С открытием атомной энергии в руках человека оказалась сила, способная уничтожить все его достижения вместе с ним. Первый опыт применения атомной бомбы в Хиросимо и Нагасаки показал эффект мгновенного превращения больших городов в большие кладбища, населенные мертвецами и людьми, умирающими в страшных мучениях.
Такой эффект уничтожения ужаснул весь мир, но тот же опыт открыл миру людей, более страшных, чем сила, которой они распорядились по своему усмотрению.
Эти люди попытались построить свою агрессивную политику на атомной бомбе, но очень скоро такая же бомба появилась у тех, против кого направлялись агрессивные замыслы. Такая же история повторилась и с водородной бомбой.
Таким образом, преимущество правды, осуждающей агрессию, оказалось невозможным ни уничтожить, ни превзойти. Поэтому дальнейший прогресс в области гонки вооружений столкнулся с расширением борьбы народов за мир.
Сейчас силы мира, представляемые сотнями миллионов людей всех наций, религий и убеждений, стоят перед силою водородной бомбы, способной физически и нравственно изуродовать весь человеческий мир, всю природу нашей планеты.
К этому выводу приводят результаты американского эксперимента с водородной бомбой на Бикини. Ее взрыв явился трагедией для японских рыбаков и показал, какую невероятную угрозу таит в себе атомная энергия для всего мира, если не будет запрещено военное применение атомного и водородного оружия.
Взрыв водородной бомбы возмутил человеческую совесть. С каждым днем умножаются протесты против повторения подобных опытов. Со всех сторон раздаются требования запретить атомное, водородное и всякое другое оружие массового уничтожения людей. Следовательно, все более широкие массы начинают представлять те ужасы, которые ожидают их, если разразится новая мировая война.
Выражая настроение всех народов, всех людей доброй воли, Бюро Всемирного Совета Мира, заседавшее в Вене 28—30 марта сего года, опубликовало декларацию об атомном оружии, в которой говорится: «Объявление вне закона атомной войны является не только необходимым, но и возможным. Оно может быть достигнуто путем международного соглашения, запрещающего все виды радиоактивного оружия и радиоактивных ядов. Система международного инспектирования и контроля должна и может быть установлена».
Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на Чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира 23—28 мая этого года в Берлине, был вопрос о безопасности и независимости народов, а также о необходимости положить конец угрозе применения атомного и водородного оружия.
Сильное движение вызвала эта проблема и в христианских кругах Запада. Епископы и священники Англиканской Церкви призывают своих пасомых к покаянию и молитве и выносят на своих съездах и конференциях резолюции о необходимости немедленного разоружения. В многочисленных посланиях к верующим атомное и водородное оружие характеризуется, как восстание человека против своего Создателя и преступление против морали. Христианские проповедники открыто обличают с церковных кафедр алчное желание, благодаря которому удалось создать водородную бомбу, и полным голосом требуют запрещения этого страшного оружия.
Нужно сказать, что как только началось Женевское совещание, христианские церкви Запада стали связывать с ним самые светлые надежды, призывая всех христиан молиться за справедливое решение на этом совещании спорных вопросов и всячески содействовать его успеху.
В связи с проблемами, поставленными на обсуждение Женевского совещания и Чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира в Берлине, христианское движение в защиту мира стало принимать в западных странах все более широкие масштабы.
Сознавая, что нынешнее положение не может длиться долго, видные представители различных христианских общин требуют от христиан содружества и спокойствия духа, чтобы действовать мудро и решительно. Целью этих действий должно быть немедленное запрещение атомного оружия с установлением международного контроля над использованием атомной энергии, самое открытие которой может быть оправдано только мирным ее применением.
Но как практически достигнуть этой цели? Призывы к покаянию указывают христианам самый верный путь, ибо покаяться — значит перестать грешить. А с такими грехами христиан, как забвение социальных нужд, нищеты и бесправия, как колониальная политика и эксплоатация, исчезнут и самые главные препятствия к мирному сосуществованию народов.
В этом смысле христианское покаяние означало бы заботу о нуждах человечества и удовлетворение их теми способами, которые подсказываются духом Евангелия.
Через покаяние проходит путь и к христианскому единению, которое было нарушено главным образом грехами национального эгоизма и превозношения.
Такова сила покаяния. Укрепляя нашу христианскую надежду, она поможет правительствам христианской Европы и других частей света перейти от политики недоверия и силы к политике мирных соглашений по всем проблемам, разделяющим мир.
Самая неотложная из этих проблем — это атомная проблема, и сознание моральной ответственности, как и чувство самосохранения, обязывают всех нас добиться немедленного принятия международного закона о запрещении атомного оружия и учреждении надежного контроля над использованием атомной энергии, ибо промедление в этом деле подобно смерти.
А. Ведерников