I
Война... С этим словом человеческий язык сочетает обычно слова с весьма ясным специфическим смыслом: мы говорим об «ужасах войны», «бедствиях войны», и дико звучали бы для нашего слуха выражения в роде «благодеяния войны» и подобные этому. У многих народов приветствия выражаются во взаимном пожелании мира, что, конечно, также содержит в себе осуждение войны. В наших храмах возносятся моления «о временах мирных», об избавлении от меча и браней, причем последние ставятся в один ряд с «гладом, потопом, трусом, огнем»; мы просим «мира мирови», молимся «да тихое и безмолвнее житие поживем» и т. д. Все это ясно показывает, что нравственное сознание осуждает войну, что война признается злом, истинным бедствием, которого не может желать ни один нравственно и умственно нормальный человек. Чудовище, несущее страшный ужас и неисчислимые бедствия; жуткий призрак, грозящий гибелью и страданиями многим миллионам людей, — вот что такое война, в особенности же война в современных условиях.
А что если это страшное чудовище, этот ужасный призрак появится в нашем поле зрения и станет угрожать народам бедствием новой войны? Кровь стынет, и сердце сжимается от одной мысли об этом, ибо тогда все неисчислимые жертвы, связанные с войной, на завтра могут стать самой настоящей действительностью. И понятно, почему все лучшее в человечестве напрягает все свои силы, всю свою волю, чтобы прогнать этот ужасный призрак, чтобы устранить угрозу войны.
Да, как это ни печально, но борьба за мир, упорная и всеобщая, необходима сейчас потому, что на земле есть люди, которые вынашивают планы агрессивной войны.
Эти люди заявляют о своем существовании многими признаками, и. прежде всего, поощрением гонки вооружений. Некоторые государства тратят все больше и больше миллиардов на пушки и бомбы, выдумывают все новые и новые орудия истребления и не стесняются строить военные базы на чужих территориях. Применяя экономические и иные угрозы, они стараются втянуть все большее число стран в дело увеличения вооружений и создают союзы и блоки агрессивного характера.
Дух агрессии, движущий этой политикой, заявляет о себе и такими признаками, как нетерпимость некоторых кругов к иному, чем у них, образу жизни, и настойчивое стремление всюду насадить свой «образ жизни», навязать другим народам свои порядки. Эти круги не хотят мирного сосуществования народов с различным государственным и общественным строем, с различной системой хозяйства.
Выражением агрессии является также неприкрытая эксплуататорская колониальная политика. Малые и зависимые или слабые в экономическом отношении государства беззастенчиво эксплуатируются, прибираются к рукам, закабаляются, превращаясь в конце концов в бесправные колонии.
Нетрудно видеть и корни агрессивной политики — это алчность, жажда наживы, стремление сорвать, хотя бы и на бедствиях и гибели многих миллионов людей, миллиардные куши. Ради обогащения некоторые люди не задумываются перешагнуть через трупы своих ближних, через многие миллионы трупов!
Питает агрессию и стремление к господству. Для некоторых кругов это господство представляется в мировых масштабах. Вспомним, как среди немецких фашистов и в среде японской военщины серьезно разрабатывались сумасбродные планы покорения всего мира. Всем хорошо известно, чем окончились попытки реализовать эти бредовые планы. Однако они все еще имеют своих приверженцев.
II
Можно ли оставаться спокойным или равнодушным при таком положении дел? Можно ли мириться с проявлениями агрессии в международных отношениях? Ответ на этот вопрос ясен для всех людей доброй воли, и тем более для христиан.
В Церкви, при общей вере в Бога и любви к Нему, все истинные чада ее соединены в любви друг с другом. Любовь же исключает вражду и стремление к господству над другими. «Любовь... милосердствует... любовь не превозносится, не гордится., не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13, 4 — 6). Поэтому все проявления агрессии, угрожающие нарушить мир среди людей, церковный человек не может рассматривать иначе, как грех, как зло. «Любовию служити друг другу», учит христиан апостол Павел, и каждый член Церкви принимает это как свой долг, свою обязанность. А в господстве кучки людей над целыми народами никакого служения любовью друг другу, конечно, нет.
Всякий, считающий себя принадлежащим к Церкви, помнит, что в тот знаменательный момент, когда Бог истинно, реально сошел на землю, небесный голос провозгласил: «И на земле мир...», мир, а не вражда, не истребление себе подобных. И это слово Мир, прозвучавшее над землей в ту Святую ночь, должно быть воспринято христианином как завет, данный ему Небом; оно должно стать путеводной звездой в его жизни, в его деятельности. Все помыслы христианина должны быть обращены к миру, все усилия его должны быть направлены на разоблачение и разрушение всех этих хитрых и многоразличных махинаций, направленных на подготовку новой войны. Христианин должен быть с теми, кто борется за мир.
Не может не вспомнить церковный человек и еще одного момента из евангельской истории. Когда Божественный Основатель Церкви, уже после Своего славного Воскресения и в последние дни Своего телесного пребывания среди людей, посылал в мир первых представителей Святой Церкви, святых апостолов, Он сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19 — 20). Не покорять народы, не эксплуатировать их посылает Христос Своих апостолов, а научить и в таинстве святого Крещения приобщить их к жизни в Триедином Боге, существо Которого — любовь: «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 8). Ни один народ не исключен Христом в этом Его повелении апостолам; все равно призваны к этой жизни в любви, в Боге, и ни один народ не поставлен выше других, ни одному не дано права господства над другими. И что же иное, как не тяжкий грех, как не преступление против ясной заповеди Христа, как не измену прямому Его завету представляют все эти попытки сеять рознь и вражду между народами, порабощать их и господствовать над ними?
Церковный человек, как член Богочеловеческого союза, основанного на любви, видит во всем этом, прежде всего, отрицание любви; «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4, 16), и ясно для христианина, что агрессивная война и вся эта подготовка к ней противны Богу, ибо не пребывают в любви те, кто готовит бедствия и гибель многим миллионам людей, следовательно, не в Боге они, и Бог не в них.
Кому же служат те, кто старается вовлечь человечество в войну? — Тому, кто «сначала согрешил». У христианина не может быть в этом сомнения. Он помнит слова: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Иоан. 3, 10). А сеяние вражды в международных отношениях,
ограбление и порабощение народов и стремление вовлечь человечество в войну и сама эта агрессивная война, в грабительских целях подготавливаемая, и есть вопиющее нарушение правды, потому что в ограблении народов, в порабощении их, в уничтожении миллионов жизней нельзя найти «любви к брату своему».
Итак, для христианского, для церковного сознания ясно, что не дети Божии могут вовлекать народы в войну; нет, это может быть делом лишь детей диавола, который «был человекоубийца от начала» (Иоан. 8, 44); это дело Каина, «который был от лукавого и убил брата своего» (1 Иоан. 3, 12). Стремление к господству над целым миром, жажда всех покорить себе характеризует поджигателей войны. Кому подобны они в этом? Конечно, не Тому, Кто сказал о Себе «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29) и еще: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мр. 10, 45). Нет, они подобны тому, кто возгордился и хотел быть на месте Бога.
III
Наша Русская Православная Церковь, верная заветам Христа, верная знамени христианскому, всеми доступными ей средствами содействует делу защиты мира. Предстоятель нашей Церкви, Святейший Патриарх Алексий учит и призывает свою паству не ослаблять сил в этой святой борьбе и благословляет всякое начинание, могущее привести к мирному разрешению международных проблем. Умиротворяющий голос нашей Церкви громко раздается на конференциях и конгрессах сторонников мира, призывая всех христиан к участию в деле защиты мира. Выступая на Венской сессии Всемирного Совета Мира, представитель Русской Православной Церкви Митрополит Николай сказал: «По вере, по долгу нашему — мы обязаны быть первыми строителями мира, и главная наша задача в данный момент — поставить правительства великих держав перед фактом христианского единства в осуждении войны и тех причин, которые ее вызывают.
Нам не следует искажать идею мира своими страхами и подозрениями, не нужно расстраивать себя сомнениями в самой возможности этого мира!
Напротив, мир, за который мы боремся сейчас, необходимо всячески очищать от недоверия и неискренности, возвышать его взаимопониманием и дружбой, согревать нашим внутренним христианским настроением, чтобы он стал действительно следствием Мира Христова, который мы, христиане, проповедуем».
И. Хибарин