(Обзор церковной жизни за 1953 год)
Чехословацкая Православная Церковь является самой молодой из автокефальных церквей. Свое самостоятельное бытие она получила в конце 1951 года, и, таким образом, истекший 1953 год был вторым годом ее автокефалии. Но, несмотря на столь короткий срок, эта юнейшая из всех поместных церквей во всех областях своей деятельности убедительно показала свою полную жизнеспособность для самостоятельного существования.
Перейдем к фактам. Остановимся на деятельности Православной Церкви в Чехословакии за истекший 1953 год.
Чехословацкая Православная Церковь разделена на четыре епархии: Пражскую, Оломоуцко-Брненскую, Пряшевскую и Михайловскую. Кроме того, обширная Михайловская епархия имеет викария, который именуется епископом Требишовским.
В истекшем году епархиальные архиереи деятельно посещали свои епархии, совершая объезды даже таких отдаленных приходов, где верующие ни разу не слышали архиерейского богослужения. Приезд епископа в каждый приход представлял собой торжественный праздник и собирал весьма много молящихся.
Православная паства Чехословакии заметно растет. Показателем роста является весьма ощутимый недостаток храмов. В связи с этим верующие ревностно ремонтируют старые храмы, строят новые или приспособляют для совершения богослужений другие здания. Многие прихожане проявляют большое усердие, оказывая помощь не только пожертвованиями, но и своим трудом, производя значительную часть строительных работ.
Много внимания в церковных общинах уделяется организации церковных хоров, что содействует благолепию богослужения и религиозному подъему молящихся. За литургией, особенно в большие праздники, в храмах бывает много приступающих к святым таинствам исповеди и причащения.
Как на пример интенсивной религиозной жизни, можно указать на приход во Фридланде, который при своей организации не имел даже храма. Приходской общине удалось получить для пользования небольшой храм постройки XV века, отремонтировать его, поставить в нем иконостас, пригласить священника и организовать церковный хор, который не только обслуживает свой храм, но нередко приглашается и в соседние приходы. В настоящее время община имеет даже свой дом в центре города.
Особенно важное значение в условиях автокефалии имеет подготовка высокообразованных священнослужителей. В Чехословацкой Церкви эту задачу осуществляет Православный Богословский факультет, который осенью 1953 года вступил в свой четвертый учебный год. На Православном Богословском факультете ведется и заочное обучение. Кроме того, в целях ускорения подготовки священнослужителей, в которых ощущается большой недостаток, при Православном Богословском факультете создано пастырско-богословское отделение. На этом отделении слушатели в короткий срок приобретают как теоретические, так и практические знания, необходимые священнослужителю. По окончании пастырско-богословского отделения слушатели его, приняв священный сан и работая на приходе, могут продолжать свое богословское образование в порядке заочного обучения на Православном Богословском факультете.
Организация духовного образования в Православной Церкви Чехословакии, являясь делом совершенно новым, естественно, встретила вначале много затруднений, прежде всего, вследствие отсутствия опыта и традиций в этом деле. Но благодаря дружной работе профессорско-преподавательского коллектива и усердного отношения к своим занятиям со стороны учащихся, многие из этих затруднений отошли уже в прошлое. Весенние экзамены в конце предыдущего учебного года показали хорошую успеваемость студентов.
Помимо богословских занятий, студенты, как патриоты своей родины, несут и общественные обязанности, принимая участие в строительстве страны. Многие из них являются деятельными членами кружков садоводства, пчеловодства и других, чтобы и в этих областях иметь возможность приносить посильную помощь.
Блаженнейший Митрополит Елевферий и другие архипастыри Чехословацкой Православной Церкви уделяют большое внимание духовной школе и часто ее посещают, отечески поддерживая духовные стремления студентов и содействуя устранению возникающих в процессе обучения затруднений.
Следует отметить, как первые ростки богословской мысли, некоторые статьи, появившиеся в журнале «Голос Православия» (орган Чехословацкой Православной’ Церкви). Здесь имеются в виду статьи «Вера ко спасению» («Голос Православия» № 6), «Церковное предание» (в том же номере).
Журнал уделяет внимание и некоторым юбилейным датам (1400-летие V Вселенского Собора, 500-летие падения Константинополя). Имеется несколько статей, посвященных местным православным святым, как например, Прокопу Сазавскому и Ивану Чешскому.
В настоящее время Православная Церковь в Чехословакии усиленно занята изданием богослужебных книг. Уже издан полный круг православных богослужебных книг на церковно-славянском языке под названием «Великий Сборник», включающий Часослов, Октоих, Общую и Праздничную Минеи, Постную и Цветную Триоди. Кроме того изданы: Служебник, Требник, Чешский Молитвенник и ряд книг для обучения народа Закону Божию, в частности Катехизис, составленный епископом Гораздом.
Шестой год издается орган Православной Церкви в Чехословакии под заглавием «Голос Православия», который выходит параллельными изданиями на чешском, словацком и русском языках, а с мая 1953 года стал выходить, кроме того, и на украинском языке. Журнал освещает жизнь Православной Церкви в Чехословакии, участие ее в общественной жизни страны. Делу защиты мира в каждом номере отводится особый отдел. В отделе «Нам пишут» печатаются корреспонденции с мест, которые знакомят читателей с религиозной жизнью отдельных приходов и тем содействуют общению последних.
Считая, что церковное влияние на верующих должно проявляться не только в чисто религиозной области, но касаться также государственных и общественных обязанностей верующих, призванных быть патриотами и строителями новой жизни, Православная Церковь в Чехословакии, как в жизни, так и в печати, уделяет большое внимание этой стороне своей деятельности. Все правительственные мероприятия — по коллективным хозяйствам, по индустриальному строительству, по выборам и т. д. — находят в среде Православной Церкви живой отклик и содействие. В связи с большими задачами здравоохранения в стране, было предложено, чтобы верующие, из чувства христианского милосердия, вступали в члены Чехословацкого Красного Креста, принимали участие в народных курсах здравоохранения, делались бы добровольными донорами и проч.
Но особенное внимание уделяет Православная Церковь в Чехословакии делу защиты мира. В лице своей делегации, во главе с Митрополитом Елевферием, она была представлена на Втором съезде защитников мира Чехословакии, происходившем в Праге 17 — 18 января 1953 года. При Православной Церкви в Чехословакии имеется постоянная комиссия по вопросам участия Церкви в борьбе за мир, а во всех епархиях — епархиальные комиссии мира, которые руководят всей работой в защиту мира, организуя соответствующие этой цели совещания, беседы и проповеди в церквах.
Чехословацкая Православная Церковь не замыкается в своей внутренней жизни. но проявляет интерес и к жизни других православных церквей, справедливо видя в этом залог еще большего собственного преуспеяния. Подобный интерес можно видеть в появляющихся время от времени в «Голосе Православия» обзорах отдельных книг и журналов, издаваемых братскими Православными Церквами, особенно Русской.
Ярко проявилось чувство братской солидарности в участии делегации автокефальной Чехословацкой Православной Церкви, в составе Митрополита Елевферия, епископа Мефодия и протоиерея Д. Шудиха, совместно с делегациями от других Православных Церквей, в торжествах Болгарской автокефальной Церкви по поводу восстановления в ней патриаршества и избрания и интронизации Патриарха Кирилла. Это участие в торжествах лишний раз засвидетельствовало единение и общение братских автокефальных Церквей, составляющих совместно единое и святое Тело Христово.
Таковы основные события в жизни и деятельности Православной Церкви в Чехословакии, показывающие ее рост и развитие за истекший второй год ее самостоятельного бытия. Пожелаем этой самой юной из автокефальных Церквей в наступающем году новых успехов.
И. Богословский