(19—23 июня 1954 года)
С 19 по 23 июня в Стокгольме, столице Швеции, проходила работа Международной конференции по ослаблению напряженности в международных отношениях.
Эта Конференция была созвана по инициативе группы французских общественных деятелей, в состав которой входили депутаты Национального собрания от различных партий. Идея созыва такой Конференции была горячо поддержана во многих странах.
Она объединила широкие общественные круги, собрала вместе для обсуждения наиболее жгучих вопросов современной международной жизни представителей самых разных стран и самых различных общественных, партийных, религиозных и других организаций, в большинстве таких, которые до сего времени не входили в организованное всемирное движение сторонников мира. И все это понятно. Забота об укреплении мира и международной безопасности поднимает на борьбу все новые и новые общественные силы.
Конференция была посвящена изучению возможности улучшения международных отношений посредством мирных переговоров и путем развития экономического и культурного обмена между народами и стала крупным событием в жизни народов.
В духе взаимопонимания, в атмосфере свободной дискуссии участники Конференции обсуждали меры, которые привели бы к ослаблению международной напряженности.
В Конференции принимали самое активное участие политические деятели, представляющие различные мировоззрения, в частности: члены партии Индийский национальный конгресс, депутаты японского парламент та от всех партий, представители английской лейбористской партии, депутаты парламентов Италии и Франции, депутаты парламентов от правительственных партий Бразилии и Аргентины, депутаты Верховного Совета СССР, представители Китайской Народной Республики и стран народной демократии. В состав делегаций вошли также ученые из различных стран, писатели, представители религиозных организаций, деловых кругов, экономисты. Всемирный Совет Мира прислал в Стокгольм своих представителей.
В первый день Конференции, открытой вступительной речью проф. Капитана (бывшего министра французского деголлевского правительства), на всех нас большое впечатление произвело выступление проф. Токийского университета Иоситаро Хирано. Он подробно рассказал о последствиях экспериментов с термоядерными бомбами на Тихом океане.
На второй же день заседаний были созданы секции для более детального рассмотрения вопросов, волнующих все человечество, и для выработки резолюций. Я участвовал в культурной и религиозной секциях.
По окончании работ секций возобновились пленарные заседания.
После широкой дискуссии Стокгольмская конференция закончила свою работу, приняв Общую резолюцию, Обращение к участникам Женевского совещания и Обращение к Организации Объединенных Наций в связи с событиями в Гватемале, а также ряд «рекомендаций». В рекомендациях отражены требования мировой общественности по вопросам о мирном объединении Германии и мирном договоре с Германией, о запрещении оружия массового уничтожения, о прекращении холодной войны, о расширении культурного обмена между народами и торговых отношений между всеми странами. Религиозные деятели на своей секции приняли Обращение к верующим всех религий мира, призывающее их настойчиво бороться за мир во всем мире, против разжигания новой войны.
Все эти документы имеют большое значение. В решениях Конференции указывается реальный путь к разрядке международной напряженности, к урегулированию назревших внешнеполитических проблем, путь, который находит полнейшее одобрение у здравомыслящих и честных людей во всем мире, независимо от их политических взглядов, социального положения и религиозных убеждений.
В адрес Конференции было прислано множество приветствий от политических, общественных и религиозных деятелей различных стран.
Группа представителей советской общественности, в состав которой входил и я, прибыла в Стокгольм 18 июня.
Стокгольм — город своеобразной красоты. Фиордами и проливами он разрезан на 70 с лишком островов, соединенных между собой мостами. На каждом из островов или полуостровов — своя центральная улица и ряд красивых, монументальных зданий, облицованных гранитом. Особенно красивы, по своим архитектурным формам, королевский дворец, здание парламента, оперный театр и древние лютеранские церкви, расположенные в центре города. Как во всех городах скандинавских стран, улицы кишат множеством велосипедистов. На велосипедах едут на работу и с работы, в магазины, на рынки, в школы.
В этом городе я побывал уже во второй раз.
Наша Конференция проходила в огромном здании «Дом гражданина» в центральной части столицы.
К 19 июня все делегаты уже прибыли к открытию Конференции.
Как я уже сказал, подавляющее большинство съехавшихся на Конференцию впервые принимали участие в международном обсуждении проблем мира, и мы, старые участники движения за мир, испытывали чувства глубокого удовлетворения, переживая наше полное единодушие.
Так как на Конференцию прибыло значительное число религиозных деятелей различных стран — Австралии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Германии, Канады, Китая, Кореи, Польши, Румынии, Соединенных Штатов Америки, Советского Союза, Швеции, Японии (православные, католики, протестанты, баптисты, квакеры, буддисты), — то, по моему предложению, была образована особая религиозная секция для того, чтобы мы, церковные люди, могли обсуждать вопросы войны и мира с наших религиозных позиций.
При открытии работ нашей секции я был избран ее председателем и открыл дискуссию речью.
В результате наших работ, нами единодушно было принято Обращение к верующим всего мира с горячими призывами бороться за прекращение экспериментов с атомной и водородной бомбами, за неприменение оружия массового уничтожения в военных целях, за мирное разрешение всех спорных международных проблем. Мы призвали церкви и религиозные организации в каждой стране поддерживать дело мира в единении между собою. Мы считаем необходимым, — сказали мы в своём Обращении, — чтобы чаще происходили встречи между группами религиозных деятелей разных стран в целях укрепления уз дружбы между церквами и религиозными организациями и в целях установления контакта в борьбе за мир, это высшее благо всего человечества.
На заключительном пленарном заседании Конференции, происходившем под председательством главы индийской делегации г-жи Рамашвари Неру, я, как председатель религиозной секции, огласил текст этого Обращения, предварив его речью, в которой говорил об идее мира в различных её аспектах. Мое выступление было горячо встречено участниками Конференции.
Среди религиозных деятелей на Международной конференции, посвященной делу мира, впервые присутствовали: протестантский епископ Бразилии Цезарь Дакорсо; профессор богословия Боннского университета (Западная Германия) Ганс Иванд; протестантский священник из Австралии Норман Андерсон, объединяющий миролюбивые церковные круги Австралии; польский римско-католический священник Станислав Хуэт, генеральный викарий, профессор богословия Варшавского университета; председатель Союза китайских христианских женщин г-жа Ли Течуан; квакер из США Эрик Джонсон; представитель баптистов Швеции Сверд; представитель квакеров Швеции Бакман; Генеральный секретарь Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов А. В. Карев и многие другие, с которыми отныне нас связали чувства взаимной дружбы.
В дни Конференции пожелал познакомиться со мной настоятель старейшего шведского евангелическо-лютеранского собора пастор Оскар Рундблом. Наша беседа была дружеской. В ней приняла участие и г-жа Андреа Андреен, шведская общественная деятельница, лауреат Сталинской премии «За укрепление мира между народами».
В конце моего пребызания в Швеции я получил приглашение от главы Евангелическо-Лютеранской Церкви в Швеции архиепископа Ингвэ Брильот посетить его. По окончании работ Конференции, я выезжал для этой цели за 65 километров от Стокгольма, по живописной дороге, в древний замок Скоклостер, где меня любезно принимал архиепископ Брильот. Он просил меня передать свой привет Святейшему Патриарху Алексию и пригласил меня, в следующий мой приезд в Швецию, в свою постоянную резиденцию в древнем городе Упсала.
Никто из участников Конференции не сомневается в том, что ее резолюции и рекомендации будут поддержаны самыми широкими кругами общественности во всех странах мира, будут действенными в огромном движении всего миролюбивого человечества в защиту мира, дадут новый импульс и руководящие указания поборникам мира всех стран и народов.
Наше обращение к верующим всех религий мира не может не встретить отклика у всех верующих людей, к какой бы религии они ни принадлежали, так как дело борьбы за мир — веление нашей религиозной совести.
Митрополит Николай