БОЛГАРСКИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ КАК ПИСАТЕЛЬ-БОГОСЛОВ

Это было много лет тому назад. Нынешний Болгарский Патриарх принял в управление Пловдивскую митрополию. Сейчас же после своего вступления на кафедру, он отправился в объезд обширной епархии, знакомясь с паствой и духовенством. Но это знакомство происходило не только в храмах: митрополит непременно посещал священников и прихожан на дому. При этом заметили, что, входя в дом, новый митрополит прежде всего искал глазами книжный шкаф и письменный рабочий стол принимавшего его хозяина. Из первых же вопросов митрополита обнаруживалось его необычайное уважение к богословской книге, его любовь к богословскому просвещению, которому он придавал огромное значение как в пастырском делании, так и вообще в церковной жизни.

Такое отношение к богословскому просвещению вытекает из глубокого понимания сущности православной христианской веры, соединяющей человека с Истиной, которую необходимо познать по слову Спасителя: «познайте Истину» (Иоан. 8, 32). Вера не может быть только делом воли, она должна быть и делом разума. Лишь в сочетании жизнедеятельного начала с благодатным ведением вещей осуществляется реальное приобщение к преизбыточествующей полноте Вечной жизни, к раскрытию внутри себя Царства Божия. Об этом много богословствовал и богословствует нынешний Болгарский Патриарх.

Он получил прекрасное богословское образование, к которому стремился с неодолимой настойчивостью. В 1920 году он окончил курс Софийской духовной семинарии. В его стране в это время, как впрочем и во всем мире, все волновалось и перестраивалось под знаком социально-экономических и культурных запросов. В условиях сложного духовного кризиса, переживаемого обществом, вступил на поприще богословской публицистики молодой, начинающий церковный писатель Константин Марков, будущий Болгарский Патриарх.

В тогдашней болгарской прессе его статьи встретили горячий прием. В них привлекала выдержанная тематическая линия, широта интеллектуальных запросов, образный, красочный, живой язык. Молодой автор стремился дать самому себе и верующему читателю ответы на вопросы, волновавшие религиозную совесть. Он хотел по-христиански понять все происходившее вокруг, задаваясь целью раскрыть должное отношение к действительности истинного христианина. Но для этого нужно было продолжить и расширить свое богословское образование.

Для специальных научных занятий Болгарская Церковь посылает Константина Маркова за границу (в Болгарии высшая богословская школа открыта была годом позже). Он учится в Белграде, потом в Черновицах, где защищает и свою докторскую диссертацию, затем несколько лет занимается науками в Загребе, в Вене и Берлине, всюду наблюдая крушение вековых кумиров и стремление людей перестроить по-новому свою жизнь.

Для Константина Маркова, уже ставшего иеродиаконом Кириллом, все яснее становится необходимость глубокого религиозного осознания новых общественных отношений и новых условий жизни. Он внимательно всматривается, например, в такие эпохальные события, как властное вторжение в жизнь могущественной техники и с позиций универсального христианского миросозерцания стремится осмыслить головокружительные успехи технического прогресса. Ему ясно, что техника изменяет мир, а христианство всегда связывало себя с миром природным и патриархальным.

В чем же сущность перемен? Что означают они с христианской точки зрения? Об этом думает и пишет теперь молодой богослов, с необыкновенным воодушевлением отдающийся серьезнейшим научным занятиям. Страницы болгарских церковных журналов и газет запестрели его статьями, вызывая к себе самый глубокий интерес читателей своей блестящей литературной формой и многосторонней эрудицией автора.

Возвратившись в 1930 году из научных командировок на родину, иеродиакон Кирилл принимает посвящение в сан иеромонаха и вскоре возводится в достоинство архимандрита. С этого времени начинается его

быстрое продвижение по иерархической лестнице. С посвящением в сан епископа он получает в Синоде пост генерального секретаря, а затем становится митрополитом и членом Синода.

Но несмотря на всю свою занятость церковно-административной работой, митрополит Кирилл после небольшого перерыва приступает к опубликованию своих капитальных литературных богословских трудов. Первым из них явился экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Лк. 8, 5—15) под заглавием «Вышел Сеятель» (1940 г.). Эту книгу можно назвать опытом христианской философии жизни, данной на основе евангельской притчи. Раскрывая религиозную судьбу человека, идущего дорогой трудной борьбы к Царству Божию, автор с большой силой убеждения показывает раскрытие этого Царства внутри человека.

После еще одного небольшого перерыва нынешний Первосвятитель Болгарской Церкви выпустил в свет экзегетическую, но столько же и гомилетическую, оказавшуюся настольной книгой болгарских проповедников, трилогию под общим названием «У Источника» (I т., 1943; II т., 1945; III т., 1946). В этой книге митрополит Кирилл выступает как богослов-психолог и богослов-моралист, проповедующий высокую евангельскую мораль, но не в виде так называемых «нравственных приложений» к догматическим основаниям, а в образах живого повествования о судьбе человека, поставленного в самые различные обстоятельства жизни.

Соблюдая в своих богословских трудах строгую верность церковному преданию, автор стремится осмыслить в духе этого предания все особенности нашего времени и ответить на все его духовные запросы. Такой была вышедшая в свет в 1947 году его книга «Человек и его труд», которая в течение первого же года выдержала два издания, сейчас уже полностью исчерпанные. Это обстоятельство свидетельствует о том, как болгарская церковная общественность оценивает богословско-литературную деятельность своего нынешнего Патриарха.

После этой книги появилась большая церковно-историческая трилогия неутомимого церковного писателя. В 1948 году был опубликован первый ее том «Паисий, митрополит Пловдивский». Затем в 1950 году появился второй том «Панарет, митрополит Пловдивский». И, наконец, в 1952 году вышел в свет третий том «Натанаил, митрополит Охридский и Пловдивский». Все три тома посвящены виднейшим церковным деятелям Пловдивской митрополии, всю свою жизнь посвятившим борьбе за процветание и независимость Болгарской Православной Церкви.

Всей этой монументальной работой, обращенной к чисто историческим темам, полной тонкого критического такта и чисто ученой рассудительности, автор стремится показать, как в исторических условиях своего бытия Церковь осуществляет свою миссию. Такова главная идея церковно-исторической трилогии, которая явилась в результате обстоятельного критического изучения памятников эпохи, привлекающей к себе неослабевающий интерес болгарских (и не только болгарских) историков.

По опубликовании этой трилогии Болгарская Академия Наук обратилась к нынешнему Патриарху Кириллу с научным поручением: исследовать вопрос о так называемом Кресненском восстании (1878—1879) в связи с сопротивлением болгарского народа известному Берлинскому договору. Об этом важном событии у митрополита Кирилла говорится в III томе трилогии «Натанаил, митрополит Охридский и Пловдивский» (гл. 6, стр. 375—464). Здесь автор проявляет себя методологически выдержанным ученым специалистом, вдумчиво входящим в мельчайшие детали изучаемых событий, что дает затем основание для обобщений, весьма ценных как для болгарской церковной исторической науки, так и для гражданской истории. Очень полна и обширна библиография этого труда, что тоже является большим научным его достоинством.

В текущем, 1954, году появилась еще одна книга Болгарского Патриарха: первый том новой экзегетической трилогии под названием «Слово Жизни». Внутренне эта книга связана с первой трилогией «У Источника» и может рассматриваться как ее продолжение: в первой разбираются евангельские чтения, а во второй — чтения апостольские в двадцати беседах (девятнадцать — на послания апостола Павла и одна — на Деяния).

В своих беседах на апостольские чтения Патриарх Кирилл искусно сочетает дидактический элемент посланий с повествовательным элементом евангельского текста. Таким образом, каждая беседа у него получается органически законченной, отвечающей самым строгим требованиям дидактики и в то же время живой, вдохновенной, яркой и образной. В каждой строке этой книги читатель чувствует, что для автора Откровение является фактом личного духовного опыта, которым объясняется сила ее нравственного воздействия, укрепляющая нас в верности высшим духовным ценностям.

Такова в самых общих чертах литературно-богословская деятельность Патриарха Болгарской Православной Церкви Кирилла, которому решением Совета Московской духовной академии присвоена в 1954 году ученая степень доктора богословия honoris causa.

Прот. В. Шпиллер

Система Orphus