«Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103, 30)
I
В день Святой Пятидесятницы исполнилось обещание Спасителя Своим ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16,7,13). И Святая Церковь, празднуя в день Святой Троицы «Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение» (стихира на «Господи воззвах»), прославляет в последующий день силу и благодать Того, Кто, после вознесения на небо Божественного Учителя Господа Иисуса Христа, явился для нее Руководителем, Совершителем таинств, Освятителем сердец, Наставником «на всякую истину».
II
Благодать Духа Святого, сошедшая на святых апостолов в день Пятидесятницы, «восшумев, — по выражению святого Кирилла Иерусалимского, — как небесная труба», «уверяла» не обычное наитие, как древле судей, пророков и самих апостолов, но «державное пришествие» Нисходящего. Об этом же знаменательном событии, наступлении Царства Духа Святого, говорил в своей первой проповеди и святой апостол Петр перед многочисленным собранием у Сионской горницы.
Дух Святый устраивает Церковь Христову. Он «Бог и Боготворяй... глаголяй, деяй, разделяяй дарования...» (Стихира на хвалитех праздника Пятидесятницы). Книга «Деяний апостолов», и вся последующая история Церкви Христовой ярко отражает в себе это «воздыхание Духа бурного». Каждый шаг Святой Церкви отмечен заботой Утешителя «да будем причастники божественного естества» (2 Петр. 1, 4). Дух Святый посылает Филиппа «на путь, сходящий от Иерусалима в Газу», для проповеди вельможе царицы эфиопской; «Вот, три человека ищут тебя... иди с ними, ибо Я послал их», — сказал Дух Святый апостолу Петру, посылая его благовествовать сотнику Корнилию; «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их», повелевает Дух Святый антиохийским христианам; Дух Святый утешает находящихся в узах, освобождает из темницы святых апостолов, направляет их для проповеди в различные части вселенной; понуждает свидетельствовать, ободряет: «не бойся, говори и не умолкай». Он очищает от плевел зародившееся стадо Христово (Деян. 5, 1—11); исцеляет болезни, воскрешает мертвых, рукополагает пресвитеров, укрепляет мучеников, умножает Церковь. Дух Истины отменяет для Церкви Христовой ветхие установления: «Изволися Духу Святому и нам», — изрек апостольский собор, вынося решение об освобождении Новозаветной Церкви от всего, что носило печать «сени грядущих благ», — подзаконного и преобразовательного.
На протяжении всей истории Церкви не прекращается «дыхание Духа бурного». Он, Дух Святый, глаголал устами Отцов на Вселенских Соборах и устанавливал догматы о Лицах Святой Троицы, о славе Богоматери; Он низлагал ереси, вдохновлял вселенских учителей к «точному изложению православной веры», исполнял небесной сладостью уста составителей богослужений. Он зажег пламенем веры сердца святых подвижников и оживил пустыни многочисленными киновиями и монастырями — этими благодатными средоточиями молитвы и подвига.
Дух Святый руководит Церковью, исполняет ее Своими дарами. Благодаря этим дарам совершается «восхождение наших сердец» к познанию Божества и созиданию нового человека «по Богу в правде и преподобии истины» (Ефес. 4,24). Сообщаются эти дары в таинствах Святой Церкви: крещении, миропомазании, покаянии, причащении и прочих таинствах, благодаря которым мы очищаемся и просветляемся к новой жизни во Христе. Благодать Духа Святого неустанно сторожит двери сердца человека и всегда готова посетить его, если этому соответствует расположение приемлющего, если он стремится пребывать «в горнице высокого образа мыслей».
В страшном таинстве Святой Евхаристии мы получаем ту благодать, о которой лишь мечтали многие праотцы и пророки ветхозаветные. Благодаря силе Духа Святого мы вступаем в этом таинстве в приискреннее общение с Господом не так, как некогда это имело место во время Его земной жизни на тихих полях Галилейских, не чувственными очами мы Его созерцаем, но внутренними и духовными, мы таинственно с Ним соединяемся в Его Божественной славе. Исполняются Его обещания, данные ученикам перед Вознесением: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Иоан. 14, 18). Отойдя от нас к Отцу, Он стал ближе к нам, ибо поднял нас к Себе благодатью и дарами Святого Духа. Еще ближе мы чувствуем Его присутствие в свете Духа Истины, еще теснее становятся для нас Его объятия любви.
Так с нисшествием Святого Духа на апостолов положено начало возвышению нашего естества. Дух Святый, по обетованию Господа Иисуса Христа, «учит нас всему», «наставляет нас на всякую истину», «одушевляет богоизлиянной благодатью», с помощью которой мы, «изменившись дивным благолепнейшим изменением, познаем равносильное, нераздельное, премудрое, трисветлое существо!» (2-й канон Пятидесятницы, песнь 9, тропарь 2).
III
Сошествие Святого Духа представляет собой чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека, ибо нисшедшая на землю благодать Святого Духа призвала всех в спасительное соединение. В сей день, в день Сошествия Святого Духа, над землей проносится как бы новое творческое «да будет». Это день Духа Святого, древле «носившагося над водой», а ныне — над «бездной» греха человеческого, и возвещающего смертным благодать «сыноположения». В Духе бурном звучит великая зиждительная сила Божьей любви, зовущей падшего человека в объятия Отца Небесного.
Действительно, на опыте первохристианских общин мы видим, как благодать Святого Духа коренным образом изменяет жизнь принявших крещение. «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа», — говорит Дееписатель (Деян. 4, 32). Они постоянно пребывали в единодушной молитве и взаимной любви. Имущие же «продавали имения свои и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Там же, 2, 45—47).
Так рождалась Церковь Христова. Она прозябла «не от Семене нетленна» (1 Петр. 1, 23). Под водительством Духа Святого созидалось на земле Царство Божественной любви, нелицемерное братолюбие и полное послушание истине.
«Бог есть любовь». В Божьем Триединстве — царство любви. В отношениях Бога к нам, в Его Промысле о нас — только любовь. «Да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» (Иоан. 17, 22—23). Первосвященническая молитва Сына Божия открывает великую любовь Божию к людям: во имя этой любви и Сын Божий возносится на крест, как возлюбленный Исаак на жертвенник, ибо так возлюбил Бог мир (Иоан. 3, 16). Чтобы утвердить эту любовь, «дабы мы были совершены во едино», нисходит на землю и Святыня Божества; Она ходатайствует за нас, просвещает сердца наши и приводит их в спасительное единение, как это имело место у первых христиан, и не перестает и поныне. Дух Святый являет Себя для нас Учителем любви еще и тем, что открывает для наших смертных очей «до скончания века» на престоле каждого храма любовь Божию к роду человеческому в виде Непорочного Агнца, закланного «за мирской живот и спасение».
Не «былие травное» исходит сейчас из земли, как в первые дни творения, но, пробуждаемый к жизни дыханием Духа Истины, в душе падшего человека рождается «огненный язык», «закон Бога живаго», огонь любви, «пленяющий всякое помышление наше в послушание Христу». В этом-то очистительном пламени любви, зажженном благодатью Святого Духа и созидается по всей вселенной Церковь Божия.
«Послеши Духа Твоего, — поет великий пророк и псалмопевец, — и созиждутся, и обновили лице земли».
Свящ. И. Потапов