СВЯТЫЕ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИЕ

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир. Он послал Своих учеников «научить все народы» (Мф. 28, 19), проповедывать Евангелие всему миру и «всякой твари» (Мр. 16, 15).

И апостолы по всему миру сеяли слово Божие, они благовествовали «мир дальним и ближним» (Еф. 2, 17) и учили, что Господь Иисус Христос всех призывает к Себе, что в Церкви Христовой «нет ни еллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Господь Иисус Христос сказал, что верующие в Него придут «от востока и запада, и севера, и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13, 29). А св. апостол Иоанн Богослов видел, что «великое множество людей, которого никто не может исчислить, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах» (Откр. 7, 9).

В таинственном откровении ему было показано будущее; в то время, когда апостолы еще только начинали проповедь Евангелия, св. апостол Иоанн пророчески видел обращение ко Христу всех народов; в то время, когда еще только начиналось сеяние слова Божия, он уже созерцал тот плод, который имел быть собранным от всех народов в небесных житницах.

Сегодня, когда Русская Церковь празднует память всех святых, которых прославил Господь в земле нашей, в Евангельском чтении вспоминается призвание на проповедь св. апостола Андрея, того, кто, по церковному преданию, первый начал спасительное сеяние слова Божия на родной земле нашей.

История не сохранила нам имен тех, кого обратил сам апостол, но уже тысяча лет прошло, как со времени св. кн. Ольги и св. кн. Владимира существует в стране нашей Христова Церковь, и уже многие сотни праведников, наших соотечественников, прославил в ней Бог за это время.

И сегодня «Якоже плод красный Твоего Спасительного сеяния земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия» (тропарь).

Недолго пришлось ждать плода от начала этого сеяния, от начала проповеди в ней Евангелия, — так плодоносно оказалось сердце народа нашего.

Первыми, даже раньше отца их св. кн. Владимира, были прославлены в стране Российской святые братья Борис и Глеб.

Кратко их житие: они были младшими детьми св. кн. Владимира, и их не было в Киеве, когда он умер. С Борисом была большая дружина, которая любила его, и воины говорили ему: «Идем в Киев, и там ты сядешь на престоле отца твоего». А св. Борис ответил: «Как я подниму руку на старшего брата». Он не хотел кровопролития и разорения родной страны, а воинам был не нужен такой князь. Дружина оставила его, пришли убийцы, посланные его братом, и убили его, когда он стоял в шатре на молитве. Также убили и его брата Глеба.

И вот, только перед смертью стало явным, какую веру, какую любовь к Господу Иисусу Христу и Его закону имели они в сердце. Они решились на смерть, только бы не нарушить закона Христова и не причинить зла своей Родине.

И Бог, Который знает человеческие сердца, воистину прославил их, как мучеников и страстотерпцев, в сонме первых святых в стране нашей.

А последним (по времени жизни) прославлен в ней был всем нам известный, «любимец Божией Матери», преподобный Серафим, Саровский чудотворец.

Когда 50 лет тому назад были открыты его святые мощи, еще живы были те, которые видели его живым, видели чудеса, им творимые, и слышали его наставления.

«От юности Христа возлюбил и Тому Единому работати пламенне вожделев...» (тропарь), простой русский юноша из города Курска. Почти мальчиком, семнадцати лет, преподобный Серафим оставляет мир, уходит в монастырь и более шестидесяти лет проводит в подвигах «монашеского жития».

Он, почти в наше время, совершил такие подвиги, какие совершали только древние великие отцы: он был пустынником, затворником, молчальником. Он достиг такого дерзновения в молитве, что стал чудотворцем, прозорливцем, стал старцем-наставником, милующим и любящим всех к нему обращающихся.

Он, преподобный Серафим, прославленный в стране нашей, видимо для всего мира во всей своей жизни явил то, что сокровенно имели в сердце святые Борис и Глеб: любовь к Господу Иисусу Христу и любовь во Христе ко всем своим ближним.

И, как слышали мы сегодня слова апостола Павла, «не достанет мне времени, чтобы повествовать» (Евр. 11, 32) о всех ветхозаветных праведниках, так не достанет и нам времени, чтобы хотя бы только по имени назвать всех святых, прославленных в земле нашей и перечислить их подвиги: есть среди них мужчины и женщины, князья и простые люди, монахи и миряне, мучейики, святители, преподобные и Христа ради юродивые.

Мудрые кн. Владимир и кн. Ольга просветили страну нашу. Св. князья Александр Невский и Михаил Черниговский защищали ее и полагали за нее свои души.

Великие Святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген собирали ее и берегли ее благочестие.

Святители Новгородские, Тверские, Казанские, Иоасаф Белгородский, Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский, Тихон Воронежский — кто не слышал о них и кто не читал их творений?

Проповедники Евангелия Христова просветили целые племена и народы от древнего Киева и до далекого Китая: Михаил, первый митрополит Киевский, Стефан Пермский, Иннокентий Иркутский.

Дивные отцы наши преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Иов Почаевский и всем нам родной и близкий великий угодник Божий Преподобный Сергий Радонежский — от Черного моря до Белого, от Почаева и до Восточного океана освятили своими молитвами и подвигами великую страну нашу.

И нет в ней места, где не знал бы народ тех праведников, которые жили там, которые и сейчас не оставляют его своей благодатной помощью.

Неодинаково жили они: одни в палатах, другие в хижинах, одни в городах, а другие в лесах и пустынях.

У каждого из них был свой подвиг, но у всех у них, у блаженных отцов и матерей наших, от первых и до последних есть одно общее: они все возлюбили Господа Иисуса Христа, они все стремились к Нему, и все прославлены в Его Небесном Царстве; они все жили во Христе и во Христе душу свою полагали за свою страну и за своих ближних; они не оставили и нас, своих духовных потомков; они завещали нам самое дорогое, что они имели: твердую веру в Господа Иисуса Христа, любовь к Его Святой Церкви и стремление в Его Небесное Царство.

Через них, духовных отцов наших, то Божественное сеяние, которое начал в стране нашей св. Андрей Первозванный, достигает загрубелой и очерствевшей почвы сердец наших.

Они стали начатками плода, собранного в небесную житницу от полей родной земли нашей.

Они стали залогом и нашего следования за Христом, залогом Божией к нам милости, потому что не оскудела верой наша земля, еще продолжается на ней сеяние слова Божия и есть еще место в небесных житницах.

И прославляя всех их сегодня, по слову апостола Павла: «имея вокруг себя такое облако свидетелей, оставим запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12, 1).

А они помогут нам своими молитвами войти туда, куда уже ввел их Господь Иисус Христос, в таинственный город — Горний Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу от очей туда входящих, где никто уже не алчет, не жаждет, где истекает от престола Божия чистая вода вечной жизни (Откр. гл. 21 и 22).

Оставить запинающий нас грех и идти по пути Отцов наших призывает каждого из нас грешных и Сам Господь Иисус Христос, пришедший в мир, чтобы спасти грешников.

Свящ. П. Гнедич

Система Orphus