«... Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая Неотступный и вопия любящим Тя:Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (из кондака праздника).
Св. Евангелист Лука говорит, что Апостолы, бывшие свидетелями Вознесения Господня, с радостию возвратились в Иерусалим (Лк. 24, 51—52).
Казалось бы, скорбью и печалью должно было сопровождаться расставание Апостолов с Божественным Учителем, а они возвратились в Иерусалим с великой радостью.
Чем была вызвана эта радость? Основанием для нее являлась любовь Апостолов к Господу Иисусу Христу и твердая непоколебимая вера в Его обетования.
Радовались святые Апостолы, видя славу и величие возносящегося Христа, ибо Вознесение Его со всей очевидностью свидетельствовало, что Он от Бога исшел, и к Богу восходит. Будучи свидетелями этого события, не могли они не радоваться, так как исполнилось то, о чем предуведомил их Сам Господь: «Иду и прииду к вам. Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте (убо), яко рех: иду ко Отцу, яко Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14, 28).
Преславное Вознесение Господа Спасителя на небо было последней наивысшей ступенью спасения человечества. Восшедший на небеса и седящий одесную Отца Христос совознес и нас на высоту престола Царствия Небесного. Он вошел в Свою славу и сидит одесную Отца и по человечеству — Ему дана всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18).
Радовались святые Апостолы, так как они твердо верили в истину слов Спасителя: «Аще бо ие иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам» (Иоан. 16, 7). Вера, что восходя ко Отцу, Он не оставит их сирыми, а пошлет им Утешителя Духа Святого, была настолько совершенна, что естественная скорбь от разлуки с любимым Учителем препобеждалась уверенностью, что Христос, видимо оставляющий их, всегда невидимо пребудет с ними Своей Божественной благодатью, ниспосылаемою через Святого Духа.
Искупив человечество от греха и смерти Своими страданиями и смертию, по сошествии во ад и по воскресении, Бог Слово во славе вознесся на небо и по Своем Вознесении ниспослал Духа Утешителя, дабы невидимым действием благодати просвещать, очищать и освящать искупленный Им род человеческий, ибо только при помощи благодати Всесвятого Духа может обновиться растленное грехом естество человеческое и из ветхого греховного человека сделаться человеком новым — Богоподобным. Без всесильного ее действия в сердце человеческом, в котором произрастали одни лишь терния грехов, не могут появиться любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22), ибо «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (1 Кор. 2, 11). Вознесение Христово было предварением сошествия Святого Духа на землю для возрождения мира во Христе.
Радовались святые Апостолы, так как слова Господа «иду уготовати место вам: и аще уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете» (Иоан. 14, 2—3) вселяли в них надежду и предвкушение блаженной вечности.
Не только святые Апостолы, но и каждый верующий и истинно любящий Бога может сегодня, в день Вознесения Господня, испытать великую радость, так как обетования Искупителя распространяются на всех любящих Его.
Но как человеку любить Бога, Искупителя своего, когда сердце его пристрастилось к земным благам, ум помрачился и свет Божественной истины погас в глазах его? Как может он любить Бога, когда мысли о земном и плотском не дают ему подумать о душе и ее высоком предназначении, о вечности, о совести, о безобразии греха, когда по словам псалмопевца Давида, прильпе земли душа его вместо того, чтобы ей пребывать «горе».
Как можем мы любить Бога всей душою, всем сердцем и всеми мыслями, когда грехи наши гасят огонь этой любви, холодом наполняют сердце и в глубокий мрак погружают душу? Как можем мы любить Единого Бога, когда мы связываем себя многими пристрастиями, когда любовь наша расточается на тленное и скоропреходящее, когда силы души нашей расхищаются суетными попечениями, когда нет у нас заботы о стяжании любви к Богу?
Как может человек сподобиться великой радости Апостолов, как может он сделаться наследником великих обетовании Вознесшегося Господа, когда он самопроизвольно отчуждается от Него, не исполняя Его всесвятой заповеди о любви к Нему: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея» (Лк. 10, 27).
Верным признаком любви к Богу Сам Господь признал исполнение Его заповедей, исповедание Его не словами, а соблюдением Его воли и сокровенною жизнью сердца.
«Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, — сказал Спаситель... Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет... Не любяй Мя словес Моих не соблюдает» (Иоан. 14, 21, 23, 24) — таково определение Самого Господа.
Много нужно потрудиться человеку, чтобы порвать связь с обычаями греховного мира и всю свою жизнь посвятить исполнению Евангельских заповедей и таким путем перейти от любви мира к любви Бога. И если опытно, всей своей жизнью человек не покажет искренности и твердости своего произволения, то не ниспошлется ему дара любви свыше. Нужно потрудиться, чтобы Божественное и духовное господствовало над земным и чувственным, чтобы источником всех действий человека, была любовь к Богу и ближним, а не самолюбие и не самоугождение.
Но так как без Господа мы не можем творить ничесоже, то и будем смиренно молить Вознесшегося Христа: сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей. Будем молить Его, чтоб приложил Он нам веру и принял наш посильный труд над исполнением Его воли, и Сам даровал нам тот огонь, который Он принес на землю, чтобы и мы возлюбили Его, Единого, всей душою, всем сердцем и всем помышлением. И когда произойдет в нас эта благодатная перемена, когда Всемилостивый Господь сподобит нас дара веры и любви к Нему, тогда и наши сердца исполнятся великой радости святых Апостолов, сподобившихся зреть Возносящегося Господа.
Исполнятся радостию сердца наши потому, что, сосредоточив все свое внимание на исполнении заповедей Божиих, мы приобретем в сердце неоцененное духовное сокровище — веру и любовь к Богу, и только тогда всей душой мы ощутим и поймем великое значение для нас слов: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Тогда и наши сердца наполнятся радостью о небе, отверстом для нас Вознесшимся Христом, и об открытой Им возможности и нам восходить на небесную высоту.
Иеромонах Леонид