ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

АРХИЕПИСКОП НИЛ (ИСАКОВИЧ)

(К ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ)

Русская Православная Церковь всегда была богата подвижниками благочестия и науки, выдающимися богословами и славными тружениками миссионерства. Таких деятелей в среде иерархов и приходских священнослужителей было так много, что история сохранила далеко не все их имена. Сами же они, по своему смирению, всеми способами избегали людского прославления.

Одним из таких подвижников, достойным самой благодарной памяти, является архиепископ Нил (в мире Николай Исакович). Из его биографии полезно вспомнить следующие факты. В 1825 году, на 26-м году жизни, Николай Исакович блистательно, со званием магистра, оканчивает курс Петербургской духовной академии и тогда же принимает иночество. Талантливый богослов и в то же время замечательный администратор, иеромонах Нил проходит нелегкое служение сначала на посту профессора и инспектора Черниговской духовной семинарии, затем Киевской духовной академии, и в тридцатилетием возрасте, уже в сане архимандрита, назначается ректором Ярославской духовной семинарии. Одновременно с ректорством архимандрит Нил соединяет настоятельство в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, основанном в XI веке.

Уже в эти годы определяется основной круг богословских и церковно-практических интересов будущего святителя. В центре круга — проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России.

Возведенный 8 декабря 1835 года в Петербурге во епископа Вятской и Слободской епархии, Преосвященный Нил взял на себя тяжелое бремя православной миссии и за первые же два года достиг больших успехов: свыше шести тысяч старообрядцев возвратились при нем в ограду Православия.

В 1838 году святитель был призван на Иркутскую епархию, которая охватывала Восточную Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых вовсе не имела в то время письменности. Церковная жизнь русского населения этой отдаленной окраины страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

В такой обстановке Преосвященный Нил ориентировался поистине замечательно. Из многих важнейших проблем епархиальной жизни он выделял наиболее неотложные, на них сосредоточивал все силы, средства, свои незаурядные способности, знания, энергию и добивался исключительных успехов. Он начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, затем вызвал многих образованных священников из внутренних русских губерний и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов.

Одновременно архиепископ Нил организовал дело храмостроительства: в течение пятнадцати лет им было сооружено более 70 церквей, из них несколько — в безлесной, тундровой зоне Якутии и в северо-западной части Камчатки.

Трудно оценить значение святительской деятельности энергичного владыки, который много потрудился для того, чтобы превратить основные очаги старообрядчества в православные приходы. Он избрал для этого единственно правильный, в условиях места и времени, путь единоверия. Много было сделано архиепископом Нилом и для просвещения христианской верой языческих народностей. Особенно большие заслуги принадлежат ему в деле просвещения бурят-монгольского народа.

Еще в XVIII столетии к бурят-монголам стала проникать русская письменность, но она долгое время не получала среди них сколько-нибудь широкого распространения. Проникла к ним и старомонгольская письменность, а вместе с нею и буддизм. Но манчжуро-монгольская грамотность, построенная на базе чуждой бурятам лексики, не могла принести им практической пользы.

Учитывая это обстоятельство, архиепископ Нил ревностно занялся изучением разговорного бурят-монгольского языка, насчитывавшего к тому времени около пятнадцати (не всегда сходных между собой) диалектов, и побуждал к тому же своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. Из последних к 1850 году наиболее выдвинулся ревностными трудами протоиерей Николай Доржев.

На китайской границе, близ Кяхты, трудами архиепископа Нила возник Чикайский скит, который стал вести большую просветительно-миссионерскую работу, а в центре бурятских поселений, в южном предгорье Саянского хребта, в 1851 году была выстроена и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь.

Изучив местные диалекты, архиепископ Нил с несколькими сотрудниками (и, прежде всего, с протоиереем Николаем Доржевым) приступил к переводам священных и богослужебных книг. Особая, почти непреодолимая на первый взгляд, трудность этого дела состояла в том, что словарный материал приходилось черпать из всех диалектов, отыскивая общие для них слова и понятия. Иначе говоря, нужно было создавать основу общебурятского литературного языка. Алфавит был принят старомонгольский.

Но несмотря на огромные трудности, к 1854 году были выпущены в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), Служебника (в литографированном виде), Часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, причащения, крещения, обручения, венчания и водоосвящения. Переводческую и редакторскую деятельность архиепископ Нил продолжал и после перевода его (в 1854 году) на кафедру Ярославскую и Ростовскую.

Уже после отъезда архиепископа Нила из Иркутска, им был закончен фундаментальный труд «О буддизме», являющийся крупным вкладом в бурято-монголоведение.

Ряд ученых-бурятоведов второй половины XIX века, как бурят, так и русских, являются непосредственными учениками и последователями архиепископа Нила.

Опубликованный в Ярославле (в 1874—1875 гг.) под скромным заглавием «Путевые записки о путешествии по Сибири» труд архиепископа Нила в течение ряда десятилетий являлся одним из лучших пособий по изучению Сибири вообще и бурят-монгольской части ее населения в частности.

Много материалов, знакомящих нас с жизнью бурят-монгол того времени, мы находим в посмертных изданиях сборников слов и проповедей архиепископа Нила.

Не порывая церковно-литературных связей со своей дальневосточной паствой, на редкость трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Как и его отдаленный предшественник святой Димитрий Ростовский, он много потрудился над возвращением в лоно Церкви раскольников-старообрядцев.

Петербургский университет высоко оценил научные заслуги архиепископа Нила, избрав его своим почетным членом. Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.

Отмечая восьмидесятилетие со дня кончины архиепископа Нила, Русская Православная Церковь воздает должное почитание памяти и заслугам этого выдающегося архипастыря, так много потрудившегося в великом деле православной миссии.

И. Шабатин, профессор Моск. дух. академии

Система Orphus