Единство Церкви по образу единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа православной Экклезиологии)
ВЕСТНИК РУССКОГО ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХАТА
Новая серия, № 2 — 3. Париж, 1950 г., стр. 8 — 33.
Церковь есть Тело Христово, но она также есть и новое человечество, и потому учение о Церкви, кроме христологического аспекта, может раскрываться также в аспекте триадологическом, так как восстановленное в Новом Адаме человечество должно являть то Бытие, по образу Которого оно было создано и к Которому призвано возводить своих верующих членов. Православное учение о Триедином Боге-Любви говорит о единосущии Божественных Лиц Святой Троицы, причем хотя Отец и является Началом бытия других Лиц, однако это не ведет ни к какой субординации между Ними, так как ни Сын, ни Святой Дух ни в чём не умалены перед Отцом. Как говорит, так называемый, Символ св. Афанасия Великого, «в Сей Святей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или (менее), но целы три Ипостаси, соприсносущны суть Себе и равны». Это единосущие и равночестность Лиц Святой Троицы в жизни Церкви отображаются в её соборности и в автокефальности ломестных церквей, пребывающих в единении любви, т. е. в их единосущии и равнодостоинстве, поелику «ни в каком месте не умаляется благодать Святого Духа» (2-е послание Карфагенского Собора к папе Целестину). Всякий субординационизм в отношениях между автокефальными поместными церквами, на основе преимуществ одной из них, приуроченных к месту, национальности или происхождению, будучи того или иного рода папизмом, искажает выявляемую Церковью истину о Боге, противоречит природе Церкви и является поэтому экклезиологическою ересью. Автор подробно рассматривает тенденции к преобладанию, которые проявляются в Константинопольской Церкви последнего времени, и указывает на их опасность для церковной жизни и учения. Очень показательными являются одобрительные отзывы об этих тенденциях в среде Римской Церкви, как созвучных учению о папском главенстве.
И. Е.