НАРЕЧЕНИЕ И ХИРОТОНИЯ АРХИМАНДРИТА ИННОКЕНТИЯ (ЛЕОФЕРОВА)

В субботу, 12 декабря 1953 года, во Владимирском соборе г. Киева, после всенощного бдения, состоялось наречение Наместника Почаевской Лавры архимандрита Иннокентия во епископа Кировоградского и Николаевского.

Чин наречения совершали: Патриарший Экзарх всея Украины Высокопреосвященный Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, и Преосвященные епископы: Уфимский и Стерлитамакский Иларион, Мукачевский и Ужгородский Иларион, Сумской и Ахтарский Евстратий и Уманский Нестор.

После обычного молитвословия архимандрит Иннокентий произнес следующую речь:

«Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преоов я щенст в а, богомудрые архипастыри!

По Промыслу Божию, постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода, я призываюсь к высокому служению в Церкви Христовой в сане епископа. Как инок, я покорно принимаю это новое послушание.

Христианский опыт показал, что кто идет выполнять не свою волю, а повеление своего духовного начальства, руководимого Духом Святым, то тому помощь и благословение Божие всегда сопутствуют и содействуют в выполнении этого повеления. А посему и я, идя на указанное мне новое служение, полностью предаю себя воле Божией и вашему, святители Христовы, водительству и руководству.

Но не без некоторых колебаний и страха принимаю я это послушание. Страшит меня высота епископского служения. Епископ — ангел Церкви Божией (Апок. 2, 1). Епископ занимает в Церкви место апостолов. Епископ не только строитель тайн Божиих (1 Кор. 4, 1), но и строитель строителей тайн Божиих. Епископ — кормчий церковного корабля. Епископ — учитель и попечитель паствы (Апост. прав. 35, 38). Святитель Григорий Богослов говорит: — «Кафедра епископская завидная, но и высота опасная». При взгляде на эту высоту страх охватывает душу мою. Могу ли устоять я на этой страшной высоте?

Ужасает меня и ответственность епископа пред Богом. У меня в сердце сейчас звучат слова, которые говорит архиерей рукоположенному пресвитеру: — «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего издыхания твоего, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие Великого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа»

(Чин хиротонии во пресвитера). Если и от рядового пастыря Господь так строго потребует отчета на Суде Своем, то какова же ответственность архипастыря, который ответит не только за себя, но и за подчиненных ему пастырей и за всю свою паству.

Но не стану говорить больше о смятении души моей, надеясь на помощь Божию, ваши святительские молитвы и ваше мудрое руководство.

Мысленно бросаю свой взор назад, на прожитую жизнь. Я с юности с полной искренностью отдал себя на служение Богу и Церкви. Господь всегда был со мною. В дни тяжелых испытаний и упадка духа Он давал не только поддержку и подкрепление ослабевшим силам моим, но и особую радость духовную и наполнял душу мою какой-то сладостью и благодарностью за ниспосланное испытание. В период смут и разделений в нашей Православной Церкви я допустил ошибку и отклонение от правоты общецерковного сознания, помышляя, что своим служением приношу Богу службу. Но милосердный Господь, видя, что я не кланялся Богу чуждему и не простирал рук моих к богу иному, не дал мне погибнуть, но подал мне руку помощи, вывел меня на пажить Свою и принял меня в Свои объятия Отчии.

Раскрыв пред вами, богомудрые архипастыри, думы и чувства, охватывающие мою душу в эти минуты, обращаю свой взор к небесному Пастыреначальнику Господу Иисусу и из глубины души моей молю Его, чтобы Он, призвавший меня к великому служению, послал мне недостойному Свою Божественную благодать и огнем ее попалил терние всех моих согрешений, очистил мой ум и сердце и освятил для достойного служения Ему и Церквй Его Святой, чтобы Он никогда не отступал от меня и направлял мою волю к деланию заповедей Его, чтобы для паствы своей я был «образ верным словом, житием, верою, духом, чистотою».

А тебя, первосвятитель церкви Киевской и всея Украины, и вас, богомудрые архипастыри, прошу: когда ваши святительские руки коснутся моей главы, чтобы низвести на меня благодать архиерейства, вознесите свои молитвы, чтобы благодать Святаго Духа изобильно излилась на меня, чтобы я проходил новое служение достойно звания своего, дабы вера моя не ослабевала, а еще более росла и крепла, и сердце согревалось любовью к Богу и ближним, особенно к пастве, мне вручаемой, и чтобы Господь дал силу слову моему вещать людям глаголы жизни вечной.

Вручаю себя мудрому водительству Ангела и Кормчего Церкви Российской Святейшего Патриарха Московского и всея Руси кир-Алексия и твоему, Архипастырь митрополии Киевской. Прими меня, святый Владыка, в свою любовь, как сына любящего, который будет сидеть у твоих святительских ног и слушать твои отеческие наставления.

А вас, святители Христовы, молю принять меня в свое святительское братство. Как старшие и опытные в своем служении, не оставьте меня своими мудрыми советами и научайте, как младшего брата вашего. Аминь».

В воскресенье, 13 декабря 1953 года, за Божественной литургией в том же соборе, при значительном стечении молящихся, была совершена хиротония архимандрита Иннокентия во епископа.

Хиротонию совершали: Патриарший Экзарх всея Украины Высокопреосвященный Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и Преосвященные епископы: Уфимский и Стерлитамакский Иларион, Мукачевский и Ужгородский Иларион, Сумской и Ахтырский Евстратий и Уманский Нестор.

При вручении жезла новохиротониеавному епископу Иннокентию Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн произнес следующую речь:

«Преосвященный Епископ Иннокентий!

Благодатию Божиею, чрез возложение рук святителей, ты возведен ныне на высшую степень иерархического достоинства и призван дальнейшее свое пастырское служение Церкви Божией совершать в сане Епископа.

Пастырское служение, по существу своему, для тебя не является новым. Ведь ты много лет служил в должности приходского священника, пять лет ты состоял в братстве Почаевской Лавры. И там и тут ты священнодействовал, возвещал Евангелие Царства Божия и проходил административные должности.

Эти же должности ты будешь исполнять и впредь, но только не по святительскому полномочию, не по указанию архиерея. Теперь ты сам становишься носителем и раздаятелем этих полномочий для других.

Приветствую тебя с этим великим и ответственным служением и от души желаю, чтобы ты проходил его не с гордостью и высокомерием, а со святым дерзновением, в кротости и смирении, как и подобает епископу Православной Кафолической Церкви.

Помни, что и Христос приходил не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Живя на земле, Христос служил делу спасения человеческого рода. После Его Вознесения на небо это служение, согласно повелению Господа, совершали апостолы, а после апостолов оно таинственно переходит к их преемникам, одним из которых являешься теперь и ты.

Нынешний день для тебя имеет то же значение, что для свв. апостолов день Пятидесятницы. В пятидесятый день по Воскресении Христа они просветились дарами Духа Святаго и облеченные силою свыше стали свидетелями Воскресения Христова и проповедниками Его учения, проповедниками совершенного Им спасения людей во всем тогдашнем мире. «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18,5).

Твердо веруем, что Божественная благодать, немощная врачующая и преизобильно изливаемая Духом Святым в таинственном священнодействии, оживотворила ныне и твой дух, осветила и твою душу.

Св. апостол Павел, в послании к своему ученику Тимофею, епископу Ефесскому, увещавает его относиться с верою и любовию к тому учению, которое он слышал из уст апостола, и этим учением руководиться. «Держись, — говорит св. Павел, — образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13).

Святитель Феофан Затворник говорит, что все, приявшие благодать апостольского преемства, в этих словах должны слышать урок себе — хранить неизменным принятое от предшественников, не вводя и не допуская никакой новизны.

Сегодня ты торжественно исповедал пред Богом правую и непорочную христианскую веру, клятвенно обещался хранить ее, хранить и соблюдать церковные каноны, правила свв. апостол и церковные предания. Словом, сегодня ты дал обещание твердо держаться «образца здравого учения». Соблюди же его целым и неизменным, по нему настраивай и образ своих воззрений, образ действования и жизни. Если так ты будешь поступать, и сам спасешься и паству, вверенную тебе, приведешь ко опасению.

А теперь взойди на этот архиерейский амвон и осени предстоящий здесь народ святительским благословением».


Преосвященный епископ Иннокентий (в миру Иоанн Михайлович Леоферов) — сын протоиерея Вологодской епархии, родился 28 августа 1890 года. Образование получил в Вологодской духовной семинарии, курс которой окончил в 1911 году.

По окончании Духовной семинарии, он был назначен псаломщиком Богородицкой Верхнедольской, г. Вологды, церкви, и пом. секретаря Епархиальной канцелярии, а 6 августа 1912 года рукоположен Преосвященным Александром, епископом Вологодским и Тотемским, во священника Георгиевской церкви села Сустино Вологодской епархии, где был и законоучителем двух школ.

1 января 1915 года о. Иоанн Леоферов был перемещен в Христорождественский храм села Степурино той же епархии и законоучительствовал там в трех школах. Затем некоторое время был военным священником, а в 1917 году снова возвратился на прежнее место службы, где в 1919 году был назначен пом. благочинного.

Дальнейший путь о. Иоанна Леоферова таков: 5 декабря 1943 года он назначается настоятелем Покровского храма в г. Тамбове; с 1 февраля следующего года состоит секретарем архиепископа Тамбовского Луки и настоятелем Покровского собора; затем, по прошению, Святейший Патриарх Алексий переводит его в число братии Почаевской Лавры. Там 16 апреля 1949 года о. Иоанн Леоферов был пострижен в монашество с именем Иннокентия. Через некоторое время он стал исполняющим обязанности Наместника Лавры, и, утвержденный в 1951 году в этой должности, занимал ее до назначения на кафедру Епископа Кировоградского и Николаевского.

Система Orphus