ВАЛЕРИАН, ЕПИСКОП ОРАДИИ

«НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА»

г. Орадиа, 1954 год, стр. 376.

В своей книге «Некоторые проблемы войны и мира» епископ Валериан рассматривает поставленные проблемы в свете принципов христианской морали и показывает, какой является позиция Православной Церкви по отношению к этим проблемам. Работа Преосвященного Валериана является весьма своевременной и полезной, потому что некоторые религиозные круги склоняются к позиции нейтральности в отношении этих великих и решающих проблем, утверждая, что в этом и состоит правильная позиция истинного христианства. Автор показывает в предисловии, что нет ничего более фальшивого, чем такая позиция. Верующие не могут невозмутимо ждать, когда история сама все «сделает»; они должны сами отстаивать мир, активно содействуя этому великому делу теми средствами, какими они располагают.

Книга состоит из трех частей. В первой части рассматривается проблема войны, во второй части — проблема мира и возможность ее разрешения, в третьей части, озаглавленной «Война и мир в свете последних международных событий», рассматривается вопрос о том, как и при каких условиях можно было бы установить спокойствие и мирное сожительство между двумя мирами: капиталистическим и социалистическим.

В первой части, касающейся проблемы войны, автор показывает, что Православная Церковь Востока, от имени которой автор говорит и которой он служит, не может остаться в стороне при решении вопроса о войне. В принципе Православная Церковь враждебна не только войне, но и любому пролитию крови. Однако Церковь различает войны оборонительные и освободительные, с одной стороны, от войн захватнических, с другой. Первые оправдываются Церковью, а последние рассматриваются, как грабительские. Капитализм, по самой природе своей, несет в себе семя войны и стремится к ней с щелью передела мира, захвата рынков и сфер влияния. Для капиталистов нет ничего более священного, чем их собственные интересы. А христианская мораль, которая проповедует равенство всех людей, осуждает захватнические тенденции капитализма и его стремление к разжиганию новой мировой войны. Христианство не может оправдать колониальной политики, основанной на силе, ибо оно всегда проповедует только силу правды.

Руководствуясь христианскими принципами равенства всех людей и наций, Православная Церковь считает, что избежать новой мировой войны вполне возможно, если проявить добрую волю, и необходимо потому что эта война означает применение диавольского оружия массового уничтожения.

Но, проповедуя мир, христианство утверждает, что «война в защиту Отечества является справедливой войной». Православная Церковь допускает такую войну и почитает подвиги воинов-героев, отдающих свою жизнь на алтарь родины. Христиане, когда на их родину нападают разбойничьи силы, обязаны исполнить христианский и патриотический долг защиты своей страны.

Во второй части работы рассматривается проблема мира, то есть вопрос о том, как следовало бы водворить мир в наши дни. Люди всегда мечтали о мире, а христианская Церковь проповедует его непрерывно. Мир является основным вопросом и нашей эпохи, ибо только справедливый мир может создать предпосылку нормального развития общества.

После второй мировой войны люди доброй воли, несмотря на различие своих политических и религиозных убеждений, образовали мировое движение в защиту мира. Во главе этого движения стоит СССР вместе со странами народной демократии. На религиозном фронте борьбу за мир возглавила Русская Православная Церковь, к которой присоединились Румынская, Болгарская, Чехословацкая и некоторые другие православные поместные церкви. Русская и Румынская православные церкви участвовали на конгрессах в защиту мира, а главы этих церквей выпустили ряд воззваний и обращений к христианам, призывая их всеми силами защищать дело мира. К действиям сторонников мира присоединились и все другие христианские церкви стран народной демократии.

В истории борьбы за мир большое значение имела Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, состоявшаяся в 1952 году в городе Загорске. Здесь представители всех религий обязались активно бороться за дело мира.

В третьей части, озаглавленной «Война и мир в свете последних международных событий», автор рассматривает возможности мирного сосуществования капиталистических государств с социалистическими. Христианская Церковь допускает, как крайнюю меру, войну ради защиты и освобождения отечества, однако она более горячо поддерживает мирные пути разрешения международных споров. Именно для разрешения международных противоречий мирным путем и собирались конгрессы сторонников мира, на которых признано, что все международные проблемы могут быть разрешены путем мирных соглашений и переговоров между руководителями великих держав.

Православная Церковь и значительная часть других религиозных культов и религий безоговорочно присоединились ко всем призывам великих международных собраний и поддерживают усилия человечества, направленные к предотвращению новой мировой войны.

Из сказанного видно, что работа епископа Валериана касается самых значительных и актуальных современных проблем. Однако проблемы мира и войны весьма сложны, так как тесно переплетаются с вопросами экономического, политического, религиозного и морального порядка. Книга епископа Валериана ставит на обсуждение эти две проблемы во всей их сложности, с большой объективностью анализирует их и подробно выясняет, почему человечество должно бороться за мир и почему позиция сторонников мира является правдивой, гуманной и христианской позицией. Автор показывает, что не всякий мир должен поддерживаться, а лишь справедливый мир, основанный на социальной справедливости, на независимости и неприкосновенности каждого народа. Именно такой мир поддерживают страны народной демократии, такой мир одобряет и Православная Церковь.

Освещая все вопросы, связанные с проблемами мира и войны, книга епископа Валериана может служить для духовенства источником для проповедей в защиту мира.

Проф.-прот. И. Константинеску

Бухарест

Система Orphus