СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ — ПОБОРНИК МИРА

(Поучение в день памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе)

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир. Спасение каждого человека совершается при ближайшем участии Самого Спасителя: Его Божественной любви и благодати (Иоан. 15,5).

Путь ко спасению открыт для всех и всем подаются средства «яже к животу и благочестию», то-есть ко спасению. Указаны также и примеры спасения в лице угодников Божиих, стяжавших спасение и просиявших на земле, как «свет мира» (Мф. 5,14), как «соль земли» (Мф. 5,13). Одним из таких угодников Божиих является и ныне празднуемый Святитель Алексий, Митрополит Московский.

Вспомним кратко его житие, чтобы получить для себя уроки назидания и утешения.

Святитель Алексий родился в 1293 году в Москве. Происходил из знатного боярского рода. При крещении был наречен Елевферием. Родители мечтали подготовить его к государственной службе и с этой целью дали ему высокое образование. С юных лет он «изучался всей грамоте», «всем книгам извыче». Но, однако, не так судил Бог.

Еще в детские годы Господь призвал Елевферия на высокое служение Богу, Церкви и Родине. Однажды он, 12-летний мальчик, ловил птиц в поле и, заснув, услышал голос: «Алексий! что напрасно трудишься! Будешь человеки ловя».

«Будешь человеки ловя». Как близки эти слова по смыслу и словесному выражению к словам Спасителя, обращенным к простым рыбарям при призвании их на апостольское служение: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19). Апостолы откликнулись на этот призыв Спасителя и последовали за Ним.

То же произошло и с юным Елевферием. Услышав голос призывающего Господа, он переменился: стал искать уединения, молитвы, Господа. Через три года поступил в Московский Богоявленский монастырь, а через пять лет постригся в монахи с именем Алексия, имея 20 лет от роду. Так начался иноческий подвиг будущего Святителя земли Русской.

Через двадцать лет этого подвига он стяжал добродетельное житие и мудрость и был определен ведать церковными судами при Митрополите. Разбор судебно-церковных дел познакомил его с духовно-моральным состоянием членов Церкви, что подготовило его, в свою очередь, к управлению Русской Православной Церковью.

Эта подготовка, возлюбленные братья и сестры, шла у Святителя и с другой стороны. Будучи приближенным к митрополиту Феогносту, греку и греками окруженному, он изучает греческий язык и проникается желанием исправить ошибки в переводе Нового Завета с греческого языка на славянский. Так появился сделанный им новый перевод Евангелия с гречеокого подлинника. Огромный труд по переводу явился, по выражению Митрополита Московского Филарета, «богословским подвигом» Святителя. Работа над текстом Свящ. Писания привела боголюбивый ум его к глубокому разумению духа Нового Завета и с этой стороны также подготовила к высокому пастырскому служению в Церкви Христовой.

Служение это началось с назначения его на кафедру Владимирской митрополии, а через четыре года он был избран, по смерти митрополита Феогноста, на престол Московского и Всероссийского митрополита. Ему в то время было уже 60 лет.

Но «праведник, — говорит пророк Давид, — и в старости плодовит... Он цветет, как пальма, возвышается, как ливанский кедр» (Пс. 91, 13 — 15). И, действительно, на кафедре Московской митрополии Святитель оказался чрезвычайно «плодовиггым», проявляя себя, как крупнейший церковный и вместе государственный деятель, как великий «печальник», патриот своей Родины.

Он помогает Московскому князю «собирать Русь», то-есть утверждать власть Москвы над непокорными княжествами (Тверским, Нижегородским, Суздальским). В духе миролюбия и справедливости он упорядочивает церковные раздоры в Рязани, Сарайске, Твери.

Принимая близко к сердцу внутренние дела Московского государства, Святитель вместе с тем участвует и в его внешних делах. Так, он дважды ездил в монгольскую ставку, чтобы предотвратить набег монгольских ханов на свою Родину. Особенно трудной и вместе чудесной была его первая поездка. Жена монгольского хана Тайдула, заболев глазами, ослепла. Хан писал в Москву: «Мы слышали, что есть у вас служитель Бога, который о чем ни помолится, будет услышан Богом. Отпустите его к нам».

Письмо хана таило в себе опасность: в случае неисполнения его требования угрожала ярость хана. Поэтому поездка была неизбежна.

Господь укрепил веру Святителя в благоприятный исход путешествия чудесным знамением при совершении им напутственного молебна в соборе внезапно, сама собой, зажглась свеча при гробе Святителя Петра. Так чудо исцеления Тайдулы в далекой ханской ставке было предуготовано чудом самовозжения свечи в Московском соборе. Эту свечу (часть ее) Святитель взял с собой в ставку, чтобы зажечь при молебне об исцелении Тайдулы.

Поистине «дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36), дивен в каждом их шаге, в каждом намерении, направленном на прославление Господа, на укрепление святой веры в Него. Тайдула была исцелена, и наша Родина на этот раз была избавлена от нашествия монголов.

В великих делах и заботах на благо Церкви и Родины был у Святителя дивный помощник, — Преподобный Сергий Радонежский, с которым Святитель был связан союзом любви до самой своей смерти. Никого другого Святитель не хотел иметь своим преемником по митрополичьей кафедре, кроме Преподобного. Между ними произошло по этому поводу трогательное объяснение, когда Святитель Алексий решительно настаивал на принятии кафедры, а Преподобный Сергий также решительно отказывался, говоря: «Выше меры моея есть дело сие».

«В этой духовной борьбе, — говорит Митрополит Московский Платон, — оба остались победителями». Один победил тем, что оказал смиренномудрие, другой тем, что возложил венец славы на это смиренномудрие.

Возлюбленные братья и сестры! Вот перед нами, пред нашими глазами в этом Московском Патриаршем соборе рака с нетленными мощами Святителя Алексии. Его дух молитвенно сопутствует нашим молитвам.

Мы могли бы сейчас сказать то же, что когда-то (в 1803 году) сказам Митрополии Платон, обращаясь к раке Святителя, бывшей тогда в Чудовом монастыре: «Рцы, рцы нам слово утешения, Святителю Алексие!»

В свое время это слово было оказано Святителем, при вступлении на Московскую кафедру, в храме. Обращаясь к верующим, Святитель сказал тогда: «Дети мои, имейте между собой мир и любовь».

Вот они — спасительные и столь вожделенные для нас слова: «мир и любовь», «любовь и мир». Ибо чего больше всего жаждет наша душа и вся жизнь наша, как не мира и любви? Любви и мира с Богом, со своей совестью, с семьей, в служебных и общественных делах, в международных отношениях!

Но что есть мир с религиозной точки зрения? — Мир есть милость Божия, благословение Божие, ибо он дается Богом, сказавшим: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27).

Поэтому будем просить, будем вымаливать у Господа помощи в созидании мира, в терпении, уповании и любви. Будем помнить, что творящих мир Спаситель называет «блаженными», «миротворцами», «сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Святитель Алексий, будучи миротворцем в течение всей своей жизни, и умирал со словами мира на устах, назидая князя Димитрия (Донского) : «Я отхожу от жития сего, оставляю тебе милость от Бога, мир и благословение».

Возлюбленные братья и сестры! К нашей великой радости и утешению Глава нашей Православной Церкви, Святейший Патриарх, носит имя «собирателя» и миротворца Русской земли — имя Святителя Алексия. Наш Святейший Патриарх тоже «вся расточенная», отпавшее от Церкви, стремится воссоединить с нею. Он тоже хочет мира для Церкви, для родной земли и всего мира!

Будем же молить Господа Бога о ниспослании спасительной любви в сердца наши и благословенного мира во все концы земли! Будем просить Святителя Алексия об укреплении сил и здоровья нашего Святейшего Патриарха во благо Святой Церкви и любимой Родины!

Святителю отче Алексие, моли Бога о нас! Амииь.

Прот. А. Ветелев,

проф. Моск. Дух. Академии

Система Orphus