АНТИОХИЙСКОЕ ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ В МОСКВЕ

I

Православная Русская Церковь, верная заветам Христа и Апостолов, всегда поддерживала самое тесное общение со всеми другими православными церквами в духе братской любви и согласия. Показательным примером братского церковного единения являются отношения между Русской и Антиохийской церквами. «Наши отношения с Россией, — заявил Патриарх Антиохийский Александр III, — начались с начала Православия. Отношения эти древние и не могут быть слабыми, не могут разорваться» [1].

Действительно, тесная связь между Русской Церковью и Антиохийским патриархатом устанавливается с момента утверждения на Руси. Как известно, первыми распространителями Православия среди нашего народа были восточные пастыри, среди которых исключительное место занимает св. Михаил, первый митрополит Киевский, родом из Сирии. И в дальнейшем Православный Восток помогал строительству церковной жизни на Руси. Со своей стороны Русская Церковь принимала самое живое участие в судьбе восточных церквей, откликаясь на их нужды и оказывая им всевозможную помощь.

Значение Русской Церкви, как опоры Православного Востока, особенно усилилось после завоевания Византии турками. С этого момента восточные христианские народы стали смотреть на Православную Русь, как на единственную охранительницу и защитницу Вселенского Православия.

Тесное общение православных церквей осуществлялось и осуществляется в различных формах. Одним из наиболее действенных видов духовной связи между ними служит устройство одной Церковью в пределах другой подворий и храмов. Таково, например, Антиохийское патриаршее подворье в Москве, которое на протяжении своего векового существования много послужило укреплению взаимоотношений Русской и Антиохийской церквей.

Антиохийское подворье было даровано Антиохийскому патриаршему престолу в декабре 1848 года по усердию великого русского иерарха митрополита Московского Филарета. Это произошло при следующих обстоятельствах. Блаженной памяти патриарх Антиохийский Мефодий (1837—1850), озабоченный нуждами церквей и монастырей в Сирии, а также инославной пропагандой, отправил в 1842 году в Москву для сбора приношений митрополита Илиопольского Неофита с трогательным посланием, в котором описал бедственное состояние Антиохийской Церкви, страдавшей от притеснения турок и от пропаганды католиков. Послание патриарха Мефодия, опубликованное в брошюре «Антиохийская Церковь», встретило живой и горячий отклик в церковных кругах России, и в адрес митрополита Неофита, проживавшего на Троицком подворье в Петербурге, потекли обильные пожертвования. Тогда же святитель Московский Филарет добился разрешения Святейшего Синода о передаче Вознесенско-Ипатиевской приписной церкви в Москве в ведение Антиохийского патриаршего престола. Как видно из указа Синода, вышеупомянутая церковь со всей утварью и церковной землей была сделана Антиохийским подворьем для того, чтобы приобретаемые ею средства шли на духовно-просветительную работу среди духовенства и паствы Сиро-Антиохийской Патриархии [2].

Первым настоятелем подворья был упомянутый выше митрополит Неофит. Его деятельность на благо Антиохийской Церкви была весьма успешной. Он собрал значительные пожертвования в России, часть которых отослал Антиохийскому патриарху, а другую часть положил в государственный банк для пользования процентами.

К сожалению, митрополит Неофит управлял подворьем всего пять лет и умер в 1853 году в Москве. Он погребен в Покровском миссионерском монастыре. Перед своей кончиной митрополит Неофит оставил сумму в двадцать тысяч рублей, которую завещал положить в московскую сохранную казну с тем, чтобы после удвоения капитала проценты с него поступали на содержание духовных училищ в Сирии. От этого деятельного настоятеля сохранилась брошюра под заглавием «Сирийская Церковь», в которой кратко описывается состояние Сирийской Православной Церкви того времени.

Вслед за митрополитом Неофитом подворьем временно управлял архимандрит Анфим, грек с острова Кипра (1853—1861), а после него — архимандрит Гавриил родом из Дамаска. Он привез с собою в Россию двух молодых сирийцев для обучения в русских духовно-учебных заведениях. Деятельность его выразилась, между прочим, в издании «Воззвания ко всем православным христианам Церкви Всероссийской» (1868), в котором дано и краткое описание нужд Антиохийского престола. Благодаря этому воззванию архимандрит Гавриил собрал довольно значительное количество денежных пособий и церковной утвари для бедствующих церквей и монастырей Антиохийского патриархата.

II

Нужно сказать, что в этот период существования Антиохийского подворья исключительное значение в его жизни имело участие митрополита Московского Филарета. Оно выразилось не только в учреждении подворья, но и во многих других актах, направленных на благо Антиохийской Церкви и всего Православного Востока. По словам греческой газеты «Гармония», в лице славного Московского архипастыря православные восточные церкви имели мудрого советника, любвеобильного помощника, защитника и неустанного сомолитвенника. «Отовсюду видная нравственная и духовная личность дивного святителя Филарета, — говорится в газете, — разливала оживление и утешение на все, изнуренные тягостью времени, церкви наших стран; одушевляла и оживляла единое и нераздельное тело Православия. Он был для него одним из очередных ангелов хранителей, но ангел земной и, следовательно, смертный» [3].

Когда митрополит Филарет скончался, то известие о его смерти было воспринято с великой скорбью всем православным миром. Глава Антиохийской Церкви патриарх Иерофей направил Святейшему Синоду особое послание, в котором высказал скорбь Антиохийского престола по поводу кончины святителя. «Когда за несколько времени пред сим, — писал патриарх Иерофей, — по всей необозримой России праздновалось по высочайшему указанию пятидесятилетие иераршего служения досточтимейшего митрополита Московского Филарета и вся Православная Восточная Церковь ликовала и радовалась по поводу этого светлого всенародного торжества Церкви, восхищаясь христоподражательными его совершенствами, тогда и мы, наряду с другими, и более чем кто-либо, радовались и веселились о сем... Теперь же мы внезапно поражены были неутешною скорбию, и наша прежняя радость сменилась печалию и слезами» [4].

III

Архимандрит Гавриил, назначенный настоятелем Антиохийского подворья еще при жизни митрополита Филарета, в 1871 году был избран митрополитом Бейрутским, и на его место прибыл в Москву митрополит Пальмирский Кирилл из Константинополя. Во время своего настоятельства на подворье он успел послать в Антиохию большую сумму денег для возобновления собора святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, разрушенного землетрясением, но вскоре заболел и вернулся в Дамаск, где скончался в 1882 году.

После Кирилла подворьем управлял сначала иеромонах Исаия из Златоустовского монастыря, а затем другие русские иеромонахи, и так продолжалось до 1879 года, когда в Москву для управления подворьем прибыл из Сирии архимандрит Христофор. Зная прискорбное и плачевное состояние Антиохийского престола, окруженного со всех сторон разными сильными и богатыми иноверными пропагандистами, он решил увеличить доходы подворья построением домов. Но средств для этого не имелось. Тогда он обратился к Московскому митрополиту Макарию с просьбой о помощи. Митрополит Макарий благословил, чтобы Московская духовная консистория одолжила архимандриту Христофору из сумм Перервинского монастыря двадцать тысяч рублей. На эти деньги архимандрит Христофор выстроил каменные дома при подворье и приобрел для сирийских церквей немалое количество священных облачений и церковной утвари. Кроме того, он во время своего настоятельства выписал из Сирии несколько учеников, которые направлены были в русские духовные школы.

В 1889 году настоятелем подворья был назначен архимандрит Рафаил. По окончанию Халкинского богословского училища он в течение двух лет состоял проповедником Антиохийского престола, а затем приехал в Россию для изучения русского языка и был принят в Киевскую духовную академию. Здесь его рукоположили в сан иеромонаха, а вскоре возвели в сан архимандрита. Находясь на посту настоятеля Антиохийского подворья, архимандрит Рафаил значительно улучшил его материальное положение.

В 1900 году Патриарх Антиохийский Мелетий назначил настоятелем Антиохийского подворья иеромонаха Александра Тахана (ныне здравствующего Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Александра III), который в 1903 году был возведен Московским митрополитом Владимиром в сан архимандрита. Несмотря на свое кратковременное управление подворьем, архимандрит Александр весьма много сделал для улучшения его положения.

В 1903 году архимандрит Александр избирается на Киликийскую митрополичью кафедру, и Антиохийское подворье переходит в управление к сирийцу Илиасу Абу-Русу, только что получившему в России духовное образование и посвященному в иерейский сан. Через некоторое время его сменил архимандрит Антоний Мубаев, который оставался на посту настоятеля подворья до 1920 года.

После некоторого перерыва Антиохийское подворье возобновило свою деятельность, но уже на новом месте. В июле 1948 года Московская Патриархия передала Антиохийской Церкви для подворья исторический храм во имя св. Архангела Гавриила и стоящий рядом с ним храм во имя св. Федора Стратилата в Москве. Промысл Божий устроил так, что передача подворья Антиохийскому патриархату совершилась ровно через 100 лет после основания его приснопамятным митрополитом Московским Филаретом.

Подворье было передано Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем Антиохийской церковной делегации, которую возглавлял Митрополит Эмесский Александр. Выражая от лица делегации и Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Александра глубокую благодарность Святейшему Патриарху Алексию и всей Русской Православной Церкви, он сообщил, что настоятелем подворья назначается прибывший вместе с делегацией из Сирии архимандрит Василий.

Несмотря на молодой возраст, новый настоятель с первых шагов своего служения заявил себя ревностным пастырем, заботливым и энергичным благоустроителем подворья и деятельным проводником великой идеи расширения и укрепления духовно-религиозных и культурных связей между Русской и Антиохийской церквами.

Чтобы ближе стать к своей русской пастве и глубже понять особенности русской церковной жизни, о. Василий сейчас же, после назначения его настоятелем, усердно занялся изучением церковно-славянского и русского языков, а затем поступил в Московскую духовную академию, которую и окончил в 1953 году по первому разряду с ученой степенью кандидата богословских наук.

При отеческом попечении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и под умелым руководством настоятеля архимандрита Василия Антиохийское подворье было скоро приведено в цветущее состояние.

Как протекает жизнь подворья, об этом можно узнать из письма настоятеля подворья архимандрита Василия на имя Митрополита Тиро-Сидонского Булос Кури. «Без сомнения, — пишет архимандрит Василий, — Ваше Высокопреосвященство, интересуетесь моим положением в той стране, которая так близка нашему сердцу. Поэтому я могу Вам сказать, что я не нахожусь в чужой стране, благодаря гостеприимству русского народа и отеческому и пастырскому попечению Его Святейшества Патриарха Алексия. Церковь нашего подворья очень красивая, историческая, средних размеров, всегда переполненная народом... В нашем храме служат два священника и один диакон, хор из 20 человек, богослужение продолжается непрерывно не меньше трех часов, и народ, стоящий в храме, слушает и молится с любовью и воодушевлением... Верующие жертвуют весьма охотно для церкви из своих средств, а также и для священника. Священники относятся к верующим с отеческой любовью... О, как, Ваше Преосвященство, Вы были бы весьма довольны и счастливы, если бы когда-нибудь Господь сподобил Вас самих приехать в Россию и самолично увериться в том, что я Вам пишу...»[5].

Это письмо свидетельствует о постоянной и все более укрепляющейся духовной связи Антиохийской Церкви с русским Православием, выражающейся в непрерывном молитвенном общении и культурных сношениях, которые осуществляются, главным образом, через Антиохийское подворье.

О том же говорит одно из посланий Блаженнейшего Патриарха Александра III, направленное к причту, старосте и прихожанам подворья в ответ на их поздравления с праздником святых апостолов Петра и Павла 10 августа 1950 года. В послании своем Антиохийский Первосвятитель писал: «Два года тому назад наше подворье в Москве начало вторую сотню лет своего существования, на всем протяжении которого оно с большим успехом выполняло роль связующего звена в культурном и духовно-религиозном отношениях между древней Антиохийской Церковью и ее могущественной Сестрой и защитницей Православия Церковью Российской».

А. Алексеев

[1] Заявление Патриарха Александра газете «Кольшай» в Бейруте. Ливан, август 1952 года.

[2] Архимандрит Рафаил, Антиохийское патриаршее подворье, М., 1891, стр. 5—7.

[3] Цитируем по «Христианскому Чтению», 1868, № 3, стр. 449.

[4] «Православное Обозрение», 1868, май, стр. 5—6.

[5] «Подворье Антиохийской Церкви в Москве», «Журнал Московской Патриархии», № 3, 1949, стр. 9.

Система Orphus