ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

(К 300-летию воссоединения Украины с Россией)

Воссоединение украинского народа с братским единоверным русским пародом, совершившееся 8(18) января 1654 года, было не только крупнейшим политическим событием, но имело огромное церковноисторическое значение, высоко оцененное современниками. Не менее высоко оно признается и в наше время [1]. Совершился акт, о котором мечтали лучшие представители украинского народа с самых давних времен, а особенно с конца XVI и XVII вв., когда на Украину надвинулись польские паны и сопровождавшие их агенты Ватикана — иезуиты. Крепостная неволя и окатоличивание шли рука об руку. Украинский народ боролся, как мог, но все же чувствовал себя бессильным отстаивать свою самостоятельность без поддержки братского русского народа. Всегда в трудную минуту взоры его устремлялись на Православный Русский Восток. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира: митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, а позднее, митрополит, Исаия Копинский и другие. Когда поднимались крестьянско-казацкие восстания против польской шляхты, православное украинское духовенство было всегда на стороне восставших. Когда великий вождь украинского народа в борьбе его с польской шляхтой, Богдан Хмельницкий, разбивший врага под Желтыми водами, Корсунем, Пилявцами, осадивший Замостье и поставивший под угрозу самую Варшаву, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречал и Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Очевидно, и тот и другой сознавали значение совершающихся событий для Православной Церкви. Никак нельзя забывать и о двух восточных митрополитах, присутствовавших в это время (и не случайно) на Украине: Назаретском Гаврииле и Коринфском Иоасафе. Последний своею кровью запечатлел свой подвиг под Берестечком в 1651 году.

Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент выступления Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Хотя между Польшей и Россией существует официально мир, но фактически со стороны Польского правительства этот мир постоянно нарушается. Если польское шляхетское правительство не изменит своего поведения, то Московское правительство будет иметь полное право принять гетмана и Украину в состав Русского государства.

В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро (1652 год) после этого окончавшийся, не мог войти, как надлежало, в курс украинских событий. Более решительно повел себя его преемник, патриарх Никон. 23 апреля 1653 года послы Богдана Хмельницкого Кондрат Бурляй и Силуян Мужиловский были приняты патриархом Никоном. Через неделю после этого они подали (в письменном виде) гетманскую просьбу к патриарху о ходатайстве пред царем о включении Украины в состав Московского государства.

Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял Хмельницкого в письме к нему 14 мая того же 1653 года. В августе 1653 года Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать пред царем о воссоединении Украины с Россией. В августе Хмельницкий уже благодарит Никона за содействие в решении вопроса о воссоединении Украины с Россией и просит его ходатайства перед царем о немедленной военной помощи. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. Никон принимал большое участие и в дальнейшем ходе воссоединения Украины. По крайней мере в декабре 1653 года Богдан Хмельницкий снова благодарит Никона за помощь и содействие.

После того, как 8 (18) января в Переяславле совершился исторический акт воссоединения, боярин Василий Васильевич Бутурлин с другими представителями русского правительства направились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Васильевич Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов. Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью и радостью встречает весь украинский народ.

Затем все направились в Софийский собор, где эта встреча завершилась торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян.

Такие торжественные встречи московских представителей происходили во всех городах и селениях, где они появлялись. Во всех этих встречах принимало активное участие местное духовенство в церковном облачении с крестами и иконами. Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала Переяславский акт. Если в союзе с братским русским народом украинский народ после воссоединения получил возможность полного развития своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, освободившаяся от иезуитско-шляхетского гнета.

В архипастырском послании Митрополита Киевского и Галицкого Иоанна, по случаю исполнившегося 300-летия со времени воссоединения Украины с Россией, преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям и всей пастве Православной Церкви на Украине, проводится та мысль, что Переяславский акт 8 (18) января является большим церковным праздником, так как он предотвратил порабощение Православной Церкви на Украине Ватиканом. «Кто не знает, — пишет в этом послании архипастырь Украинской Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн, — сколько теснений, сколько унижений, мук и невыносимых терзаний пережил украинский народ от панской Польши, которая веками душила его, жестоко проводя свою насильственную полонизацию и окатоличение украинцев».

С воссоединением Украины агрессия Римского двора была парализована. «После воссоединения с Россией Украине не страшны уже были никакие враги: никто и ничто не могло нанести существенного вреда украинскому народу и Православной Церкви». Киев стал твердыней Православия. Киевская митрополия, вошедшая в состав Московской Патриархии, а затем разделявшая свою судьбу с Православною Русской Церковью, теперь могла уже не страшиться ударов со стороны Рима и польского-шляхетского правительства. Печальным заревом заката догорали дни злосчастной Брестской унии, столько страданий доставившей украинскому и белорусскому народам. Постепенная ликвидация этой унии началась еще в конце XVIII века, когда с Россией воссоединены были Правобережная Украина и Белоруссия. Еще позднее, 12 февраля 1839 года, с Православною Русскою Церковью было воссоединено до 1607 приходов, с населением до 1.600.000 душ на территории Белоруссии и Украины. 11 мая 1875 года было воссоединено 236 приходов с населением до 234.000 душ на Холмщине. Процесс, когда «отторгнутые насилием воссоединялись любовию», продолжался и в дальнейшем по мере того, как воссоединялись с Советской Украиной остальные части Украины. В 1946 году на Львовском соборе была полностью ликвидирована Брестская уния, тяжелым ярмом накинутая на шею украинскому народу польским шляхетским правительством, вдохновляемым папою Римским.

Следуя призыву Святителя-Митрополита, в знаменательный для Украины день с особым молитвенным подъемом, при многолюдном стечении молящихся, совершена была во всех украинских храмах Божественная литургия, а после нее благодарственный молебен с провозглашением многолетия нашему Советскому Правительству и вечной памяти достойнейшему сыну украинского народа Богдану (Зиновию) Михайловичу Хмельницкому.

А. Антонов

[1] О роли Церкви в воссоединении Украины рассказывает статья на эту тему помещенная в «Журнале Московской Патриархии» за 1953 г., № 12.

Система Orphus