Амстердам, 1951, 136 страниц с иллюстрациями (на голландском языке)
Полученная нами книга посвящена Старокатолической Церкви и излагает затрагиваемые вопросы с точки зрения современных деятелей старокатолического движения. В книге приведены: краткая история Нидерландской Церкви (глава 1-я), ее вероучение и нравоучение (глава 2-я), церковный строй и жизнь верующих, включая богослужение (глава 3-я) и, наконец, место Утрехтской церкви в экуменическом движении (глава 4-я). Библиография дается раздельно по перечисленным главам.
В добавление вошли: текст Утрехтской декларации 1889 года; объяснение съезда епископов и священников Утрехтской церкви от 7 июня 1923 года, относительно признания кафоличности православных церквей; письмо, адресованное епископом Утрехтским Франциском Кенниг епископу Кентерберийскому 2 июня 1925 года о признании английской иерархии; разъяснения по поводу интеркоммюниона между старокатоликами и англиканами, составленные в Бонне 7 сентября 1930 года; разъяснение по поводу отношения старокатоликов к догмату «Вознесения Божией Матери» от 24 декабря 1950 года. С сожалением приходится отметить отсутствие в книге сведений о переговорах старокатоликов с Русской Православной Церковью, что вызвано, надо думать, недостатком места, а не является следствием игнорирования автором этого важного в жизни Старокатолической Церкви события.
Обилие содержания при небольшом объеме книги заставило автора быть чрезмерно кратким в изложении разбираемых вопросов. Несмотря на чрезвычайный интерес, возбуждаемый книгой, следует все же признать, что некоторые из существенных вопросов освещены недостаточно полно и ясно. Так из объяснений автора трудно составить себе определенное представление об отношении старокатоликов к Священному Преданию. По вопросу о почитании Божией Матери и святых автор излагает учение, не согласное с православным учением. Он говорит, что мы почитаем святых потому, что мы с ними связаны «узами любви так же, как и они с нами; посему поминаем их в наших молитвах и тем поручаем их Божией благодати». Но ни святые нам не могут помочь, ни мы усопшим, «ибо блаженство есть дар Божией благодати; единственно, что мы можем сделать друг для друга — это молиться». Совсем мало понятны слова, что «когда Церковь предлагает святого для почитания, она этим разумеет, что жизнь такого человека имеет отображение Божией благодати, так что каждый может радоваться этому свету. Церковь тут имеет в виду «ни больше, ни меньше, чем то, что этим сказано».
Поскольку Старокатолическая Церковь неоднократно заявляла, что ею принимаются догматические определения всех семи Вселенских Соборов, можно полагать, что учение ее совпадает с учением Православной Церкви. Следует поэтому пожелать, чтобы догматическое учение Старокатолической Церкви, обязательное для всех ее членов, было сформулировано возможно точнее и полнее. Только при этом условии многое, что нам кажется самнительным в ее учении, вероятно, получило бы разрешение и тем устранились бы многие препятствия на пути сближения наших церквей.
П. И.