БЕССМЫСЛЕННЫЙ ВЫПАД

В еженедельной газете Константинопольской Патриархии «Апостолос Андреас» за 1954 год (№ 141, 6 марта) помещена заметка под заглавием: «Иерусалимская Патриархия перед лицом большой опасности». Автор заметки некто Т. Папайяннопулос принадлежит, повидимому, к тому кругу политиканствующих фанариотов, которые причиняли и причиняют немало вреда Греческой Церкви и всему Восточному Православию своим вмешательством в церковную жизнь. Одержимые безумной идеей панэллинизма они враждебно относятся ко всему не греческому и своими злобными выпадами нередко вызывали и вызывают печальные междуцерковные конфликты. К числу такого рода выпадов относится и указанная выше заметка.

Автор ее начинает свои злопыхательства с панического заявления, что «Иерусалимской Патриархии угрожает опасность, причем опасность скрытая, предвещающая несчастье не только Православной Церкви, но и всему ромейству». В чем же эта опасность? Оказывается, врагов у Иерусалимской Патриархии очень много. К ним принадлежат все народности и исповедания не греческой национальности, но самым опасным врагом являются русские. Этот враг, по заявлению Папайяннопулоса, старался всегда завладеть Иерусалимской Патриархией при помощи коварной щедрости. Русские воздвигали на Святой Земле монастыри и гостиницы, основывали школы, предоставляли Иерусалимской Церкви обильную денежную помощь и вели настойчивую пропаганду, чтобы подчинить своему контролю Православную Патриархию. Октябрьская революция на несколько лет прекратила русское давление, но с некоторого времени славянский коммунизм, по выражению заметки, возобновил свой натиск будто бы с целью подчинить Иерусалимскую Патриархию власти Кремля и разрушить вековое предание о принадлежности грекам памятников Святых мест.

Трудно сказать, для какого круга читателей предназначается указанная заметка. Ни один из православных жителей не только Палестины, но и всего Востока, начиная с иерархов и кончая рядовыми верующими, не согласится с подобного рода утверждениями. Православный русский народ, действительно, всегда проявлял глубокое благоговение к Святой Земле и великую заботу об ее нуждах, и Православная Русская Церковь на протяжении последних столетий, особенно через Духовную Миссию (с 1847 года) и через Православное Палестинское Общество (с 1882 года) сделала немало в отношении материальной, моральной и культурной помощи Иерусалимской Патриархии. Но в своей благотворительной деятельности на Православном Востоке вообще, и в Святой Земле в частности, Русская Церковь никогда не преследовала и не преследует каких-либо политических, а тем более захватнических целей и не имела в виду никакой пропаганды. В основе этой деятельности лежало единственное стремление братски помочь Иерусалимскому Патриаршему Престолу удержать свою паству в православной вере и охранить ее от соблазнов инославной пропаганды. О такой высокой, чисто религиозной миссии русских в Палестине свидетельствуют не только православные, но и католические писатели, посетившие Святую Землю. Так, известный монах Августинского ордена Аврелий Пальмиери, побывавший в Святой Земле, поместил в латинском журнале «Bessarione, rivista di studi orientali» статью о своем путешествии, в которой пишет: «Деятельность России в Святой Земле внушена не политикою, ее цели не честолюбие и ее усилия не направлены на обращение туземцев в Православие, ни на завоевание торгового первенства на Востоке. Жертвы, возлагаемые на себя Россиею для укрепления своего влияния в Палестине, направлены лишь для охранения религиозных интересов, на то, чтобы удержать местных православных в вере их предков» [1]. После столь ясных заявлений о деятельности русских в Святой Земле со стороны латинского монаха чрезвычайно странно слышать злобные выпады против русского Православия из уст единоверного грека. Невольно напрашивается вопрос: чем вызвано такое злопыхательство?

Ответ на этот вопрос мы находим в заключительных словах заметки, где говорится о быстром сокращении греческой колонии в Иерусалиме и о росте православного арабского населения.

Таким образом, автора заметки беспокоит не судьба Иерусалимской Патриархии и даже не судьба Православия, а падение греческого влияния в Палестине. Известно, что до недавнего времени вся высшая иерархия Иерусалимского патриархата избиралась из греков и все управление Иерусалимской Церковью осуществлялось из Константинополя. При господстве греческого элемента в церковном управлении интересы и нужды туземного православного арабского населения игнорировались. По свидетельству епископа Порфирия Успенского и многих других знатоков Востока, греки не посвящали арабов в церковно-иерархические степени, не принимали в монахи и в состав Святогробского братства, враждебно и даже с презрением относились к ним, называя их нечистым племенем, варварами и рабами. Вот о такой-то системе ксенократии и сожалеет автор заметки, считая виновными в упадке греческого господства в Святой Земле все православные церкви и особенно Русскую.

Всем известно, что Православная Россия всегда была на стороне угнетенных единоверных народов Востока и оказывала им посильную помощь. В частности, она взяла под свое духовное покровительство забитое православное арабское население Палестины, защищая его в прошлом от крайнего произвола турецких властей и от притеснений со стороны константинопольских фанариотов. Но такую же помощь и даже значительно большую оказывал русский народ и православному ромейству со времени падения Византии. Если внимательно просмотреть историю сношений России с греческим миром за последние пять столетий, то станет ясно, что Православная Русь являлась истинной защитницей и опорой Вселенского Православия с момента господства турок на Востоке. Так смотрели на нее и представители восточных церквей. Александрийский Патриарх Мелетий Пигас писал царю Феодору Ивановичу: «Восточная Церковь и четыре патриархата православные не имеют другого покровителя, кроме твоей царственности; ты для них как бы второй великий Константин. Да будет твое царское величество общим попечителем, покровителем и заступником Церкви Христовой» [2]. Иерусалимский Патриарх Софроний обращался к Борису Годунову: «Кроме Бога иного помощника не имеем и заступника и покровителя во днях сих, и на тебя возлагаем все наши упования и надежду и к тебе прибегаем» [3].

В одном из посланий к русскому царю Константинопольского Патриарха Парфения (1644 год) мы читаем: «Поистине сильно имя Божие, что во стольких печалях и тесноте, какие имеем от нечестивых, Бог дал великое утешение и охранение — державное ваше святое царствие, в похвалу и утверждение и помощь всем православным христианам» [4].

До средины XVIII века покровительство России Православному Востоку ограничивалось широкой благотворительностью и моральной поддержкой. Со второй половины этого столетия русское правительство предпринимает ряд политических и дипломатических акций в защиту религиозных и национальных прав подвластного Турции православного населения. Во всех почти столкновениях с Портой и мирных договорах с ней Россия неизменно выдвигала в качестве одного из требований улучшение участи восточных христиан. Во время национально-освободительной борьбы греков в начале XIX века русские не только морально, но и силой оружия поддержали это движение и обеспечили его успех. Можно без преувеличения сказать, что Греческое государство, получившее признание Порты по Адрианопольскому миру 1829 года, обязано своим существованием в значительной степени России.

Таким образом, великий русский народ оказывал в прошлом могущественную помощь православным церквам и народам Востока, причем эта помощь никогда не преследовала каких-либо корыстных, захватнических целей. Она вытекала из братского участия к судьбе единоверных восточных братьев. Тем же духом братской любви и дружбы проникнуты и современные отношения русских людей и Русской Церкви к Православному Востоку. Только злостные клеветники могут отрицать миролюбивый характер нашей политики. Поэтому всякого рода заявления о русской агрессии, исходящие из среды безумных ревнителей панэллинизма, представляют собою не что иное, как бессмысленные выпады.

А. Иванов

[1] «Русское паломничество с латинской точки зрения», Сообщения Православного Палестинского Общества, 1903, стр. 217.

[2] Профессор Н. Ф. Каптере в, Характер отношений России к Православному Востоку в XVI—XVII веках, Сергиев посад, 1914, стр. 31.

[3] Муравьев, Сношения России с Востоком, т. 1, стр. 291.

[4] Профессор Н. Ф. Каптерев, Цит. соч., стр. 31.

Система Orphus