальца в течение шести лет, и с новым приступом этой болезни он скончался.

Отпевание почившего совершал архиепископ Горьковский и Арзамасский Корнилий, в сослужении всего городского духовенства. Множество верующих пришло отдать последнее целование архипастырю-страдальцу, пролежавшему шесть лет без движения. Его тело погребено близ алтаря Троицкого Высоковского храма.

Вечная память почившему труженику на ниве Христовой!

На могиле профессора-протоиерея о. Феодора Голубинского

«Словом учил любомудрию, примером жизни — смирению», прочтет путник надпись на скромном, порыжевшем от времени, памятнике, если случится ему посетить кладбище Трудовой Слободы в городе Костроме. Под такой надписью лежит прах профессора Московской духовной академии протоиерея Феодора Александровича Голубинского.

Феодор Александрович Голубинский родился в 1797 году в городе Костроме, в семье псаломщика. Окончив Костромскую духовную семинарию, он на семнадцатом году от роду поступил в Московскую духовную академию и окончил ее курс третьим магистрантом. В 1818 году Совет Московской духовной академии избрал его профессором и поручил преподавать сначала историю философских систем, а позднее — нравственную философию. В 1828 году профессор Голубинский принял священный сан.

Высокое учение христианской любви, которое он излагал словом, подтверждалось также и примером его добродетельной жизни. Один из учеников и почитателей Феодора Александровича Голубинского церковный историк Михаил Толстой пишет о нем «В числе добродетелей его главное место занимало смирение. Окруженный всеобщим уважением, он никогда не ставил себя выше других, самого себя судил строго, но ко всем был снисходителен. Он любил помогать своим бедным родным, охотно давал деньги, сколько мог, приходившим к нему бедным, знакомым и незнакомым. Он не подозревал ни в ком лукавства или обмана. Человеколюбие не допускало его отказать кому-нибудь из приходящих к нему: люди всякого звания, в особенности богомольцы и странницы, отнимали у него так много времени, что он принужден был просиживать ночи за работой». («Душеполезное чтение» за 1891 год, книга 1-я, «Хранилище моей памяти»).

Потеря жены и двух сыновей подорвали силы о. Феодора. Почувствовав переутомление, он подал в 1854 году прошение об отставке и выехал на родину, в Кострому, поклониться могилам родителей, а в Костроме заболел холерой и 22 августа 1854 года скончался. Переходя в вечную жизнь, о. Феодор после причащения Святых Христовых Таин произнес: «Теперь я вижу истинный свет». Это были его последние слова.

Преосвященный Филофей, епископ Костромской и Галичский, впоследствии Митрополит Киевский, ученик покойного, совершил отпевание его тела в кафедральном соборе и проводил гроб до могилы, которая была приготовлена рядом с могилой его отца, подле Богословской церкви, в Ипатьевой, ныне Трудовой, Слободе. На могиле о. Феодора поставили скромный памятник с приведенной выше надписью, в которой кратко, но ясно выражен характер жизни покойного протоиерея-профессора.

В этом году исполняется 100 лет со дня смерти о. Феодора Александровича Голубинского. Преосвященный Иоанн, епископ Костромской и Галичский, с духовенством города посетил могилу о. Феодора Голубинского и отслужил панихиду.

В синодике вечного поминовения кафедрального Иоанно-Златоустовокого собора города Костромы и в синодике Спасо-Запрудненского храма, в духовном окормлении которого находится кладбище Трудовой Слободы, записано имя протоиерея Феодора Голубинского.

Бог да упокоит в селениях праведных его душу!

В Аргентинской епархии

В текущем году исполняется семь лет существования епархии Русской Православной Церкви в Аргентине. В эту епархию входит приход храма Благовещения в Буэнос-Айресе и приход храма Воскресения Христова в провинции Мисионес. Кроме того, в провинции Мисионес, в городе Обера и в колонии Пикада-Лопез, открыты приходы, деятельность которых заключается в том, что временами сюда приезжает священнослужитель и совершает необходимые требы.

Наиболее интенсивно протекает церковная жизнь в Буэнос-Айресе. Здесь, при Благовещенском храме, существует церковно-приходская школа. Приходский Совет озабочен перестройкой церковного здания, намечено сооружение еще одного помещения для церковных нужд. Для осуществления этого проекта собираются средства. Строительство предполагается закончить в течение ближайших трех лет.

Много потрудился для устройства Аргентинской епархии настоятель Благовещенского храма и, одновременно, благочинный и управляющий Аргентинской епархией протоиерей о. Евфимий Мамин, ныне покойный. Стараниями о. Евфимия и Благовещенского Приходского Совета Министерство Иностранных дел и культа Аргентины зарегистрировало епархию Московской Патриархии и, благодаря этому, существующие приходы получили юридические права.

Необходимо сказать, что в Аргентине есть еще несколько русских храмов, находящихся в ведении карловчан, феофиловцев и автокефалистов-поликарповцев. До легализации патриарших приходов эти группировки всячески препятствовали их деятельности. Однако значительная часть верующих примыкает к Патриаршей Церкви и там, где существует православный приход, — раскольничьи храмы пустуют. Например, в колонии Пикада-Лопез религиозные нужды верующих обслуживал ранее анастасиевский священник. Но в прошлом году на общем собрании прихожан было вынесено решение объединиться с Церковью-Матерью, и теперь эту колонию обслуживает священник Аргентинской епархии. Верующими этой колонии возбуждено ходатайство перед Министерством культов о разрешении построить храм, который предположено освятить в честь «Всех святых, в земле Российстей просиявших».

В прошлом году Аргентинская епархия понесла тяжелую утрату: скончался ее активный деятель и почитаемый верующими пастырь о. Евфимий Мамин. Его заменил священник о. Фома Герасимчук, которого Святейший Патриарх Алексий благословил временно исполнять должность благочинного и управляющего Аргентинской епархией.

Система Orphus