Берлин, 1952 год, стр. 184 (на немецком языке)
В 1952 году в Берлине вышла в свет, в переводе на немецкий язык, изданная д-ром Куртом Алишем книга «Патриарх Сергий и его духовное наследство» с предисловием епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии Миценгейма.
В книгу вошли избранные статьи и главы из сборника того же названия, выпущенного издательством Московской Патриархии в 1947 году.
Опубликованный материал раскрывает перед немецким читателем облик выдающегося церковного деятеля и патриота Святейшего Патриарха Сергия. Значительное место в книге уделено материалам, отражающим жизнь Русской Православной Церкви после кончины Патриарха Сергия. К сборнику приложен также перевод «Положения об управлении Русской Православной Церковью».
Чем объясняется внимание Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии к жизни и устройству Русской Православной Церкви? Прежде всего, как говорит об этом вышеупомянутое предисловие, «евангелические христиане Германии очень мало знают о Русской Православной Церкви, а поскольку «с точки зрения истории церкви мы живем в Германии в период перехода от государственной церкви к самостоятельной, отделенной от государства церкви», — период, уже пройденный Русской Православной Церковью, — «мы должны знать и принимать во внимание» достигнутое Русской Церковью решение проблемы урегулирования отношений между церковью и государством.
Далее, этот интерес нельзя рассматривать вне фактов, свидетельствующих о внимании евангелических кругов Германии к Православию и, прежде всего, к Русской Православной Церкви. Так, за последние годы в немецкой евангелической литературе появился ряд серьезных исследований о Православии, главным образом, о Русской Церкви. В университете Мартина Лютера в Галле учрежден институт по изучению Православия, возглавляемый известным богословом д-ром Конрадом Оняш.
Все это нельзя не поставить в связь с пробуждением в немецком протестантизме сознания необходимости приблизить евангелическую догматику к учению неразделенной Церкви, к чему можно идти путем углубления доктрины и обрядового обогащения культа.
Поэтому закономерным представляется замечание епископа Миценгейма, что отличие догмата и культа Русской Православной Церкви от учения и обрядности Евангелической Церкви, как оно следует из материалов книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», не умаляет значения этой книги для немецкого читателя, но указывает, «как важно было, издав такой сборник статей, положить начало собеседованию о Русской Православной Церкви и с Русской Православной Церковью.