В связи с «неделей молитвы» о христианском единении, производимой ежегодно с 18 по 25 января, в СЭПИ, органе Всемирного Совета Церквей (№ 42, от 13 ноября, 1953 г.) напечатан текст молитв, рекомендуемых для чтения в течение этой недели как при общественном богослужении, так и отдельными верующими, а также указатель более частных тем молитв, которым предполагалось посвятить каждый день недели.
Напомним, что «неделя молитвы» о единении была первоначально предложена деятелями Англиканской Церкви и затем получила широкое распространение в западном мире. Приуроченность ее к дням 18 — 25 января объясняется тем, что она лежит между праздником престола апостола Петра в Риме и праздником обращения апостола Павла, которые празднуются на Западе, и, таким образом, поставлена под покровительство двух первоверховных апостолов.
Не следует преуменьшать значения этих молитв о единении, которые свидетельствуют о росте сознания ненормальности того разделения, в котором находятся христиане, особенно в протестантском мире с его бесконечным дроблением на множество сект. Установление этих молитв соответствует духу христианства и со всею искренностью должно приветствоваться. Ибо, если Господь наш перед Своими крестными страданиями молился в особенности о единстве Своих учеников, «да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17, 21), то могут ли Его последователи не подражать Ему при существующих разделениях.
Однако, если мы обратимся к тексту экуменических молитв о единении, то мы поразимся их чрезвычайной общностью и неопределенностью. Здесь просят Бога об упразднении и исцелении разделений и о соединении людей в истине и правде. Еще менее конкретности в предложенных темах для молитв, где просят о том, чтобы люди опомнились, раскаялись, направлялись в своей деятельности Духом Святым, проводили единение в жизнь. Такие бессодержательные молитвы весьма неожиданны для недели, специально посвященной единению. Создается впечатление, что авторы их сами хорошо не знают, о чем молиться, и хотя одушевлены благими стремлениями к единению, но ясно не представляют, в чем это единение состоит и какими путями может достигаться.
Наша Православная Церковь, верная заветам Христа, также скорбит об имеющихся разделениях в христианском мире, и не только в особые дни, но ежедневно, за каждым богослужением (на вечерне, утрене и литургии), возносит молитву «о соединении всех» (великая ектения). Но, молясь об этом, мы, православные, не допускаем даже в мысли, что молитва Христа о единстве Его учеников осталась бесплодной и что, следовательно, Церковь Христова разделилась. Ибо если Христос говорил даже про Своих последователей, что «всё возможно верующему» (Мр. 9,23) и что всё, чего они попросят в молитве с верою, получат (Мф. 21,22; Мр. 11,24; Иоан. 14,3), то никак нельзя думать, чтобы молитва Самого Господа в самый важный момент Его жизни и о самом существенном для Его последователей могла бы ие исполниться и единство Церкви оказалось разрушенным грехами людей.
Однако не это ли предполагается экуменической молитвой о единении, в которой говорится: «сжалься над Твоей Церковью разделенной... даруй нам силы обрести единение»? Уже одно такое предположение лишает христиан надежды на восстановление своего единства в будущем, потому что наши грехи и немощи не меньше, чем у людей, живших до нас, наша же немощная молитва ничто в сравнении со святейшей молитвой Самого Сына Божия.
Поэтому мы, православные христиане, верим, что молитва Христа о единстве Его учеников не могла не исполниться, и что Церковь Его — Тело Его — была, есть и пребудет единой до скончания века, и врата ада не одолеют ее. А существующие разделения, как и те, которые были со времен апостолов, объясняются тем, что некоторые люди порвали с Церковью и отделились от нее, нисколько не затронув ее единства. И потому Церковь, скорбя об отторгнувшихся членах, может молиться только об их обращении и соединении с нею.
Наиболее глубокое и существенное единение христиан между собою происходит, конечно, тогда, когда они соединяются со своим Спасителем в таинстве причащения. Однако это таинство совершается лишь за литургией верных и к нему, следовательно, допускаются не все, но лишь верные, то есть принявшие крещение и объединенные одной правой верой (православные).
Отсюда ясно, что только единение в вере или единомыслие может свидетельствовать о единении по духу и является условием единения в таинствах. Недаром о таком единомыслии столь заботился апостол Павел, когда убеждал христиан «быть в единомыслии между собою по учению Иисуса Христа, дабы они единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Римл. 15, 5 — 6). «Дополните мою радость, — пишет он филиппийцам (Филип. 2,2), — имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны». А коринфянам (1 Кор. 1,10) говорит: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».
Вот почему и Церковь, терпя в своей среде грешников в ожидании их обращения, в то же время тех, кто извращает ее учение, отсекает от себя, по слову апостола Павла: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Римл. 16,17), а также: «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8).
Итак, истинного единения нельзя достичь без единомыслия или, иначе, без единения в вероисповедании, а потому на это должны быть направлены все наши усилия и об этом должны мы просить Бога в наших молитвах о единении. В молитвах же, опубликованных в СЭПИ, об этом можно найти лишь неопределенные намеки, именно там, где просят Бога о единении «в истине Его» или «в истине Его святого слова».
Но усилия и молитвы, направленные к познанию истины, не будут иметь успеха, если не будут соблюдаться некоторые жизненные условия,
необходимые для этого. Лишь подобным познается подобное, а потому чистое и Божественное может познаваться лишь тем, кто хоть в какой-то мере очистился и приблизился к Богу. Источником же и пределом христианского ведения, из которого оно исходит и к которому всегда возвращается, есть ведение Бога во Святой Единосущной Троице. А ведение этого, превосходящего всякий ум, таинства возможно лишь в той мере, в какой оно отображается в благодатной человеческой жизни, в жизни Церкви Христовой, единой и кафолической по образу Святой Троицы.
Такая жизнь проявляется в любви, связывающей христиан друг с другом. Именно «взаимная любовь христиан есть то око, которым каждый христианин зрит Божественные предметы», именно любовь есть тот «божественный дар, которым обеспечивается за людьми познание безусловной истины», и «мы были бы неспособны уразумевать Божественную истину, если бы не держались в единстве силою нравственного закона любви» (А. С. Хомяков). Об этом и свидетельствует Церковь, когда, начиная важнейшую часть литургии (литургийный канон), возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Так устанавливается истинный путь к христианскому единению и возможность возносить в наших молитвах конкретные прошения о даровании нам духа любви, дабы придти к единомысленному исповеданию Святой Троицы и сподобиться общения в святых таинствах, паче же в таинстве причащения Святых Тела и Крови Христовых. Вне этого пути Православная Церковь не мыслит возможности единения.
Мы, разумеется, не закрываем глаз на то, что наша позиция в вопросе христианского единения для многих, особенно из протестантского мира, кажется непонятной и даже вызывает осуждение. Некоторые экуменисты, например, считают нашу Церковь находящейся в гордыне, нарушающей заветы Христа о единении. Не о таковых ли предложено было молиться 23 января: «чтобы освятились и очистились Церкви, чересчур довольные собою, чтобы они обратили внимание на разделения». Но авторы этой молитвы забывают, что не всякое единение допускается Церковью, которая ищет единения полного и совершенного и, именно по своему единству, никаким другим удовлетвориться не может.
А. Ведерников