XVI МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАРОКАТОЛИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

В начале сентября 1953 года в Мюнхене состоялся XVI Международный старокатолический конгресс. На нем присутствовало 223 представителя от старокатоликов и 25 гостей, в числе которых было семь представителей восточно-православных церквей.

Утром, перед началом занятий Конгресса, совершались церковные богослужения, из которых последнее — 4 сентября — было заупокойным, в память усопших руководителей старокатолического движения.

За первые два дня занятий Конгресс выслушал четыре основных и два дополнительных реферата на общую тему о покаянии (покаяние вообще и покаяние, как таинство). Один из дополнительных рефератов был посвящен покаянию в Англиканской Церкви, другой — покаянию в Восточно-Православной Церкви.

Вечернее заседание 3 сентября заняли три коротких реферата, посвященных общей теме «Живая община». Первый реферат этого цикла был озаглавлен: «Библия в жизни верующих». Основные положения реферата сводятся к тому, что жизнь всей Церкви и каждого верующего основывается на Библии, из Библии вытекает учение Церкви, из которого, в свою очередь, берут начало богослужение и молитва. Однако каждый верующий должен помнить, что имеет возможность пользоваться Библией не как частное лицо, но как член Церкви, так как только Церковь толкует Священное Писание. Слово Божие обладает особым авторитетом, причем авторитетом абсолютным, переходящим за пределы этой временной жизни. Однако Бог беседует с верующими не непосредственно через Слово Божие, но при посредстве Церкви. Библия имеет значение в жизни верующего только через Церковь. Как отдельный верующий, так и отделившаяся от Вселенской Церкви община верующих подвергается опасности неправильного толкования священного текста. Научной критики библейского текста старокатолики не боятся и относятся к ней положительно, причем в первую очередь считают необходимым правильный перевод Священных книг на языки, понятные каждому народу. Церковь должна придти на помощь мирянам, привлекая их к участию в богослужениях и организовывая объяснительные чтения Библии. Толковать ее тексты нужно так, как их толкует Вселенская Церковь; иначе говоря, это толкование должно быть согласно с Церковным Преданием, которое есть «живой мост через поток времени». Однако Предание не должно раз и навсегда как бы зафиксировать смысл Священного текста, сделав его мертвым и неподвижным. Догматическое учение Церкви должно соответствовать тому, что содержит в себе библейский текст, истолкованный в духе Священного Предания. Но наиболее глубокое проникновение в Слово Божие возможно только в литургическом, молитвенном общении верующих.

В другом реферате на тему «Учение Церкви и жизнь верующих» было сказано о том, что цель учения Церкви — дать верующим известные знания в области веры и приобщить их к молитвенной и истиннохристианской жизни. Бог хочет быть познаваемым, ради этого Он дал нам Свое Откровение. Во Христе Бог открыл нам, что Он хочет освящения человека и освобождения его от греха. Освящение и спасение совершается через Церковь Христову. Церковь для человека — мать, питающая и ведущая его к истине путем ее разумения и воспитания сердца. Церковь ищет и зовет человека проповедью святого Евангелия, примером жизни по Слову Божию, а также благодатию святых таинств, богослужений и любовию. Догматы необходимы, так как в них выражается учение Церкви, которое не может быть изменено. Догматы раскрыты в Символе, установленном на Соборах. Христос учредил иерархию, которая гарантирует законность апостольства Церкви. Иерархия трехстепенна: епископы, священники и диаконы. Через иерархию Церковь распределяет дары благодати в таинствах, однако каждый верующий является, в некотором смысле, священником, поскольку носит в себе дары благодати. Наша вера в Церковь должна привести нас к благочестивой жизни, к достойному концу этой жизни и ввести в жизнь вечную.

В третьем реферате на тему «Молитва в жизни верующих» было сказано, что мы должны различать молитву благодарственную, просительную за себя, просительную за других. Христос дал нам пример молитвы совместной с другими и молитвы уединенной. Особое знамение имеет молитва церковная. Молитва на литургии является центром христианской жизни. В литургии проявляется христианское единство, в литургии мы освобождаемся от своей эгоистической сущности. В молитве Господней «Отче наш» заключено все, о чем человек может и должен молиться. Если мы хотим быть истинными христианами, то должны укрепляться в молитве, молясь за других так, как хотели бы, чтобы они молились за нас. Только через молитву мы достигнем истинного единения.

Содержание указанных рефератов в основном не противоречит учению Православной Церкви. А сделанные после их обсуждения выводы можно свести к следующим положениям.

Старокатолическая Церковь хочет стоять на путях древней Церкви и считает себя ее наследницей. Библия — дар Божий, данный верующим через Церковь. Каждый христианин должен читать Библию, пользуясь в этом руководством Церкви на основе Священного Предания. Источниками церковного учения являются Библия и Священное Предание. Молиться, согласно заветам Иисуса значит молиться в христианской общине, то есть молиться в Церкви и с Церковью. Церковная молитва глубже всего выражается в молитве на литургии. Для необходимого мы всегда находим время, а молитва необходима в жизни верующих.

На заседании 3 сентября архиепископ Утрехтский А. Ринкель сделал доклад на тему «Экуменическое движение и старокатоличество» (или «Интеркомюнион, его сущность и задачи»). Этот доклад раскрывает все те вопросы, которые Старокатолическая Церковь считает необходимым поставить перед участниками экуменического движения, если они желают приблизиться к возможности интеркомюниона. Автор доклада указывает на необходимость выяснить, что имеется в виду под термином интеркомюнион, так как неправильное его понимание может привести к ряду недоразумений. Часто под интеркомюнионом понимают «взаимное участие в таинстве святой Евхаристии». Автор же считает, что это не исчерпывает понятия интеркомюниона.

После того, как старокатолики в 1931 году вошли в отношение интеркомюниона с Англиканской Церковью и обменялись по этому поводу мнениями с некоторыми представителями восточно-православных церквей, среди участников экуменического движения появилось стремление к установлению соответствующих отношений и с другими «церковными» обществами. По этой причине архиепископ считает, что надо точно выяснить, какие условия необходимы, чтобы мог быть поставлен вопрос о подобном сближении.

Соглашение между старокатоликами и Англиканской Церковью состоит из трех пунктов: 1) Каждое из церковных обществ признает кафоличность и самостоятельность другого и сохраняет свою самостоятельность (по-английски, церковное общество переводится «комюнион»). 2) Каждое из церковных обществ согласно допускать к участию в таинствах членов из других церковных обществ. 3) Интеркомюнион не требует от каждого из церковных обществ принятия всех богословских мнений, видов набожности и литургических особенностей, свойственных другому из обществ, но предполагается, что каждая из сторон «крепко держится основного» в христианском вероучении» (отношение к Священному Писанию и к Священному Преданию, отношение к Соборам, имевшим место до 1000 года, к святому таинству Евхаристии и к другим таинствам).

Непрерывность апостольского преемства в рукоположениях и кафоличность обеих церквей были взаимно признаны. Не препятствуют объединению и 39 членов англиканского исповедания, так как они допускают приемлемое, толкование, не искажающее основного церковного учения. Каждая из сторон обещала не уклоняться: англиканская — в сторону реформации, а старокатолическая — к римскому учению.

Основным следует считать вопрос о том, что такое Церковь? В этом вопросе не может быть никаких компромиссов. Архиепископ Ринкель настаивает на необходимости непрерывности апостольского преемства через таинство рукоположения, протестуя против мнения реформатов о достаточности непрерывности апостольской веры. Церковь — Тело Христово, Христос — Глава Церкви, и все установленное Христом не подлежит изменению, но должно пребывать вечно. Участие всей Церкви в рукоположениях соответствует преданию древней Церкви. Неразрывность Церкви и иерархии сохраняется непрерывностью апостольского рукоположения. Там, где нет иерархии в том смысле, как то признают старокатолики, нет Церкви. Если в Шведской Церкви можно установить непрерывность апостольского преемства, то в других протестантских церквах, входящих в экуменическое движение, этой иерархии нет. До сих пор мало обращалось внимания на разъяснение вопроса о таинствах, а это необходимо сделать, так как католик верит в действенность и необходимость всех семи таинств. Где нет правильного отношения к таинствам, там нет Церкви.

Архиепископ Ринкель закончил доклад пожеланием, чтобы поставленные им вопросы получили соответствующее разрешение всего христианского мира, и выразил уверенность, что пути к этому могут быть найдены через совместную молитву.

На заседании 4 сентября был заслушан доклад К. Пурша на тему «Деятельность Римо-Католической Церкви в новейшее время». Докладчик отметил, что в связи с войной мощь Римо-Католическоп Церкви, по видимости, возрастала. После гибели национал-социализма римо-католики пытаются захватить новые позиции. Ватикан для подъема религиозного чувства прибегает к рекламированию ряда чудес и введению торжественных празднеств; предполагается канонизовать папу Пия IX. Римо-католические богословы пытаются оживить церковную науку, освободить ее от схоластической связанности, пересмотреть основы метафизики и переработать «томизм» в свете современных представлений. 1954 год объявлен годом юбилейным, посвященным Божией Матери в связи со столетием провозглашения догмата о Непорочном зачатии. Докладчик считает, что римо-католичество некрепко стоит на ногах, так как все дальше уклоняется от Истины.

На заседании 4 сентября были произведены выборы устроителей очередного международного конгресса. Избраны: проф. Кюри, г. Вильдз и проф. Цеймет. Местом созыва ближайшего конгресса назначена Швейцария.

Высокопреосвященный Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, от имени Святейшего Патриарха Алексия и своего собственного, приветствовал XVI Международный старокатолический конгресс телеграммой.

На этом Конгрессе были поставлены и обсуждались очень важные вопросы, которые не могут не интересовать православного человека. Желательно, чтобы были подняты и другие вопросы, которые еще не ставились (архиепископ Ринкель в своем докладе сказал, что «не надо бояться самых острых вопросов»).

Пожелаем же представителям Старокатолической Церкви мужественно защищать «католическое учение неразделенной Церкви» и тем самым способствовать установлению мира и единения среди истинно верующих христиан.

Прот. А. Сергеенко,

доцент Лен. Дух. Академии

Система Orphus