«И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 2).
Торжествует и радуется христианин, празднуя Преображение Господа Иисуса Христа.
Торжествует он при воспоминании об этом событии, уповая, что преобразившийся Господь некогда «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3, 21).
Преображение Господа Иисуса Христа совершилось, когда душа Его всецело была поглощена мыслями о страданиях и крестной смерти. Евангелисты единогласно ставят в связь Преображение Господа Иисуса Христа с Его беседою о кресте, который, по примеру Христову, должен взять на себя каждый истинный Его последователь (Мф. 16, 24—28; 17, 1; Мрк. 8, 34—38; 9, 2; Лк. 9, 23—28).
Преображение Господа Иисуса Христа совершилось, когда Он уже видел перед Собою крест, видел гвозди, копие, гроб, видел все Свои грядущие страдания. Недаром явившиеся Моисей и Илия беседовали со Христом «о исходе Его, который хотел Он скончати в Иерусалиме» (Лк. 9, 31).
Что же общего между крестом и Преображением, между крайним пределом уничижения и величайшим прославлением?
Просветилось лицо Иисуса Христа, когда Он обрек Себя на крестную смерть во имя послушания Богу Отцу, во имя самоотвержения и любви к человечеству. Просветились лицо и одежды Его, когда Он по Своему человечеству решился поднять на Себя вышечеловеческое, и явил в Себе любовь и силу Богочеловека.
В такой тесной связи находятся крест и Преображение Господа Иисуса Христа.
И наше преображение так же тесно связано с нашим крестом, как было связано Преображение Господа Иисуса Христа с Его крестом.
Не может совершиться наше благодатное преображение здесь на земле, ни славное преображение в вечности без терпеливого безропотного несения креста.
«Слово о кресте для погибающих юродство есть...» (1 Кор. 1, 18) потому, что оно зовет к жизни по духу, зовет к мученическому венцу в борьбе со страстями, зовет к подвигу, к смирению, зовет к терпеливому несению скорбей ради Христа, зовет к подражанию всей своей жизнью Голгофскому Страдальцу.
Тот, кто погружен в тяжкий сон служения греху и пороку, тот, кто отвык, а, может быть, и не начинал еще думать о духовном, может ли он склонить непокорную волю и гордый ум перед символом кротости и святых страданий, может ли он с сердечным сокрушением исповедывать грехи свои перед крестом и Евангелием? Ему ли понять высоту страдании Вознесенного на крест? Ему ли взять на себя крест, слагающийся из тяжких трудов самоисправления и самоусовершенствования? А без несения этого креста не может человек сподобиться внутреннего, духовного преображения.
Как же происходит обновление духом ума человека (Еф. 4, 23), как происходит преображение душевного человека в духовного? Совершается оно болезненным отложением ветхого человека и состоит в том, что человек принуждает себя видеть в слове крестном, ранее казавшемся ему юродством, силу Божию (1 Кор. 1, 18), а во Христе распятом — Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), начинает познавать Бога и все существующее рассматривать в свете Евангельского учения.
Не только ум человека, но сердце и воля его должны также преобразиться. Преображаются они путем распятия себя миру, путем самоотверженной борьбы со страстями и похотьми. Победой увенчивается эта борьба, когда из сердца начинают исходить не «злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19), свойственные плотскому человеку, а плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22—23).
Если Преображение Того, Кто Сам — Свет Истины (Иоан. 1, 9), совершилось во время Его молитвенного единения с Небесным Отцом Своим (Лк. 9, 29), то может ли произойти преображение человека душевного в духовного его собственными усилиями, без благодатной помощи Божией? Нет, не может человек своими собственными усилиями победить свои страсти, а лишь с помощью силы Божией, «потому что Бог производит... и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2, 13).
Постоянным общением с Богом через молитву человек может снискать Божие благоволение, а потому и должен он дорожить более всего великим даром молитвенного обращения к Богу и глубоко сожалеть о тех днях, часах, минутах, которые унеслись от него в невозвратное минувшее неосвященными молитвою.
Молитва просветила лицо Господа Иисуса Христа как солнце, точно так же просветит и преобразит Бог каждого верующего, если он будет находиться в постоянном молитвенном общении с Отцом Светов и еще здесь на земле при всесильной Его помощи неустанно своими усилиями будет предуготовлять свое преображение в Царствии Отца Небесного, и тогда Господь наш Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Филип. 3, 21), ручательством чего служит Его собственное Преображение.
Иеромонах Леонид