ПРИЗНАК ЦЕРКОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ

О том, какое значение для Православия имеет богословское образование, говорить не приходится. В духовных семинариях и академиях готовятся пастыри, учители веры, богословски образованные деятели на Ниве Христовой, и то обстоятельство, что не все поместные Православные Церкви располагают своими духовными школами, особенно высшими, сообщает каждой из них общецерковное, всеправославное значение.

Такова, например, Духовная Академия в Болгарии, носящая имя св. Климента Охридского, ученика и сотрудника св. братьев Кирилла и Мефодия.

Эта православная академия образовалась недавно из Богословского факультета, существовавшего при Софийском университете с 1923 года. Таким образом она стала прямой продолжательницей его учебно-воспитательной работы как и научно-богословских достижений, и была вправе отметить в 1953 году тридцатилетие болгарской православной науки [1] и своего существования.

Самое возникновение высшей богословской школы в Болгарии тридцать лет назад показательно для силы, роста и самостоятельности Болгарской Православной Церкви. Профессорско-педагогические кадры, которые начали создавать эту школу в 1923 году, получали в свое время научно-богословскую подготовку в русских духовных академиях или же на Богословском факультете Черновицкого университета. В создании новой духовной школы значительное участие приняли русские ученые богословы, читая там свои курсы.

В результате общих трудов и усилий были подготовлены за ряд лет свои отечественные кадры ученых богословов, которые, вместе с немногими представителями старого поколения, ведут теперь научно-педагогическую работу в Духовной Академии.

Литература, изданная в продолжение тридцати лет существования Богословского факультета, ныне Духовной Академии, и теперь издаваемая, свидетельствует о зрелости и развитии богословской мысли. В ежегоднике Академии и других изданиях Болгарской Православной Церкви мы видим догматические, церковно-исторические, канонические, литургические и многие другие исследования, поставленные на службу Церкви и отвечающие на запросы церковного сознания.

Но этими многочисленными трудами не исчерпываются плоды развития богословской науки. За три десятилетия высшая богословская школа дала Болгарской Православной Церкви 8 архиереев и более 500 архимандритов, иеромонахов, священников, диаконов и мирских лиц, занимающих теперь важные служебные посты в церковной администрации.

Поэтому Святейший Патриарх Кирилл — на торжестве присуждения ему степени доктора Богословия в мае 1953 года — имел основание сказать, что труды Духовной Академии усилили престиж Болгарской Православной Церкви, которая предстает перед другими Церквами, как покровительница богословской науки, подающая пример непрестанной заботы о повышении образовательного уровня своего духовенства.

Но деятельность Духовной Академии им. св. Климента Охридского имеет и другое значение, о котором нельзя не сказать в момент, когда Болгарская Православная Церковь подвергается со стороны Константинополя сомнению в своем совершеннолетии и праве на патриаршее достоинство. Это значение состоит в том, что плодотворная деятельность вышей духовной школы в Софии является одним из наглядных доказательств полноты и зрелости Болгарской Православной Церкви.

А. Васильев

[1] См. статью М. Ковачева «Тридцать лет болгарской богословской науки» в «Церковном Вестнике» Болгарской Православной Церкви, №31 — 32 от 30 сентября 1953 г., стр. 7.

Система Orphus