(К 50-летию епископского служения Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Александра III).
Только действием Промысла Божия можно объяснить то явление, что в важные и трудные моменты истории Церкви во главе ее оказываются такие сильные духом архипастыри, как святой Иоанн Златоуст, Патриарх Фотий, Московские Святители Алексий и Гермоген, Митрополит Филарет, Патриарх Сергий и другие. К сонму особо избранных Богом светильников Церкви следует причислить и ныне здравствующего Патриарха Антиохийского Блаженнейшего Александра III.
В нынешнем году Антиохийская Церковь отмечает 85-ю годовщину рождения своего Первоиерарха и 50-ю годовщину его архиерейского служения. Уже одно это долголетие жизни и архипастырской деятельности Патриарха Александра свидетельствует о великой милости Божией, на нем почивающей. Немного найдется лиц, так долго служивших беспрерывно и неустанно своей Церкви и своему народу.
Возвышаясь по церковно-иерархической лестнице от простого инока до звания Первосвятителя одной из старейших апостольских кафедр, Блаженнейший Патриарх Александр беззаветно отдавал и отдает свои силы делу спасительного воспитания антиохийской паствы, всегда оставаясь верным сыном своей родины. Его имя с уважением и почетом произносится не только на Православном Востоке, но и на Западе. Особой известностью и любовью оно пользуется в Русской Церкви.
И не только имя, но и самый внешний облик Патриарха хорошо знаком и близок сердцу православных русских людей, не раз встречавших у себя маститого архипастыря. Небольшой рост, вдохновенное аскетическое лицо, напоминающее древних восточных подвижников, живой взгляд, светлая кроткая улыбка, — все эти внешние черты отражают величие его внутреннего мира.
Много обстоятельств способствовало развитию и укреплению в Патриархе Александре его высоких духовных качеств и подготовке его к достойному прохождению первосвятительского служения. Здесь имели значение и оказали свое влияние и древность кафедры, овеянной славой великих подвигов ее основателей, и святость мест, где звучала проповедь святых апостолов и где произошло обращение к свету Христова учения святого апостола Павла, и образы древних богоносных мужей и предстоятелей Антиохийской Церкви — святого Игнатия Богоносца, Феофила, Иоанна Златоуста, — и унаследованные от апостольских и святоотеческих времен вселенские традиции, и, наконец, чрезвычайно благоприятные условия его воспитания.
Патриарх Александр родился 9 мая 1869 года в г. Дамаске в трудовой благочестивой семье. Поступив в начальную школу, он своими замечательными способностями и необычно приятным голосом вскоре привлек к себе внимание архидиакона Антиохийской Церкви Афанасия, впоследствии митрополита Эмесского. Провидению угодно было, чтобы будущий поборник вселенского единства с первых дней своего обучения оказался под покровительством искреннего друга Русской Церкви. В 1886 году 17-летний питомец Афанасия, измлада возлюбивший Христа, принимает от Патриарха Герасима пострижение в иноческий чин и с этого момента всего себя отдает на служение Святой Церкви.
В 1887 году инок Александр, при содействии архидиакона Афанасия, направляется для получения богословского образования в греческую духовную семинарию на острове Халки, где остается в течение семи лет. Во время обучения в Халкинской школе скромный инок-араб всех поражал своими выдающимися дарованиями и трудолюбием. Будучи иностранцем, он настолько преуспевал в греческом и других языках (еврейском, латинском, французском, турецком), а также во всех прочих дисциплинах, что память о нем, как об исключительно даровитом воспитаннике, сохранилась в школе до настоящего времени. В 1894 году инок Александр рукоположен был во иеродиакона и в том же году блестяще окончил Халкинскую семинарию, заняв первое место в выпускном списке. Успехи иеродиакона-араба вызвали удивление у Константинопольского Патриарха, и последний отправил Антиохийскому Патриарху поздравительную телеграмму, в которой выражал восхищение способностями Александра, называя его гордостью Халкинской школы и предсказывая ему великую будущность.
Возвратившись с Халки на родину, иеродиакон Александр застал своего покровителя архидиакона Афанасия уже в сане митрополита Эмесского, при котором некоторое время занимал должность секретаря и проповедника. Но вскоре он должен был понять, что полученные им в Халкинской школе знания недостаточны для твердого руководства паствой и для защиты ее от происков католиков и протестантов. Требовалась более высокая богословская подготовка, которую можно было получить только в России. Туда и направился молодой проповедник в 1897 году, чтобы поступить в Киевскую духовную академию. Здесь, как и в Халкинской школе, он проявил себя подлинным энтузиастом науки. Живым свидетелем его успехов и примерного поведения, как студента академии, является нынешний профессор Московской духовной академии, наш крупный богослов, протоиерей С. В. Савинский.
Антиохийская Церковь переживала в то время тяжелый внутренний кризис, вызванный борьбой вокруг патриаршего престола между национальной арабской партией и греками. Этими нестроениями поспешила воспользоваться инославная пропаганда, усилившая свой натиск на Православие. Чтобы справиться с затруднениями и укрепить свое положение. Антиохийская Патриархия нуждалась в средствах. Одним из важных источников материальной поддержки Антиохийского престола являлось Антиохийское патриаршее подворье в Москве. Желая улучшить состояние подворья, Патриарх Мелетий нашел нужным назначить в настоятели подворья студента Киевской духовной академии иеродиакона Александра. В 1900 году Александр был вызван в Дамаск, рукоположен патриархом в сан иеромонаха и затем направлен в Москву для управления подворьем.
В звании настоятеля подворья иеромонах Александр оставался в течение трех лет и за это короткое время успел проявить столь плодотворную деятельность, что она отмечена была в официальном органе Св. Синода в «Церковных Ведомостях». В связи с указанной деятельностью, он был возведен в 1903 году митрополитом Владимиром в сан архимандрита в храме Христа Спасителя в Москве.
К этому времени успела вполне выявиться умственная и нравственная высота и кипучая энергия будущего Предстоятеля Антиохийской Церкви. Понятно, что молодой архимандрит не мог долго оставаться в скромной должности настоятеля подворья. Антиохийская Церковь, видевшая в нем свою надежду, спешила призвать его на более высокое и ответственное служение. В том же 1903 году архимандрит Александр был хиротонисан Патриархом Мелетием в кафедральном соборе гор. Дамаска в сан епископа и единогласным решением Священного Синода Антиохийской Церкви назначен митрополитом Киликийской епархии.
В тяжелых условиях началось епископское служение славного архипастыря. Как мы уже отмечали, Антиохийская Церковь потрясалась тогда внутренней борьбой между сторонниками арабской и греческой иерархии. В Киликийской епархии эта борьба носила особенно ожесточенный характер, так как здесь было много греков. Последние не хотели принимать нового митрополита, как ставленника Патриарха Мелетия, не признаваемого греческими патриархами, и как араба по национальности. Борьба продолжалась в течение двух лет и выливалась иногда в форму открытых столкновений. Только мудрое, тактичное поведение митрополита Александра спасло паству Киликийской митрополии от полного раскола и привело к восстановлению мирных братских отношений.
После смерти Блаженнейшего Патриарха Мелетия на вдовствующий Антиохийский престол был избран в 1906 году митрополит Триполийский Григорий IV, а на Триполийскую кафедру вскоре был переведен митрополит, Александр, управлявший Триполийской митрополией с 1908 года по 1931 год.
На месте нового служения митрополит Александр проявил себя как ревностный пастырь и неутомимый деятель, неустанно заботившийся о благоустроении епархии и духовном преуспеянии паствы. Прежде всего он обратил внимание на жалкий вид резиденции митрополита, совершенно не соответствующий достоинству Триполийской кафедры. По его указаниям резиденция подверглась полной перестройке и в настоящее время считается одним из лучших зданий в г. Триполи. Много труда положил он на благоустройство храмов и монастырей своей епархии, а также на поддержание старых и организацию новых школ.
В 1913 году митрополит Александр сопутствовал Патриарху Григорию в его исторической поездке в Россию. Страна эта была хорошо знакома и близка ему, как бывшему питомцу Киевской духовной академии и настоятелю Антиохийского подворья в Москве. Новое посещение Русской Церкви еще более укрепило его любовь к ней и к великому русскому народу.
В 1928 году приснопамятный и Блаженнейший Патриарх Григорий IV скончался. Осиротевшая Антиохийская Церковь снова оказалась на некоторое время в чрезвычайно трудном положении. Внутри ее вспыхнули смуты, а извне Православию угрожал папизм своими кознями и пропагандой. Но Христос вывел Свою Церковь из этих испытаний. В 1931 году на славную кафедру первоверховных апостолов Петра и Павла вступил Блаженнейший Александр III, который и управляет ею до настоящего времени.
С момента избрания Патриарха Александра в истории Антиохийской Церкви открылась новая страница. Сейчас трудно оценить все значение его многосторонней и плодотворной деятельности, и мы ограничимся лишь краткими и притом общими замечаниями и характеристикой.
Блаженнейший Патриарх Александр нашел Антиохийскую Церковь в состоянии заметного упадка как в материальном, так и в духовнорелигиозном отношении. Нужно было обладать огромной энергией и мужеством, чтобы благоустроить неустроенное, сплотить паству вокруг Апостольского престола, поднять ее дух и ревность по вере, отразить нападки врагов Православия и связать Антиохийскую Церковь с другими православными церквами братскими узами.
Надо сказать, что Патриарх Александр проявил исключительную настойчивость в делах устроения своего патриархата и укрепления Православия. Антиохийская Церковь нашла в его лице истинного отца и любвеобильного пастыря. Кроткий и ласковый со всеми, Блаженнейший Патриарх Александр доступен каждому из его пасомых. С отеческим вниманием он выслушивает обращающихся к нему и никого не оставляет без своей помощи. Вопрошающему он дает советы, поддерживает нуждающихся, утешает страждущих, одним словом, как добрый пастырь, душу свою полагает за свою паству.
Весьма много сделал Патриарх Александр в области благоустройства храмов, монастырей и школ. Находящиеся в ведении Патриархии монастыри почти все заново перестроены. В целях подготовки достойных пастырей, он открыл в монастыре Бель-Менд семинарию, которой уделяет исключительное внимание, отпуская на ее содержание значительные суммы из своих средств.
Нельзя не отметить постоянных забот Патриарха Александра о благолепии церковных богослужений. Будучи знатоком византийского церковного пения и церковным композитором, он в то же время и прекрасный церковный оратор. Неустанно поучая пасомых истинам веры и нравственного поведения, Патриарх стремится поднять на должную высоту проповедническую деятельность своего духовенства, усматривая в ней один из важных способов борьбы с инославной пропагандой.
Мы видим в Патриархе Александре и неустанного борца за церковное единство Православия. Как строгий хранитель традиций древней Вселенской Церкви, он много делает для сближения православных автокефальных церквей, призывая их к тесному общению, миру и согласию. С целью укрепления междуцерковных связей маститый архипастырь всегда готов лично посетить ту или другую Церковь, несмотря на свой преклонный возраст. Таковы его поездки в Константинополь, Афины, Александрию, Иерусалим, Румынию, Чехословакию и неоднократные путешествия в Москву.
Необходимо указать и на характер отношений, установившихся между Антиохийской и Русской церквами за время патриаршества Александра. Эти отношения представляют собой подлинный пример христианского общения и сотрудничества на ниве Христовой. Являясь строгим хранителем церковных канонов и православно-вселенских традиций, Патриарх Александр видит и в предстоятелях Русской Церкви таких же строгих хранителей вселенского предания и защитников Православия. Поэтому он осудил в свое время русское церковное «обновленчество», одобрил постановления Русской Церкви, осуждающие деятельность церковных раскольников за границей и с искренней радостью приветствовал восстановление в России патриаршества, а в годы Великой Отечественной войны проявил самые глубокие симпатии к русскому народу, отметив великими церковными торжествами день победы советского оружия над врагом.
В истории укрепления канонических взаимоотношений между православными церквами особенно важное значение имело признание Патриархом Александром автокефалии Польской и Чехословацкой православных церквей, данной им Матерью их Русской Православной Церковью.
В лице Блаженнейшего Патриарха Александра православный мир имеет не только верного охранителя церковных канонов и защитника вселенского церковного единства, но и стойкого поборника великого дела мира во всем мире. Мир — это благосостояние и счастье каждого народа, каждой Церкви и каждого человека. Естественно, что Патриарх Александр, как любвеобильный архипастырь, как горячий патриот своей родины и верный сын своего народа и как истинный христианин, одним из первых среди церковных деятелей включился в священное дело защиты мира. И здесь он действует в полном согласии с Русской Церковью, которая стоит в авангарде борьбы за мир на религиозном фронте. Покидая в 1951 году СССР, Блаженнейший Патриарх Александр писал: «Антиохийская Церковь всегда была предана Русской Церкви — носительнице идей мира, и эту преданность она сохранит и в дальнейшем. Она всегда будет достойна любви Русской Церкви и русского народа, который является гарантией мира и дружбы между народами» [1].
Наш краткий очерк далеко не охватывает всех замечательных сторон выдающейся личности и полувековой архипастырской деятельности Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Александра III. Время его управления составит, несомненно, историческую эпоху в жизни Антиохийской Церкви и будет предметом позднейших исследований. Мы хотели только подчеркнуть, что с юности отдав себя на служение Святой Церкви, он твердо и неуклонно шел этим путем в течение всей своей долгой жизни, как истинный преемник святых первоверховных апостолов. Петра и Павла.
А. Иванов, доцент Моск. дух. академии
[1] «Известия», 1951 г., № 199.