(Стокгольм, 21 июня 1954 г.)
Дорогие друзья, дорогие братья!
Я ехал сюда, на наше замечательное собрание, с надеждою найти здесь новые возможности для расширения круга друзей и поборников того великого дела, которое мы называем борьбой за мир и благоденствие народов.
И когда моего слуха коснулись первые слова сказанных в эти дни речей, моя надежда еще более окрепла. Видеть в одном собрании людей, встревоженных одной опасностью, значит убедиться в их искренности. Чувствовать среди нас одну заботу, одно желание избавиться от опасности, значит поверить в успех общих усилий. Такова основа моей надежды.
Но я хочу, чтобы моя надежда стала уверенностью в том, что никакие различия в убеждениях не помешают нам объединить свои усилия для предотвращения поистине страшной угрозы, какой человеческий мир еще никогда не испытывал: угрозы физического и нравственного крушения мира.
Эта встреча замечательна уже тем, что, при различии точек зрения на способы достижения мира, мы исключаем взаимную вражду и не хотим истреблять друг друга. Напротив, мы стремимся уяснить себе, какой способ умиротворения может оказаться в данных условиях наиболее эффективным. Поэтому надежда, с которой я приехал сюда, побуждает меня приветствовать собравшихся здесь друзей мира самым высоким и самым святым пожеланием: «Мир вам!»
Примите это евангельское приветствие от служителя Церкви, которая на протяжении всей своей истории служила умиротворению людей и теперь стоит в первых рядах поборников мира. Я говорю о Русской Православной Церкви и от имени этой Церкви, много раз за последние годы обращавшей свои призывы к христианам всего мира с целью предостеречь их от опасности и указать путь к ее предотвращению.
Церковь, которую я здесь представляю, стоит вне политики, потому что эта область человеческой деятельности не свойственна духу и служению Церкви. Но, чуждая политическим расчетам и ухищрениям, Церковь близка к человеческим скорбям и тревогам; она видит человеческие побуждения, какими направляется та или иная политика, и потому способна судить о том, куда и зачем эта политика ведет. К тому же проблемы, которых мне хочется коснуться, принадлежат столько же к области политической, сколько и к нравственному порядку вещей.
Вот почему я, служитель Церкви, ставлю вопрос: можно ли считать с религиозной точки зрения состоятельной в каком-либо отношении политику, которая рассматривает атомное и водородное оружие в качестве гарантии мира?
Конечно, нет, потому что в ее основе лежит принуждение, насилие, противное человеческому духу.
Какой бы момент политики устрашения атомной бомбой ни взять, его окончательное завершение означает не мир, а войну, потому что такая политика нравственно порочна. Она полна притязаний и, с точки зрения христианской религии, выражет духовное бессилие тех, кто хотел бы получить больше, чем имеет, и с этой целью готов был бы покуситься на жизнь и свободу народов. Такая политика достойна всякого противодействия.
Когда взорвалась водородная бомба на Бикини и обозначились пагубные последствия этого взрыва, все народы нашей планеты возмутились духом. Но они не впали в отчаяние. Не страх, а протесты вызвал опыт с водородной бомбой, ибо не оскудела еще в человечестве совесть и не иссякла его вера в непреложность нравственных законов, которыми держится мир.
Если до взрыва водородной бомбы многие среди людей еще питали некоторые иллюзии относительно ее морального воздействия на предполагаемых противников, то, наблюдая страшные и непредвиденные последствия этого взрыва, люди всех наций, религий и убеждений поняли, какой опасности подвергается все человечество, вся его культура, самая природа и вся жизнь на земле.
Можно сказать, что взрыв водородной бомбы, вызвав, в моральной сфере взрыв возмущения, разрушил многие перегородки и средостения между людьми. Человеческий мир пришел в крайнее возбуждение, он до сих пор волнуется, как океан перед бурей, и мощные волны протестов проносятся по лицу всей земли, требуя неотложного запрещения атомного и водородного оружия, о чем Русская Православная Церковь громко возвышает свой голос во все последние годы.
Весь мир облетела весть о недавнем энергичном протесте против американских опытов с водородной бомбой Архиепископа Кентерберийского Джоффри Фишера, Архиепископа Йоркского д-ра Гарбетта, пастора Мартина Нимеллера и многих других виднейших представителей христианских церквей Запада.
Католический архиепископ Вестминстера кардинал Гриффин заявил в своей пасхальной проповеди в этом году, что «опустошительные последствия взрыва водородной бомбы должны в еще большей степени побудить нас самоотверженно стремиться к мирному урегулированию международных отношений». Осудив опыты с водородной бомбой, он сказал, что ее нельзя считать средством укрепления мира.
С большой силой высказался по этому поводу и Римский Первосвященник Папа Пий XII в своей пасхальной проповеди 1954 года: «Мы спрашиваем: как долго будут отворачиваться люди от сияющей благодати Воскресения и долго ли они будут ждать безопасности от смертоносного света нового оружия? До каких пор они будут противопоставлять свои планы ненависти и смерти закону любви и обетованию жизни, данному нашим Спасителем?»
На Чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира, состоявшейся в Берлине 24—28 мая текущего года, была единогласно принята резолюция, в которой говорится: «От имени народов мы требуем в качестве самой неотложной меры — заключения международного соглашения, содержащего обязательство не производить более испытаний атомных и водородных бомб и не применять этих видов оружия».
Из множества выступлений, протестов, резолюций, выражающих сегодняшнее настроение народов, я привел лишь несколько и для того, чтобы показать реакцию мирового общественного мнения на эксперимент с водородной бомбой. Эта реакция, как мы видим и знаем, состоит в одном требовании: запретить применение всех средств массового уничтожения.
Таков ответ неповрежденной человеческой и религиозной совести и здравого ума на водородную бомбу. Действуя ободряюще, этот ответ выражает наше тяготение к жизни, к соблюдению ее законов. А законы жизни обязывают человека обратить открытые им тайные силы материи на улучшение условий своего существования, а не на то, чтобы уничтожать жизнь. Те же законы требуют, чтобы человек при встрече противоположных желаний обращался не к атомному оружию, а к нравственным началам справедливости и любви, в которых заключается самое прочное условие для водворения мира между людьми и народами.
Всякое иное отношение к проблеме использования атомной энергии будет означать, что она, наряду с биологическим и химическим оружием, парализует самое стремление людей к жизни или же развяжет войну, в которой может победить только смерть.
Вот почему в данный момент, как никогда в другое время, всем людям доброй воли, всем христианам, всем верующим необходимо придти к единству в борьбе за полное запрещение оружия массового уничтожения, за неприменение его в военных целях, за прекращение опытов с его испытанием!
Добиться этой цели — значит рассеять пессимизм людей, сложивших руки в ожидании общей гибели, значит повысить тонус жизни и успокоить умы, чтобы они стали способны проводить нравственно здоровую политику; это значит восстановить доверие между народами, необходимое для мирного разрешения международных противоречий.
Мы все знаем, что устранение той опасности, какая заключается в атомном и водородном оружии, сразу же показало бы ненужность гонки вооружений и заставило бы правительства всех стран встать на путь сокращения расходов на эти вооружения к великому удовлетворению народов. Тогда изменилась бы самая атмосфера, в которой живут народы, и всякая трудность оказалась бы легко преодолимой общими силами.
О, дорогие братья, дорогие друзья мира! Все, как один, возвысим свой пламенный, идущий из глубины нашей христианской, нашей религиозной совести, голос против угрозы применения атомного оружия!
Но, добиваясь объявления вне закона атомного и водородного оружия, необходимо помнить, что эта неотложная проблема не должнаоставлять в забвении, или даже в тени, те неразрешенные конфликты, которые в любой момент могут сделаться точкой приложения всеистребляющей силы этого оружия. Я имею в виду, прежде всего, индо-китайский вопрос и необходимость его разрешения в духе справедливости и уважения национальных чаяний каждого народа.
Ни с христианской, ни с общечеловеческой точек зрения невозможно мириться с фактом кровопролитной войны, которая в течение восьми лет ведется в Индо-Китае христианской страной. Это противоречит духу христианской культуры, которой гордится Запад, и потому должно быть прекращено ради утверждения этой культуры и ее принципов и ради того, чтобы эта война не привела к распространению конфликта на весь мир.
Не менее тяжелым продолжает оставаться положение в Корее и в Германии. Эти страны отстоят далеко друг от друга, но положение их во многом сходно: каждая из них страдает от искусственного расчленения и является местом, где, вследствие столкновения интересов и принципов, может вспыхнуть военный пожар в мировом масштабе.
Какой же выход из этого опасного положения представляется нам, христианам?
Религиозная совесть, дух христианского братства требуют, чтобы все международные споры решались не силой, не войной, а мирными переговорами и взаимным соглашением.
И разум, не смущаемый политическими склонностями и расчетами, прямо указывает на необходимость продолжения переговоров, начатых в Берлине и перенесенных затем в Женеву. Эти переговоры нужно продолжать до победного конца, и если их участники будут подходить к корейскому и германскому вопросам с мерой общей безопасности, то нужное решение не заставит себя долго ждать: оно должно выразиться в предоставлении народам Кореи и Германии права самостоятельно заняться устройством своей внутренней жизни при соблюдении одного условия, которое не позволило бы Корее и Германии стать плацдармами для военной агрессии.
В заключение нельзя не указать на то, что затронутые мною проблемы могли бы сразу же получить должное разрешение, если бы только была установлена система коллективной безопасности народов. Эта система, с христианской точки зрения, должна представляться как бы священным союзом всех стран, берущих на себя торжественное обязательство действовать на международной арене только в интересах мира и ограждения друг друга от агрессии.
Действительно, может ли быть что-либо более надежное в смысле безопасности, чем система коллективного ее обеспечения? Стоит только заключить общеевропейский или еще более широкий договор между государствами о взаимной поддержке друг друга, и сразу же станут ненужными замкнутые военные союзы, прекратится гонка вооружений и начнется их постепенное сокращение, наладятся экономические и культурные связи между народами, и мирное их сотрудничество станет фактом, способствующим прогрессу и процветанию всего человечества. Дух мира, любви, братства восторжествует!
Конечно, все это благополучие возможно только при известном условии, значение которого нужно хорошо понять. Дело в том, что в поисках мира нельзя не считаться с экономическими и политическими факторами, тем более, что в глазах политиков они являются решающими. Действительно, эти факторы могут благоприятствовать и не благоприятствовать делу мира и сотрудничества народов. Но именно в этом и заключается указание на их зависимость от духа, которым они создаются и направляются. Политика и экономика, как средства международных отношений и как определяющие эти отношения факторы, находятся в руках людей, движимых в своей деятельности теми или иными нравственными побуждениями. И если эти побуждения проникнуты духом любви и справедливости, то для решения международных проблем совсем не нужно пользоваться аргументом силы или превосходства в вооружениях.
В этом именно и заключается решающее условие успеха таких мероприятий, как заключение договора о коллективной безопасности.
Достаточно понять это условие, и тогда всем станет ясно, что подлинной гарантией международного мира должен служить дух миролюбия, а не водородная бомба, которая может гарантировать только гибель народов и разрушение их культуры.
Дорогие друзья, дорогие братья! Послужим священному делу мира своими усилиями, своим взаимным доверием друг к другу, единством духа и взаимопониманием!
Осудим войну! Дух мирных переговоров да восторжествует над духом силы! Вместе со всеми миролюбивыми людьми всего мира будем спасать мир от катастрофы!
Сомкнем крепко наши руки, станем широким кольцом, цепью из многих миллионов звеньев вокруг великого сокровища — мира, этого высшего блага для всего человечества!
И не устанем звать в великую семью поборников мира во всем мире новые и новые миллионы людей всех стран, всех верований, всех убеждений!
Митрополит Николай