Незабываемы, неизгладимы из памяти дни Страстной седмицы с их вдохновенно-дивными богослужебными песнопениями. Проходят годы и века, волнуется мир, меняется строй и уклад человеческого общежития, но не иссякает дивная, благоухающая красота этих дней. И в детски-юношеские годы, и в годы зрелого мужества, и на закате жизни они волнуют душу верующего человека.
С трепетным чувством ждем мы прихода великих священных дней Страстной седмицы. Вот они наступили... И вновь в сладостных богослужебных песнопениях и Евангельских чтениях шаг за шагом проходит пред нашим мысленным взором потрясающая мировая трагедия предания, суда и осуждения Невинного Христа на крестную смерть, трагедия во всей своей целокупности и полноте не имевшая подобной ни до, ни после, хотя частично повторявшаяся и повторяющаяся с истинными последователями Христа. «Аще Мене изгнаша, и вас изженут» (Иоан. XV, 20) и возненавидят до того, что «всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу» (Иоан. XVI, 2). Вся история общественного служения Христа является последовательным и выразительным раскрытием божественности Христа и Его небесного посланничества, свидетельствуемым Его делами и параллельно этому нарастанием и развитием ослепленной злобы Его врагов. Весь этот процесс завершился, с одной стороны, величайшим чудом — воскрешением смердящего четырехдневного Лазаря, и, с другой стороны, безрассудным решением врагов — убить Его.
«Тогда (после воскрешения Лазаря) многие из иудеев... видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него»..., а «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, — и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его... Первосвященники и фарисеи дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» (Иоан. XI, 45, 47 — 50, 53, 57).
И они в конце концов достигли своей цели, правда, при помощи величайшего предательства одного из учеников Христа Иуды Иокариота. Величайшим позором покрылось его имя и стало международным именем для обозначения предательства и измены. На языке всех народов имя Иуды звучит как синоним предательства.
И настал последний день пребывания Христа на свободе. Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками, шествие в Гефсиманский сад, молитва... «И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился. Говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небеси и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. XXII, 41 — 44).
Затем приход в Гефсиманокий сад стражи, ведомой предателем — учеником. Взятие Христа. Издевательства и поношения... И, наконец, беззаконнейший суд, закончившийся вынесением смертного приговора...
Память об этом не изгладилась до наших дней. Ежегодно в Великую Пятницу на утрени с чтением 12 Евангелий мы вспоминаем эту страшную ночь и молитвенно чтим совершившиеся в ней страдания и крестную смерть Спасителя. В народном сознании глубоко-умилительное Богослужение утрени Великой Пятницы утвердилось под именем «Страсти Господни».
Корни этого Богослужения тянутся к глубочайшей древности. Мы не знали подробностей совершения этого Богослужения древними христианами. Но, вот, в 1885 году итальянский ученый Гамбурини в одной из библиотек нашел старинную латинскую рукопись, в которой подробно описывается путешествие в IV веке по Святым местам некоей знатной гражданки по имени Сильвии [1]. Открытый памятник представляет большую литургическую ценность, так как он содержит подробный чин Богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, совершавшийся тогда на Святой Земле.
В то время на вершине Сионской горы, где теперь находится армянская церковь, был дом, в горнице которого Иисус Христос с учениками совершил Тайную Вечерю и в которой явился ученикам по Своем воскресении. В этом же доме совершилось Сошествие Святого Духа на апостолов. Продолжительное время дом этот считался кафедральною епископскою Церковью в Иерусалиме. Но в IV веке он уже не имел такого значения, так как были построены другие церкви, которые в разные периоды были епископскими кафедрами. На Масличной горе были две церкви Елеон и Евмон. Последняя была построена на том самом месте, откуда Господь вознесся на небо. Она не имела крыши.
В Великий Четверг литургия совершалась в Сионской горнице. Литургия начиналась под вечер. Непосредственно за литургией следовала утреня. В той самой комнате, в которой происходила прощальная беседа Христа с учениками, читалась первая половина первого Евангелия, читаемого теперь на утрени Великой Пятницы до конца XIV главы. Этим кончалось Богослужение и архидиакон объявлял: Hora prima noctis omnes in ecclesia, quae est in Eleona conveniamus, quoniam maximus labor nobis instat hodie nocte ista». («В первый час ночи соберемся в церковь на Елеоне, потому что нам предстоит большой труд»). Конечно, это объявление произносилось на греческом языке, но у Сильвии оно приводится в латинском переводе, поскольку вся рукопись написана на латинском языке.
После этого верующие расходились по домам, чтобы приготовиться ко всенощному бдению. В указанный час все они собирались на Сионе. Отсюда в торжественной процессии они шли на Елеон. С возженными свечами, с пением антифонов они следовали по тому самому пути, по которому после Тайной Вечери шел Иисус Христос со Своими учениками. В винограднике, на пути к потоку Кедрскому, читалась вторая часть нашего первого Евангелия. Повидимому, эта часть прощальной беседы и происходила в винограднике, поскольку Христос в своей проповеди брал образцы из окружавшей Его природы. Затем переходили поток Кедрский и шли к Елеонской горе и поднимались к Елеону, к церкви, венчавшей вершину горы. В храме находилась пещера, в которую, по преданию, скрылись ученики, разбежавшиеся при виде стражи, пришедшей взять Христа. От Елеона процессия направлялась к другой вершине горы, увенчанной Евмоном. Здесь было место моления о чаше и здесь прочитывалось соответствующее воспоминанию Евангелие (Марк. XIV, 35 — 38). Далее процессия проходила мимо места встречи с Иудою, мимо домов первосвященников Анны и Каиафы, мимо Голгофы с чтением соответствующих мест из Евангелия. Последнее Евангелие читалось у Гроба Господня.
Так совершалось в IV веке раннее утреннее Богослужение Великой Пятницы. Если в настоящее время мы только мысленно вспоминаем крестный путь нашего Спасителя, то иерусалимские христиане проходили по этому пути в молитвенной процессии.
Около трех часов пополудни в Великую Пятницу иерусалимские христиане собирались в церкви Воскресения Христова. На этом Богослужении читалось Евангелие, именно «то место из Евангелия, — пишет Сильвия, — в котором Иосиф просит у Пилата Тело Господа, чтобы положить Его в новом гробе» (Матф. XXVII, 57 — 60).
Верующие всю ночь с пятницы на субботу проводили у Гроба Господня в две смены: одна смена до полуночи, другая смена после полуночи. Верующие в это время пели гимны, антифоны, статии, составленные по образцу погребальных песнопений того времени, и похвалы в честь Благообразного Иосифа.
В. Теплов
[1] Памятник издан под названием «Путешествие Сильвии»: Cabrol, Peregrinatio Silviae, Paris, 1887, также Ferrotin, Revue des questionts historiques, t. 74, p. 367. У нас он был издан проф. И. В. Помяловским в 1889 г. под заглавием «Паломничество по святым местам конца IV века» («Православный Палестинский Сборник», 20-й вып., 1889). Ему же посвящена статья проф. Н. Ф. Красносельцева «Богослужение Иерусалимский Церкви в конце IV века» («Православный Собеседник», 1888, ноябрь).