I
В праздник Успения вполне естественно желание обозреть жизнь и описать возможно подробнее высокое достоинство Той, Которая, сделавшись Матерью Сына Божия и совершив положенный Ей земной путь, ныне отошла от нас в небесные обители. Однако это желание наше встретит большие затруднения, ибо святые апостолы и их ученики оставили нам мало письменных памятников о жизни Богоматери. Правда, подобное умолчание находит свое объяснение в желании очевидцев Слова возможно полнее отобразить и сохранить для человечества, прежде всего, память о том, «что было от начала, что (они) слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали (их) руки» (1 Иоан. 1, 1). Но и те скудные сведения, которые мы имеем о Божией Матери, красноречивее слов говорят нам о неописуемом богатстве Ее души. Невозможно было сказать о «вселенныя всея великом сокровище» больше того, что сказал о Ней ангел предстатель: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами..!» (Лк. 1, 28).
Мы знаем теперь, что перед Ее чистотою умолкал всяк язык, чтобы обилием слова не нарушить смиренномудрие Невесты Неневестной, Которая, постигая тайну Сына Своего и в благоговении созерцая раскрывающееся Его божественное достоинство, покорно и молчаливо повергла к стопам Его Свою жизнь. Кто мог нарушить это сокровище смирения и покорности воле Божией, кто мог раскрыть словом Ее сердце, куда Она слагала все, происходившее с Божественным Сыном Ее, — и когда возглашали Ему «Осанна», и когда требовали у Пилата: «Распни, распни Его?» Ибо и пророк Давид, Ее великий предок, созерцая из глубин ветхозаветных времен Ее духовную доброту, этот образ девственной чистоты и материнской нежности, мог только в изумлении изречь: «Вся слава Дщере Царевы внутрь» (Пс. 44, 14).
Лишь после преславного Успения Богоматери стала открываться слава «Дщери Царевой». Эта слава постепенно покрыла всю вселенную, удивляя мир видимый и невидимый, ибо скромная Мариам, прейдя от земли на небо, предстала одесную Самого Бога «в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена» (Пс. 44, 10). И эти позлащенные ризы Ее, слава Ее служат для нас источником великой радости и дают нам великое утешение в день празднования Ее Успения.
II
Предание свидетельствует, что после Вознесения Сына Своего и Господа Богоматерь почти неотлучно проживала в Иерусалиме в доме Иоанна Богослова. Все время Она проводила в молитве и весьма часто посещала те места, которые освящены были знаменательными событиями жизни Ее Сына: Гефсиманию, Елеон, Голгофу. Особенно Она любила уединяться в Гефсимании и на Голгофе — в тех местах, где Спаситель претерпел вольные страдания и смерть.
Между тем устроение Церкви Христовой продолжалось и христианство стало проникать во все концы тогдашней вселенной; одновременно начала расти и слава Приснодевы Марии, как Матери воплотившегося Бога. Однако, по чувству Своего безмерного смирения. Она тяготилась этой славой, ибо имела единственное желание: быть около Сына Своего. Так прожила Она на земле после Вознесения Господа около 15 лет.
Однажды, во время Своей обычной молитвы на горе Елеонской, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил об Ее успении, которое должно было совершиться через три дня.
Все родственники и многие христиане, узнав о скором отшествии Богоматери, стеклись в дом св. апостола Иоанна. Они горько плакали и умоляли Деву Марию не оставлять их. Пресвятая Дева всех утешала, убеждала не скорбеть, но радоваться, ибо обещала неусыпно предстательствовать пред Господом о всех людях. Среди общего горя и слез Она не забыла сделать распоряжение о своем скромном имуществе, завещав имевшиеся у Нее две одежды двум бедным вдовам. Свое Тело Она просила предать земле в Гефсиманском саду, где покоились Ее родители и праведный Иосиф.
К этому времени в Иерусалим чудесным образом собрались и все апостолы. «Они слетелись, — пишет святой Иоанн Дамаскин, — подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией» [1]. После Вознесения Господа Она была для них великой радостью, Ее советы и ободрение в их тяжелых апостольских трудах доставляли им большое подкрепление. Печаль охватывала их сердца при мысли о близкой разлуке с Нею, но Богоматерь каждого утешала, хвалила их веру и труды.
Успение Божией Матери, по Священному Преданию, произошло 15 августа в третий час дня (по нашему в девятый час утра). Зная час Своей кончины, Она ожидала его на Своем смертном одре, окруженная святыми апостолами и близкими Ей людьми. Внезапно горницу, в которой покоилась Она, осиял яркий свет: сошел Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, праотцами и пророками, которые провозвещали в Ветхом Завете явление на земле Пренепорочной Девы, Матери Сына Божия. Благоговейно взирая на Лице Господа, Богоматерь без всякого страдания, как бы засыпая, предала в руки Его Свою душу. «Поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, — говорит митрополит Филарет, — то, в воздаяние за сие, и Сын Божий вознес Ее душу на руках Своих» [2].
Апостолы с трепетом созерцали это преславное восхождение души Богоматери в небесные обители; так некогда взирали они на возносившегося Господа. Пришедши в себя, они окружили ложе, на котором покоилось уже бездыханное Тело Богоматери. С почестями, со многими песнопениями они погребли Его в склепе в Гефсимании.
Тело Богоматери недолго пребывало во гробе. Святые апостолы, видевшие славу живоносного гроба и во всю землю разнесшие весть об этом, собраны были в Иерусалиме для того, чтобы узреть первый плод победы над смертью в Успении Божией Матери. Когда на третий день после погребения открыли пещеру, чтобы дать возможность апостолу Фоме, не присутствовавшему на погребении Приснодевы, воздать почести почившей, обнаружили, что гроб пуст. Нашли только погребальные пелены. Святая Церковь свидетельствует, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» [3]; самое тело Ее «возвысив на небеса, возведе Иисус Сын Ея и Спас душ наших» [4]. Святые апостолы, говорит Предание, уверились, что Матерь Божия воскрешена была Сыном Своим и вознесена Им в небесную славу.
III
К празднику Успения Богоматери Святая Церковь готовит нас двухнедельным постом. Всем строем Богослужения этого дня мы поставляемся к созерцанию посмертной славы Приснодевы. В стихирах, паремиях, канонах и акафисте Успению Божией Матери перед нашими взорами, как солнце, восходит Ее величие, о котором и не могли догадываться те, которые созерцали на земле жизнь скромной Рабы Господней.
«Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9, 1). Это место паремийного чтения в день Успения открывает нам ожидание праотцев и пророков «Живого Чертога», «вместившей Бога Скинии», «Одушевленного Кивота», в котором Слово станет «Плотию» (канон на Успение, песнь 3). «Изумевает» ум праотца Иакова постигнуть таинство виденной им во сне лествицы, которая «стоит на земле, а верх ее касается неба... Это... дом Божий, это — врата небесные», (Быт. 28, 12—13, 17), — в трепете восклицает великий праотец, чувствуя, что созерцает нечто необычайное, но не представляя себе ясно смысла видения. «И видех, — внимаем мы пророческому гласу из паремии праздника, — и се, полн славы храм Господень» (Иезек. 44, 4).
Такова Мариам, предвозвещенная праотцами и пророками. Вдохновенные образы, которыми они пророчествовали о Приснодеве, мы слышим во многих чтениях и песнопениях службы Успению Богоматери: «Звезда Иаковля, Валаамом пророкованная», «Руно, орошенное Навином, образованное Гедеоном», «Неопалимая Купина», «Дверь непроходимая, Иезекиилем предзримая», «Жезл Ааронов, прозябший нетление», «Святая Святых, от серафимов глаголанная».
Все эти имена Приснодевы выражали только томительное ожидание Ее пришествия, изображали только тень Ее достоинства, они — прообразы Ее славы. Ныне же снимаются покровы ветхого закона, и «одушевленная Скиния Божия» является миру во всей Своей красоте и славе, ибо событием Успения Святейший Кивот Нового Завета поставлен на свое место, у престола Божия, на небесах. «Торжествуйте, богомудрые, — приглашает творец канона Успению святой Косьма, — взирайте, людие, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше небесных обителей, земное небо вселяется в селение небесное и нетленное» (канон, песнь 4).
Праздник Успения Богоматери доставляет нам великую радость по случаю открывшейся славы Приснодевы. Но эта слава ложится ярким отблеском и на нас. Праздник Успения есть «конечное о Ней таинство», а для нас, соестественных Ей детей Адамовых, есть начало великой надежды, ибо «ныне проходно бысть небо и человеком» (чин погребения Богоматери. Похвалы, стих 80-й). Таинство Успения Богоматери подтверждает воочию ту истину Воскресения Христова, что смерть не есть уничтожение нашего существа, но является лишь ступенью для перехода от земного существования к существованию загробному и, в случае благочестивой жизни, — к вечной небесной славе.
Этот праздник имеет для нас еще одно утешение. Переселением Богоматери в небесные обители мы обрели в Ее лице пред престолом Божиим «предстательство наше и крепкое заступление; грешникам споручницу во спасение» (из акафиста Успению Богоматери). Вспомним обстоятельства первого чуда, которое сотворил Иисус Христос. Это было в Кане Галилейской, на браке в бедной семье. «Вина нет у них», — заметила присутствовавшая здесь Богоматерь. В этих немногих Ее словах звучит и робкая просьба к Своему Сыну о помощи, и теплое материнское сострадание к людской нужде. И Господь откликнулся на просьбу Своей Пречистой Матери, чудесно восполнив нужду бедных людей.
Так было в земной жизни Приснодевы. Ныне же, когда Она возвысилась к Престолу Божию и перед Нею открылись все нужды и страдания человеческие, Ее всеобъемлющее материнское сердце неотступно и неумолчно вопиет о наших нуждах пред Господом. И потому в этот день мы умиленно вспоминаем и благодарим «в молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование» (кондак праздника). Этот день знаменателен для всего рода человеческого, потому что отселе начинается необозримый океан милосердия, помощи и ходатайства за нас пред Господом, исходящих от Преблагословенной Его Матери Девы.
Свящ. И. Потапов
[1] «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», стр. 179.
[2] «Слова и речи», т. I, стр. 209.
[3] Служба на Успение, стихира 1-я на «Господи, воззвах».
[4] Служба 16 августа, на стиховне стихира 3-я.