Христианский мир вступает в 1954-ый год под знаком подготовки ко Второй Ассамблее Всемирного Совета Церквей, которая намечена на август текущего года в г. Эванстоне (США).
Позиция христианских церквей в этом вопросе различна: некоторые из них не принимают никакого участия в экуменическом движении, другие колеблются в своем отношении к нему и, наконец, известная группа активно работает в учреждениях Всемирного Совета Церквей.
Большая часть поместных православных церквей, в том числе и Русская Церковь, еще в июле 1948 года, перед Первой Ассамблеей Всемирного Совета Церквей, обсудила на московском Совещании Глав и Представителей этот вопрос и, отклонив приглашение на Ассамблею, отказалась участвовать в экуменическом движении.
Но не участвуя в экуменическом движении, Русская Православная Церковь с большим вниманием следит за его развитием, побуждаемая глубоким интересом к попыткам западных христиан найти путь к церковному единству.
Некоторые православные церкви, как Константинопольская и Элладская, активно участвуют в работах различных учреждений Всемирного Совета Церквей. Так на Первой его Ассамблее одним из президентов Всемирного Совета был избран Экзарх Константинопольского Престола в Западной Европе митрополит Фиатирский Германос, а в Центральный Комитет этого же Совета вошли: митрополит Эдесский Пантелеимон, проф. Афинского университета Г. Аливизатос, проф. Панагиотес и другие.
Однако и в среде православных участников экуменического движения не наблюдается согласия по вопросу о допустимости для Православной Церкви активно сотрудничать с Всемирным Советом Церквей.
Римско-католическая Церковь не принимает официального участия в экуменическом движении и только наблюдает за ним, не запрещая своим членам доктринальных переговоров с протестантами, как и совместного обсуждения с ними церковно-общественных вопросов.
Ядро экуменического движения составляет протестантизм в главнейших своих направлениях. Число различных протестантских группировок во Всемирном Совете Церквей значительно больше ста и неудивительно, что между ними отсутствует согласие. Здесь наблюдается острое расхождение как по богословским, так и по социально-политическим вопросам. Оно обнаружилось в процессе подготовки участников Всемирного Совета Церквей ко Второй Ассамблее.
Эта подготовка началась сразу же по завершении работ Первой Ассамблеи. Уже в июле 1950 года на сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей в Торонто (Канада) была выработана основная тема Второй Ассамблеи: «Иисус Христос — единственная надежда мира». Следующая сессия Центрального Комитета, имевшая место в августе 1951 года в Ролле (Швейцария), наметила темы шести секций Второй Ассамблеи:
1) Наше единение во Христе и разделение наших Церквей, 2) Миссия Церкви среди нехристиан, 3) Ответственность общества (с международной точки зрения), 4) Христиане и борьба за всемирную общину, 5) Церковь среди расовых и этнических споров и 6) Христианин в своей профессии. Каждая из этих шести секций призвана Центральным Комитетом изучить свою тему в свете основной темы Второй Ассамблеи — христианской Надежды.
Тема первой секции Второй Ассамблеи была утверждена на Третьей Всемирной Конференции «Веры и Порядка», состоявшейся в августе 1952 года в Лунде (Швеция).
Конференция обсуждала эту тему в трех аспектах: «Природа Церкви», «Богослужение» и «Общение в таинствах». При этом обсуждении обнаружились принципиальные расхождения его участников в определении понятия и сущности Церкви. Достаточно сказать, что в вопросе о таинствах православные делегаты не только не могли согласиться с инославными коллегами, но не достигли единства даже между собой. Точно также и среди представителей Англиканской Церкви не было согласия по многим вопросам. Непреодолимые затруднения возникли при обсуждении таких вопросов, как отношение между христологией и экклиссиологией, определение единства Церкви, понимание Евхаристии, как жертвы, и других.
Таким образом результаты обсуждения темы на Лундской конференции показывают несостоятельность попыток различных христианских групп добиться своего объединения на платформе догматического минимума, так что работа комитета «Вера и Порядок» на этой платформе становится своеобразным «построением догматической вавилонской башни», по удачному замечанию обозревателя Атександрийского Патриархата. Поэтому трудно ожидать, чтобы разработка первой и самой важной темы на Второй Ассамблее Всемирного Совета Церквей дала положительные результаты.
Темы остальных секций Второй Ассамблеи преследуют тот отвлеченный унионизм на социально-экономической и, главное, на политической платформе, который мог бы удерживать участников экуменического движения в орбите Всемирного Совета Церквей. Это дает Совету возможность выступать на мировой политической арене в роли влиятельной международной силы, о чем свидетельствуют основные этапы подготовки к Эванстонской Ассамблее.
Несмотря на декларируемое стремление встать выше политики и классовых различий, Всемирный Совет Церквей занимает совершенно определенную позицию в социально-экономических и политических вопросах. Уже в июле 1949 года, на сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей в Чичестере, было сказано много слов и принято достаточное количество решений, прикровенно или явно осуждающих социально-экономические и политические порядки в странах Народной Демократии. В июле 1950 года на сессии Центрального Комитета в Торонто было осуждено известное Стокгольмское воззвание и одобрена политика англо-американского блока в ООН по корейскому вопросу. В августе 1951 года, на сессии Центрального Комитета в Ролле, была принята декларация об отношении христианина к делу защиты мира, фактически осуждающая деятельность Всемирного Совета Мира. В декабре 1952 года и в январе 1953 года, на сессии Центрального Комитета в Люкнове, было принято Обращение к ООН с выражением признательности англо-американскому блоку в ООН за проведение соответствующей политики по отношению к Корее.
Такие органы Всемирного Совета Церквей, как исполнительный комитет, экономический и социальный совет, департамент церковной взаимопомощи и службы беженцев, комиссия церквей по международным делам и другие, занимают в политических и социально-экономических вопросах совершенно определенную позицию. В этом отношении весьма характерно заявление Генерального секретаря Всемирного Совета Церквей пастора Виссерта Хуфта на сессии Центрального Комитета в Люкнове: «Комиссия Церквей по международным делам.... оказывает все возрастающее влияние на те круги, где принимаются политические решения».
Политическое лицо этих кругов не вызывает сомнений. Достаточно вспомнить, например, об участии деятелей Всемирного Совета Церквей, во главе с Генеральным секретарем его, на пятой сессии так называемого «Экуменического комитета по Европейскому содружеству», имевшей место 28 февраля — 1 марта истекшего года в Париже и обсуждавшей вопрос о вовлечении новых членов в пресловутые европейские объединения угля и стали и в европейское оборонительное сообщество.
Подобным целям служат в основном и многочисленные собрания, заседания, сессии и конференции, созываемые обычно под покровительством Всемирного Совета Церквей или его органов для обсуждения различных «экуменических» вопросов.
Не преследуя пока целей детального анализа деятельности Всемирного Совета Церквей, а желая лишь наметить контуры его работы, отмечаем особое внимание экуменических кругов к проблемам Африки и особенно Азии. При рассмотрении этих проблем Всемирный Совет Церквей обнаруживает свое политическое лицо, весьма далекое от высоких целей, декларированных его уставом. В этом отношении весьма показательны решения первой конференции церквей Восточной Азии, состоявшейся в декабре 1949 года в Бангкоке, и так называемой «Азиатской конференции экуменических наук», имевшей место в период с 26 по 30 декабря в Люкнове.
Вопреки многочисленным заявлениям экуменических деятелей о защите мира, между Всемирным Советом Церквей и Всемирным Советом Мира до сих пор нет делового контакта. Это обстоятельство внушает еще более серьезные опасения за подлинные цели экуменического движения, хотя в своих истоках оно и направлено к исканию путей к Церкви Христовой.
В настоящее время, когда подготовка к Эванстонской Ассамблее постепенно выясняет перед христианами задачи экуменического движения, мы будем внимательно следить за развитием этого движения, разбирая его теорию и практику на страницах «Журнала Московской Патриархии».
А. Буевский