ТРУДЫ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина (включая Галицию) были включены в состав Польши. Несколько епархий Русской Православной Церкви оказалось за государственными рубежами нашей страны. Под натиском польского правительства Пилсудского-Мосцицького тогдашний епископат польских епархий односторонне прервал связи с Матерью-Церковью Русской, возглавлявшейся Святейшим Патриархом Тихоном. По инициативе того же правительства, в 1924 году был поставлен перед Вселенской (Константинопольской) Патриархией вопрос об автокефалии Польской Православной Церкви. Константинополь, как известно, утвердил автокефалию, что, конечно, означало вмешательство в дела совершенно независимой от него Русской Церкви. Польскую Церковь возглавил митрополит Дионисий (Валединский).

После второй мировой войны в составе Польской Церкви произошли существенные изменения. Западно-украинские и западно-белорусские епархии непосредственно и органически вошли в Русскую Церковь; значительная часть украинского и белорусского населения Польши переехала в УССР и БССР, а несколько десятков тысяч украинцев, главным образом, из бывшей Галиции, разместилось в Польской Народной Республике, преимущественно в районе междуречья Вислы — Одера.

Как известно, в 1948 году иерархия Польской Церкви, покаявшись в нарушении церковного законопослушания, просила о воссоединении с Матерью-Церковью с последующим дарованием права на автокефальное существование. Русская Православная Церковь удовлетворила эту просьбу. Вместо ушедшего на покой митрополита Дионисия, делами новой автокефальной Церкви временно управлял архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей.

Через три года, именно в июле 1951 года, на вдовствующую кафедру Первого Епископа и Предстоятеля Автокефальной Польской Православной Церкви был избран архиепископ Макарий (Оксиюк) с титулом Митрополита Варшавского и всея Польши. На известительные грамоты об этом, адресованные Предстоятелям автокефальных православных церквей, все ответили признаниями, поздравлениями и благопожеланиями. Лишь Константинопольская Патриархия сообщила, что она, неизменно проявляя «особое расположение и живой интерес» к Польской Церкви, продолжает считать ее Предстоятелем митрополита Дионисия.

Неполные три года деятельности Блаженнейшего Митрополита Макария благотворно сказались в жизни Польской Православной Церкви. Он начал с упразднения совершенно ненужной консистории и превратил митрополичью канцелярию в действенный исполнительный аппарат. Все приходы были разделены в 1951 году на четыре епархии. Если прежде все архиереи жили в Варшаве и почти не посещали приходов, то теперь они поселились в епархиальных центрах и стали непосредственно руководить церковной жизнью своих епархий.

Сам Предстоятель Церкви Блаженнейший Митрополит Макарий подает в этом отношении пример, ежегодно посещая свою паству и устраивая ее приходскую жизнь своими указаниями, проповедями и распоряжениями. Многих архипастырских трудов и забот требуют такие важные вопросы, как возвращение занятых в свое время католиками или униатами православных храмов.

На так называемых новых польских землях (фактически — древних польских землях, в свое время захваченных немцами и ныне возвращенных) среди новоселов — много православных и еще больше — униатов (греко-католиков). В этих районах, благодаря исключительной энергии Митрополита Макария, открываются новые приходы. Из-за недостатка священнослужителей их обслуживают пока разъездные священники, но с течением времени эти приходы получат постоянных настоятелей из числа окончивших курс духовной семинарии.

Блаженнейший Митрополит Макарий — высокого мнения об основной массе духовенства, считая его в целом стоящим на высоте своего призвания. Но нужды церковной жизни требуют увеличения пастырских кадров. Этому важному делу должна послужить духовная семинария, в которой обучается в настоящее время 64 воспитанника (из них — 11 заочников). В 1954 году эта семинария даст первый выпуск кандидатов священства.

Заботами Блаженнейшего Митрополита Макария возрождаются и монастыри, находившиеся прежде в запущенном состоянии: мужской Яблочинский Свято-Онуфриевский (что вблизи г. Бреста) монастырь, памятный тем, что даже во времена жесточайших гонений не склонялся к унии, и женский Грабарский — в Белостокском воеводстве.

Величественный Варшавский кафедральный митрополичий собор, сильно пострадавший от гитлеровцев, сейчас полностью реставрируется. Верующие вкладывают в это дело много трудов и денежных пожертвований.

В 1951 году Польская Православная Церковь потеряла одного из своих архипастырей: 6 ноября скоропостижно скончался Преосвященный Михаил, епископ Вроцлавский. В апреле 1953 года на эту кафедру хиротонисан архимандрит Стефан (Рудых).

Трудами своих архипастырей, руководимых Блаженнейшим Митрополитом Макарием, Польская Православная Церковь постепенно благоустраивается и возрастает, по достоинству занимая свое место в семье автокефальных православных церквей.

Н. Волнянский

Система Orphus