ДА СБУДЕТСЯ!

22 декабря минувшего года в советской печати было опубликовано «Заявление Советского Правительства по поводу выступления Президента США Эйзенхауэра 8 декабря 1953 года». Это Заявление можно с полным основанием назвать знаменательнейшим документом нашего времени, документом исторической важности. В нем Советское государство еще раз продемонстрировало свою волю к миру, полную готовность без всяких предварительных условий встретиться с представителями иного общественного строя для переговоров о мерах и средствах, которые могли бы, на благо всех людей, привести к ослаблению нынешней международной напряженности.

Прошло лишь десять дней после опубликования этого знаменательного документа, как новые слова, наполненные бодростью, величавым спокойствием, миролюбием и доброжелательностью ко всем людям, прозвучали в мире и всколыхнули признательной радостью лучшие человеческие сердца. В форме ответов на четыре вопроса, наиболее волнующих официальное общественное мнение Запада и Америки и поставленных Генеральным европейским директором американского агенства «Интернейшнл ньюз сервис» г-ном Кингсбэри Смитом, Председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков в сжатой и выпуклой форме изложил точку зрения Советского Правительства на перспективы приближавшегося 1954 года.

Мир среди людей... Что может быть вожделеннее этого для всех честно мыслящих людей в наше время?.. И понятно, что как Заявление Советского Правительства, так и ответы Г. М. Маленкова вызвали широчайшие отклики во всем мире. Ведь то, что сказано в Заявлении и в ответах Г. М. Маленкова, отвечает мыслям и желаниям всех людей, жаждущих мира во всем мире.

Мы видим, какой мощной волной разлилось движение за мир. Все новыми бойцами, не держащими в руках никакого оружия, но неизмеримо более сильными, чем солдаты любых «панцырных дивизионов», пополняется великая армия мира, основоположникам которой с первых же их шагов преподала свое благословение Святая наша Русская Православная Церковь. Она же первой из всех Христианских Церквей встала в ряды борцов за мир.

Римский Первосвященник также признал, что наука должна служить делу жизни, а не истребления, что миссия Христианской Церкви — служить, по завету Пастыреначальника, делу братства, любви и мира между людьми.

Русская Православная Церковь, как сказал Высокопреосвященный Митрополит Николай в ноябре прошлого года на Сессии Всемирного Совета Мира, «вместе со всем нашим народом, живет одним стремлением к всеобщему миру и твердо верует, что среди христианской части человечества не должно быть людей, пренебрегающих своим долгом служить умиротворению народов, торжеству этого высочайшего идеала нашей религии».

Дивные слова... Не должно быть среди христиан уклоняющихся от дела служения умиротворению народов. Как может человек в наши дни чувствовать себя христианином, стоя в стороне от борьбы за мир?

...Самое первое, самое главное и дорогое для христианина — Бог. «Возлюби Господа Бога твоего... вот первая заповедь». Все поведение христианина, все его поступки, вся жизнь его должны иметь целью славу Божию. «Все делайте во славу Божию» (I Кор. 10,31). «Слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2, 14). Эти знакомые каждому христианину слова должны еще и еще напомнить ему, что «Бог» и «мир» нераздельны. «Бог сый мира...» Поэтому «возлюби Господа Бога твоего» значит — возлюби и мир. Где нет любви к миру, там нет и настоящей любви к Богу.

Всякое искреннее чувство доказывается делами. Делами должна быть доказана и любовь к миру. Отсюда и обязанность христианина — не уклоняться от дела борьбы за мир, а содействовать ему. Христианская религия имеет в виду не только мир внутренний, душевный, мир «не от мира сего»... Именно, силою этого внутреннего мира мы должны положить предел распространению вражды и помочь народам жить в мире между собой. Приведем опять золотые слова Высокопреосвященного Николая из его речи на Венской сессии Всемирого Совета Мира: «Мы, христиане, все веруем в Мир вечный, запредельный, и в то же время все мы хотим пользоваться миром здесь, на земле, не внутренним только, но и внешним, то-есть общественным и международным.... Мы веруем, что христианское участие в борьбе за мир... это — подвиг во имя Христово, это — наш христианский долг!»

Да, только великую радость и самое искреннее сочувствие могут вызвать в нас, русских православных людях, эти последние по времени попытки достигнуть примирения. Эти попытки — путь к тому, что наиболее дорого нашему христианскому чувству. Достигнуть мира не путем угроз и насилий всякого рода, а путем переговоров на основе взаимного уважения — разве это не христианский путь? И мы, православные христиане, радуемся и благословляем этот путь, потому что видим в нем отражение Правды Божией. А русскому верующему человеку всегда была присуща вера в Правду Божию и вера эта в силу этой Правды не должна покидать нас и в эти знаменательные дни.

Мир, братство и любовь между людьми проповедует Христова Церковь, — и вот мы видим, что явилась возможность достигнуть мира. «Да благословит Господь это благое начинание», — вот первое, что мы, дети Христианской Церкви, должны сказать.

Переговоры между четырьмя Великими державами начались. Их напряженно, с тревогой и надеждой, слушает весь мир.

Это еще не свет вожделенного дня. Но это уже и не тот удушливый мрак безвыходности, тоски и страха, в котором томилась значительная часть человечества. Свет забрезжил во мраке, свет еще слабый, сумеречный.

Будем же верить, что солнце необратимо в своем извечном движении. что из этих предрассветных сумерек поднимается светило и воссияет над землею свет мира, свет истинный.

Да сбудется!

Н. Яковлев

Система Orphus