СТАРОКАТОЛИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ
Лондон, 1948
Несмотря на то, что по истории старокатолического движения существует довольно обширная литература, каждый новый труд по этому вопросу заслуживает самого серьезного внимания. Особый интерес представляют работы, касающиеся деятельности старокатоликов за последние десятилетия. К числу таких работ относится книга С. В. Мосса, вышедшая в Лондоне в 1948 году.
Автор книги является участником всех старокатолических конгрессов, начиная с 1913 года. Естественно, что он затрагивает и близкие к нашему времени события.
К сожалению, труд С. В. Мосса не блещет обилием фактического материала, в ряде мест тенденциозен и не позволяет составить полного и отчетливого представления о развитии Старокатолической Церкви и ее взаимоотношениях с другими церквами.
Книга состоит из двух частей. В первой части С. В. Мосс перечисляет ряд событий, происходивших внутри самой Римско-католической Церкви от XVI до половины XIX века. Большое внимание в этой части уделяется автором событиям, происходившим в Утрехтской Церкви, и борьбе этой церкви с Римом. По мнению автора, история старокатоличества начинается собственно с того времени, когда представители Утрехтской Церкви выступили с открытым протестом против притязаний Рима. Если бы не было Утрехта, то не было бы и первого старокатолического конгресса в Мюнхене 22 — 24 сентября 1871 года, на котором разработаны были правила организации старокатолических приходских общин.
Вторая часть книги посвящается Ватиканскому собору 1870 года; учреждению Старокатолической Церкви; внутренней жизни этой Церкви; конференции и международным конгрессам старокатоликов и заканчивается соглашением, состоявшимся на Боннской конференции 1930 года «о взаимном признании англикан и старокатоликов».
Такова схема содержания книги С. В. Мосса. Крупным упущением автора следует считать то, что он совсем не упоминает об участии старокатоликов в экуменическом движении.
Мало интересуют автора и взаимоотношения старокатоликов с православными церквами. Переговорам Старокатолической Церкви с Русскою Православною Церковью уделено всего две страницы, содержание которых не дает ясного представления о сущности этих переговоров.
По словам автора, весьма нелегко восстановить общение между Константинополем и старокатоликами, несмотря на утверждения голландских старокатолических епископов, участников Ламбетской конференции, что между обоими исповедываниями не существует догматического различия. Под Константинополем С. В. Мосс подразумевает, несомненно, Православную Церковь вообще. Но, как мы сказали, возможность воссоединения старокатоликов с православными мало интересует автора.
Гораздо больше его занимает идея соединения англикан со Старокатолическою Церковью и потому он горячо приветствует Боннское соглашение. Будучи горячим сторонником этого соглашения, С. В. Мосс считает его образцом «для более широкого единения в будущем».
По его мнению, это соглашение стало реальным, так как были приняты три основных принципа: догматическое единство, взаимное признание и независимое сотрудничество.
Автора вполне устраивает, что каждая из договорившихся сторон осталась тем, чем была до соглашения, не внеся никаких изменений ни в область вероучения своей церкви, ни в область церковной практики.
Между тем ясно, что для воссоединения с «единою неразделенною Церковью» необходимо, чтобы воссоединяющиеся захотели, осознали и изменили догматические и канонические погрешности в недрах своего религиозного общества. Исходя из этого, если Англиканская Церковь, признавшая православность Старокатолической, горячо восхотела единения с нею, то ей надо было иметь мужество пересмотреть ряд вероучений, ею исповедуемых, а не настаивать на том, чтобы все несогласное с православным учением было ей (Англиканской церкви) уступлено ради возможности соединения; отбросивши все несогласное с учением «единой неразделенной Церкви», ставши действительно православными, англикане могли бы быть приняты в сонм братских православных церквей в качестве равноправного члена.
Старо.католикам не следовало торопиться с признанием православное™ англикан, так как ясно, что в англиканском вероучении не все соответствует учению «неразделенной Церкви», согласному с постановлениями семи Вселенских Соборов.
Если некоторые критики упрекают С. В. Мосса в приверженности к католицизму, то мы со своей стороны можем упрекнуть его в том, что он, не разбираясь в православном догмате «о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви», предлагает религиозным обществам, ради одного только принципа единства, внешнюю форму воссоединения, забывая о том, что Церковь не может терпеть внутри себя разнородных членов. Церковь есть «Тело Христово», а не союз отдельных религиозных обществ, договорившихся о взаимном признании на основе терпимости обоюдных заблуждений.
Прот. А. Сергеенко
доцент Лен. Дух. Академии