РЕЧЬ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ

ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИПАСТЫРСКОГО ЖЕЗЛА НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ЕПИСКОПУ КОСТРОМСКОМУ ИОАННУ

30 ноября 1953 года

Преосвященный Епископ Иоанн, возлюбленный о Господе брат!

Благодатию Всесвятаго и Всеосвящающего Духа ты ныне приобщился Собору Епископов Православной Церкви и этим принял на себя великий обет быть строителем Таин Божиих и наставником и руководителем пастырей, ведущих паству свою к вечному спасению.

Несомненно, ты и сам разумеешь, какой высокий долг возлагает на тебя твое новое служение; разумеешь и то, что естественными силами немощный человек не может с успехом понести этого долга и что только благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, сильна помочь ему препобеждать трудности архипастырского подвига.

Ты исповедал пред нами и свою немощь, и недостоинство, и свое упование на помощь благодати Божией, и этим обнадежил Церковь и оправдал твое избрание.

Для того, чтобы в тебе глубже запечатлелись чувства, пережитые тобою в этот знаменательный день твоего посвящения, я хочу напомнить тебе о благодатных действиях, совершенных ныне над тобою, а также о том, как разъяснял высокое начало и значение таинства приснопамятный Митрополит Филарет, чей благодатный Дух и до сего времени невидимо пребывает в этих священных стенах Лавры Преподобного Сергия, верным учеником, послушником, последователем и, даже более, таинником благодати которого он был в его обители без малого 50 лет.

«Среди высокой Трисвятой песни прияли мы тебя во Святилище, и, так сказать, во среду торжественного славословия Пресвятыя Троицы погрузили тайнодействие освящения твоего. Сим, — поясняет великий Святитель, — назнаменовано как то, что от славы Пресвятыя Троицы таинственно воесиявает свет благодати Святительския, так и то, что преимущественное назначение ниспослания сея благодати есть служение таинству и славе Пресвятыя Троицы.

Преклонил ты среди нас колена пред Престолом невидимо присутствующего Великого Архиерея, прошедшего небеса, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних. Поминай сие, когда будешь стоять на возвышенном месте и представлять высокий образ Его для Церкви; поминай, что можешь быть возвышен в Церкви Христовой потолику, поколику еси коленопреклонный раб Христов.

Словеса Святаго Евангелия приосенили твою главу. Да владычествует в тебе над всякою мыслию Слово Христово, над всяким мудрованием человеческим — Божия премудрость. Сила Слова Христова преподана тебе, как «духовное оружие сильное Богом, на разорение твердем, да помышления низлагаешь и всякое возношение, взимающееся на разум Божий, и да пленяешь всяк разум в послушание Христово» (2 Кор. 10, 4, 5).

Что сказать о тайнодействии молитв и рукоположения сопастырей? Чин ли только это церковный? Человеческое ли только служение? Словом человеческим создать строителя тайн Божиих? Руками человеческими соделать дело Божие? Кто возмечтал бы сие? Кто на сие отверз бы несмысленно уста? Кто простер бы дерзновенно руку? Благословен Бог, дивный во Святых! Дух Святый постави епископы вначале: Он поставляет их и до скончания века. Он дышал на Апостолов силою Своею в подобии дыхания бурного: и еще дышет в движении таинственных словес на тайнодействующего и на тайнодействуемого. Он почил на Апостолах — в огненных языках, и на учениках Апостольских — в рукоположении Апостольском: Он почивает и ныне на избираемых Им и освящаемых в таинственном рукоположении от освященных прежде преемством того же Духоносного рукоположения. Так веруешь ты купно с нами: и потому, когда и ты вознесешь тайнодейственный глагол, когда и ты прострешь тайнодействующую руку, всею силою веры и божественного желания предавай себя в смиренное орудие Духу Божию; и будешь низводить благодать, и будешь размножать живые порождения Духа Божия и сосуды благодати.

Облачен ты в святительские одежды и знамения. Да, это всё знамения того, как должен ты со дня на день благолепнее и совершеннее облачаться в свойства и добродетели Верховного Святителя исповедания нашего, Иисуса Христа, в Его премудрость, в Его ревность по славе Божией, в Его чистоту, в Его смирение, в Его человеколюбие, как подобает тебе и образ Божественной любви Его, и крест Его терпения существеннее носить в сердце, нежели на сердце» (Митрополит Филарет).

Вот, возлюбленный брат и сопричастник таинственной благодати, какие обильные благодатные дары восприял ты, вступая в новое служение Святой Церкви. Как высоки эти дары! Как смиряют они нас, грешных и недостойных причастников благодати Епископской! Как ободряют они наш колеблющийся дух; и как укрепляют нас в сознании близости к нам помощи Божией в подвигах Епископских!

Господь привел тебя не мало лет потрудиться в этой славной обители Преподобного Сергия. Мы все помним, какой печальный вид она являла тогда, когда на тебя возложена была забота о ней. А теперь то благолепие, какое мы видим в ней, тот уставный чин ее богослужений, и добрый дух в ее братстве, — все это является плодом твоих забот, твоего неусыпного о ней попечения. И мы не сомневаемся, что Преподобный Сергий, благословивший в свое время твое избрание, когда давался тебе жребий служения его святыне и своею благодатною помощью направлявший твои труды, ныне благословляет новый путь твой, и на нем, как и прежде здесь, в его Лавре, будет твоим покровителем и заступником.

Иди же с миром в этот новый путь, указуемый тебе Промыслом Божиим, и да не обуревает тебя никакой помысл смущения, или сомнения, или страха.

Приими этот жезл пастырский, и да будет он видимым знамением невидимой, но действенной помощи Божией в предстоящем тебе архипастырском служении.

От данной тебе новой благодати преподай благословение Господне братии и сим людям Божиим, молитвою своею принявшим участие в твоем освящении.

Система Orphus