ХРАМ-ПАМЯТНИК НА КАЗАЦКИХ МОГИЛАХ ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ

(К 300-летию воссоединения Украины с Россией)

I

По дороге из г. Дубно в м. Берестечко на Волыни, ныне Ровенской области, километрах в пяти от Берестечка, справа от дороги на небольшом возвышении стоит небольшая белая церковь с шестью синими куполами, украшенными сверху крестами; недалеко от нее виднеется другая древняя церковка, такая же беленькая. Вокруг, как змейка, вьется речка Пляшевая.

Эти храмы построены на месте, священном для всего русского народа, а для народа украинского особенно; шестиглавый храм — это памятник на казацких могилах, в нем покоются кости казаков, погибших на Берестечской битве 1651 года против панов польских за свободу и независимость своей Родины и народа, а другой храм — это место молитвы казаков перед битвой в селе Острове.

Вспоминая события, которые предшествовали Берестечской битве, необходимо начать с того времени, когда Западная Украина попала в руки шляхетской Польши. Присвоивши себе этот край, паны-поляки старались истребить в нем все национальное. Для этого они решили обмануть доверчивый украинский народ «благами широкой и вольной конституции». На сейме в Люблине в 1569 году король польский предложил представителям Украины и Литвы объединиться с Польшей в единое государство и клятвенно обещал, что в его государстве всем будет одинаковая защита и для всех один закон. Но магнаты польские написали такую конституцию, согласно которой земли Киевского, Подольского и Волынского краев отошли к Речи Посполитой. Воды и леса, скот и дома объявлены были панскими. Даже сам вольный человек Западной Украины стал не хозяином своего края, а бесправным рабом, холопом, которого пан был волен продать, как скотину, променять на собаку или в карты проиграть, а то и повесить.

Лишив население Западной Украины гражданских прав, польские паны-католики захотели лишить его и православной веры, которую они стали гнать и позорить, называя ее холопской. Православные храмы насильно отнимались у верующих и обращались в костелы, православных людей силою заставляли принимать унию.

Начались массовые восстания казаков за веру и народность. Эти восстания жестоко подавлялись. На площадях Варшавы пленных казаков казнили, колесовали, сажали на кол. Тем не менее православный народ продолжал бороться против своих угнетателей.

В 1648 году во главе восставших стал знаменитый казацкий вождь Богдан Хмельницкий. При Желтых водах, под Корсунем, при Зборове казаки нанесли польским панам жестокие поражения. Во время переговоров о мире Богдану Хмельницкому было обещано не чинить более обид украинскому народу, уничтожить унию и уравнять православных в правах с католиками. На этих условиях в Зборове был заключен мир.

Но казаки жестоко ошиблись. В скором времени польский король собрал против Богдана Хмельницкого огромное войско численностью в 300 тысяч человек, двинул его на Украину и остановился под Берестечком.

Богдан Хмельницкий выставил против войск польских панов казацкое войско в 73 тысячи человек, в помощь которому Крымский хан привел с собой 20 тысяч татар.

Это было в июне месяце 1651 года. Последняя остановка казаков перед встречей с врагом была в селе Острове, в трех километрах от того места, где. в настоящее время находятся казацкие могилы. Там стояла деревянная церковь св. архистратига Михаила, и в ней 12 июня Богдан Хмельницкий со своими казаками слушал последнюю службу и напутствие перед боем.

20 июня казаки перешли речку Пляшевую и стали лицом к лицу с неприятелем. До полдня стояли в нерешимости оба войска. Лишь после полудня началась страшная сеча. Казаки имели уже успех, как вдруг случилась страшная измена: татары покинули поле битвы, открыв левый фланг казацкой пехоты. Этим воспользовались войска польских панов и, окружив казаков, предложили им сдаться. Однако большая часть казацкого войска вырвалась из окружения и ушла к Киеву.

На Берестечском поле оставался еще тридцатитысячный отряд казаков под предводительством полковников Джелалия и Богуна. Несмотря на усталость и проливной дождь, казаки окопались глубоким и широким рвом с трех сторон, имея с четвертой непроходимое болото. За этими укреплениями они решили умереть, но не сдаваться врагу. Десять дней отбивались они от трехсоттысячного вражеского войска и все до одного сложили свои головы в этом неравном бою.

Только 300 человек, самых испытанных в боях казаков, заметив невдалеке островок, называемый Журавлиха, перебрались на него, унося с собой войсковую святыню — икону. Здесь, на Журавлихе, они, отбиваясь от неприятелей, продержались еще несколько дней, пока не полегли все.

II

Долго белели казацкие кости на Берестечском поле, долго им пришлось ждать своей могилы, ибо страшным и таинственным было для народа то место. Только через 260 лет люди стали собирать разбросанные по полю казацкие кости и сносить их на холмик, на Журавлиху, где защищались последние триста казаков. Там совершались по воинам-казакам заупокойные молитвы, а затем у благородных внуков казацких зародилась мысль построить гробницу и храм-памятник на вечную память о дедах. Постройка храма началась в 1908 году и через шесть лет была закончена.

Храм-памятник построен по проекту академика Щусева: белый, шестиглавый, с зелеными крышами и голубыми главками, усеянными золотыми звездами и увенчанными золочеными крестами. На передней стене — Нерукотворный образ Спаса с лампадой перед ним.

Внутри храма перед алтарем устроена огромная цементная солея, на которой, во время служения парастасов и вселенских панихид, может встать не менее ста священников. Посреди солеи устроен архиерейский амвон. Пред самым иконостасом возвышается казацкая могила, которая представляет собой идущий снизу, из нижнего этажа, каменный столб-склеп, как бы колодезь, наполненный казацкими костями. Над ним устроено стеклянное надгробие, которое от возженных внутри свечей и лампад переливается огнями, как огромная лампада. В огромной арке памятника, над самой могилой, вместо обычного деревянного креста, помещено живописное в несколько метров Распятие; под ним — одноярусный иконостас из красного камня кварцита. Царские врата и боковые двери в иконостасе железные, кованые с резьбой. На Царских вратах — эмалевые иконы Благовещения Божией Матери и святых апостолов. В иконостасе по правую сторону — икона Спасителя, несущего на Себе все человеческие кресты, и храмовая икона св. великомученика Георгия на коне, поражающего змия. Налево от царских ворот — Почаевская икона Божией Матери и преподобного Иова, игумена Почаевского.

Во время польской оккупации Волыни после перовой мировой войны (1921 — 1939) польские паны строго запретили православным собираться на казацких могилах и устраивать там поминовение убиенных. Ввиду этого громадный храм-алтарь и обширная открытая солея потеряли свое первоначальное назначение.

В 1936 году обширный Георгиевский алтарь разделили на две части. В одной из них, именно в восточной, помещается святой престол и утварь, а западная часть образует вполне оборудованный и удобный храм для обычных служений.

Из Георгиевского храма, поднявшись на хоры, мы попадаем в Борисоглебскую церковь. Ее алтарь небольшой, но очень красивый. Летом здесь обычно служат ранние литургии. На хорах в левой и правой башнях устроены балконы для проповедников.

Подземная Пятницкая церковь не блистает богатством иконостаса и утвари. Вся обстановка храма простая. Здесь в зимнее время, с 26 октября по Крестопоклонную седмицу, совершаются ежедневные службы, по окончании которых братия идет в гробницу и отправляет панихиду за «православных воинов, зде за веру и отечество избиенных». Летом в Пятницкой церкви совершаются заупокойные литургии. В этой церкви — две чтимые иконы: Божией Матери (икона прислана в дар со Старого Афона) и угодников Божиих Волынских. Сюда выходят стены склепа со стеклянным окошечком, через которое видны казацкие черепа. Из Пятницкой церкви по ступеням можно войти в гробницу, которая является притвором Пятницкой церкви и отделена от нее глухой дверью.

Казацкая гробница представляет собой большой просторный подземный склеп. Посреди его возвышается огромная гробница в форме четырехугольного столба, наполненного костями и выходящего вверх пред иконостасом Георгиевского храма. Через стекла, вставленные в стены гробницы, видны простреленные и пробитые черепа, огромные голени и необычно большие кисти рук. В стенах склепа есть ниши со стеклянными дверцами, в которых также стоят казацкие черепа. Против главной гробницы-столба помещается меньшая гробничка, в которой сложены кости, прикрытые пеленой. В склепе служатся ежедневно панихиды.

Отсюда, из казацкой гробницы, есть подземный ход в Михайловскую казацкую церковь. Это — та церковь, в которой казаки перед боем молились и получали напутствие от митрополита-мученика Иоасафа. Она стояла в селе Острове, через которое проходили казаки к Берестечку. При постройке храма-памятника, эта церковь в 1911 году была перенесена из Острова сюда, на казацкие могилы.

Здесь, на казацких могилах, находился музей, в котором сохранялись все находки, собранные на Берестечском поле: казацкие кресты, ружья, сабли, гарматы (пушки), ядра, шпоры, польские деньги, шпаги, планы и описания Берестечской битвы. Но рука оккупантов не пощадила этих дорогих для русского человека реликвий: в 1916 году они все целиком были отправлены в Вену.

Этой же участи подверглась и прекрасная картинная галерея, размещенная в свое время на нижней и западной стенах, окружающих казацкие могилы. Здесь были картины академика И. И. Ижакевича, изображавшие исторические события из жизни многострадального украинского народа, и эпизоды Берестечского боя.

В 1910 году, на казацких могилах был открыт монастырь-скит, который до 1952 года был филиалом Почаевской Лавры, именуясь «Свято-Георгиевским скитом на казацких могилах». Теперь он входит в состав Волынской епархии на правах приходского храма. Оставшиеся здесь иноки возносят свои молитвы о убиенных казаках и охраняют памятник. Проживают они в просторном двухэтажном доме, стоящем рядом с храмом-памятником.

Епископ Иннокентий

Система Orphus