I
Мир — самое драгоценное слово в наши дни. В этом слове — символ всего лучшего в жизни человечества. Без мира нет надежды на благополучие и счастие людей. Только мир может обеспечить расцвет творчества и трудовых побед во всех сферах жизни.
Недаром лучшие представители человечества отдают все свои силы на борьбу за достижение этого блага. На наших глазах все новые и новые миллионы людей во всем мире встают под знамя мира, стремясь укрепить дружбу между народами и государствами и отвратить страшный призрак новой мировой войны.
С каждым днем возрастает число борцов за мир, и число это очень велико. Но с болью в сердце приходится отмечать, что есть еще немало и таких людей, которые, по разным причинам, остаются вне этой борьбы. И как это ни горько для сознания верующих, а и среди христиан имеются, — увы! — еще значительные группы, стоящие в стороне от общего дела. Недоумеваешь, почему это может иметь место... Что омрачило сознание этих людей, считающих себя христианами? Какая завеса перед их глазами? Неужели для них не ясен смысл нашей веры, раскрывающийся в любви к Богу и к ближнему, в стремлении изжить вражду и создать мир? Разве они забыли слова Господа Иисуса Христа: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»? Да, мир и борьба за мир («блажени миротворцы»!) — прямой завет Евангелия, — и воздерживаться от борьбы за мир не значит ли для христианина отступить от заветов Евангелия, пренебрегать заповедью Самого Христа Спасителя?
Могут сказать, — да и говорят, — что борьба за мир есть дело политики, а у Церкви своя область, свое поле деятельности — души человеческие, о спасении которых она и заботится. Действительно, политика не является прямой задачей Церкви, но для Церкви далеко не безразлично то, что совершается и в политической сфере человеческих отношений. Церковь не может быть равнодушной к проявлениям доброй или злой воли людей, в какой бы сфере это ни происходило.
Пусть у Церкви свой собственный, особый путь к миру, идущий через внутренний мир человека, но из этого отнюдь не следует, что она должна пренебрегать стремлением современного человечества к международному миру. Напротив, Церковь, верная своей природе, должна радоваться всякому проявлению доброй воли людей и бороться со всяким проявлением зла в человеческой деятельности. А кто может сомневаться в том, что война есть зло, а стремление к миру, активная борьба за мир есть доброе дело?
Истинные последователи Евангелия, верные работники на ниве Христовой — святые Отцы и учители Церкви, дела и слова которых должны служить руководством для христиан, не обходили вопроса о мире, а наоборот, уделяли ему много внимания. В этом легко может убедиться всякий, внимательно читающий их творения. А из основ их религиозных воззрений на мир для всякого непредубежденно мыслящего ума логически вытекает необходимость и законность борьбы за мир.
Познакомимся вкратце с тем, что говорит о мире один из величайших Отцов и Учителей вселенских, св. Иоанн Златоуст.
II
В вопросе о мире св. Иоанн Златоуст исходит из мысли, что если человек создаст мир внутри себя, мир с Богом и с самим собой, то он будет создавать его и вне себя: в своих отношениях к семье, обществу и государству.
«Нет ничего равного миру, — говорит св. Отец, — поэтому мы молимся и просим ангела мира... Мир — матерь всех благ и основание радости. Поэтому и Христос повелел апостолам, при входе в дом, начинать с провозглашения мира, как символа благ: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему!» (Лк. 10,5). В прощальной беседе с учениками Он говорил: «Мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27) [1].
Почему пожелание мира выдвигается на первый план? Потому, — отвечает св. Отец, — что «когда его (мира) нет, то все напрасно» [2], тогда везде и во всем «раздор и брань» [3].
Нет мира в государстве — «вся сила этого государства сокрушается: ибо ничто так не ослабляет общества, как ссоры и распри» [4]. И наоборот, — «если даже два человека соединятся и тесно свяжутся между собой, то бывают непоколебимее всякой стены» [5].
Значение мира в человеческой жизни настолько огромно, что «превышает всякое разумение, всякий ум» [6]. Корни мира — в высшей сфере
бытия: в Домостроительстве Божием о спасении человека. Ибо «для того и Сын Божий пришел в мир, чтобы примирить наше естество Отцу, как и апостол Павел пишет: «Ныне же примири Себе всех, Крестом убив вражду» (Кол. 1, 22; Ефес, 2, 16) [7]. Сын Божий воплотился, чтобы не только Самому творить мир, но и нас призвать к тому же, ублажая миротворцев высоким званием «сынов Божиих» (Мф. 5, 9) [8].
Мир, являясь вожделенной целью для настоящего времени, будет таковой до тех пор, пока не наступит на земле всеобщий мир, когда, по выражению пророка Исаии, «люди раскуют мечи свои на орала (плуги) и копья свои на серпы» (Исаии 2, 4) [9]. И потому каждый из нас должен содействовать наступлению этого благословенного всеобщего мира.
Для христианина путь к этому миру, по учению св. Иоанна Златоуста, лежит через достижение мира с Богом, с самим собой и с окружающим обществом. Бог — основа всей нашей жизни. Все, что не благословляется Им, «не принесет нам никакой пользы» [10]. Поэтому мир с Богом — исходное начало миролюбия.
Но когда и какими средствами мы можем достичь мира с Богом? Мы можем достичь этого мира через «приобретение добродетелей и борьбу со страстями» [11], ибо «ни от кого Бог так не отвращается, как от человека злопамятного, как от сердца гневливого, и души, пылающей ненавистью» [12]. С этими-то страстями, как и со всеми другими, мы и призваны бороться.
«Кто, — говорит великий Святитель, — обуздает страсти, задушит порочные помыслы и не позволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. А кто имеет этот мир, тот... имеет душу мужественную, крепкую, здравую» [13].
Христианин, если он верен Богу, имеет и хранит внутренний мир в любых обстоятельствах жизни, но этот мир приобретает особую силу, когда он переходит в мир внешний, т. е. в мир со всеми людьми. И вот здесь-то и обнаруживается, насколько важен и нужен, в очах Божиих, этот мир, мир с ближними и со всеми людьми. Без примирения с ними невозможно ни нравственное оздоровление, ни примирение с Богом.
И к нам, как некогда к своим слушателям, обращается великий Святитель со словами: «Послушай, что говорит Господь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 23 — 24),... потому что ради мира с братом твоим установлена и самая жертва» [14].
Полнота мира зависит, таким образом, от полноты взаимного примирения в духе любви и взаимопонимания. «Если возможно с вашей стороны, — убеждает апостол, — будьте в мире со всеми людьми» (Римл. 12, 18). Мир всех со всеми — это и есть мир во всем человеческом обществе, мир между народами и государствами.
Такова суть воззрений св. Иоанна Златоуста на мир.
Исходя из этих воззрений, мы можем сделать, в отношении затронутого нами вопроса, только один вывод: христианин должен приобретать внутренний мир, то-есть мир с Богом, — в этом смысл его жизни, без этого он не христианин. Но этот внутренний мир тесно сопряжен с миром внешним, с миром среди людей; поэтому нельзя достигнуть этого вожделенного внутреннего мира, если мы не будем бороться и за внешний мир. Вот почему всякий христианин должен встать в ряды борцов за мир.
«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».
А. Андреев
[1] Св. Иоанн Златоуст. Творения, СПБ, 1898 г., т. XII, стр. 1328.
[2] Там же.
[3] Там же, стр. 668.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же, т. VI, стр. 305.
[7] Св. Иоанн Златоуст, Творения, т. II, стр. 435 — 437.
[8] Там же.
[9] Там же, т. V, стр. 212; т. I, стр. 625.
[10] Там же, т. X, стр. 9.
[11] Там же, т. V, стр. 32.
[12] Там же, т. II, стр. 435 — 436.
[13] Там же, т. V, стр. 33.
[14] Там же, т. II, стр. 429 — 430.