АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
«И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Иоан. 1, 14); благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Иоан. 1, 17).
Так св. Иоанн Богослов говорит в святом Евангелии своем о воплощении Сына и Слова Божия, о том событии, которое ныне празднует весь христианский мир, прославляя Рождество Христа Сына Божия от Пресвятой Девы Марии.
Тайна воплощения Сына Божия, непостижимая для ограниченного ума человеческого, но приемлемая верующим сердцем, от самых древних времен проповедывалась миру Пророками, потом Апостолами, за ними богомудрыми Отцами и Учителями Церкви. И в нашей отечественной Церкви мы издревле имеем великих проповедников благодати, явившейся в мир с пришествием на землю Спасителя мира.
900 лет тому назад первый русский первосвятитель нашей Церкви, митрополит Киевский Иларион, в слове своем о благодати и истине, принесенной на землю с явлением Христа Спасителя, так богодухновенно богословствовал:
«Рожденный прежде веков от Отца, единый сопрестольный Отцу, единосущный Ему, как свет солнцу, сошел на землю; воплотился от чистой и непорочной Девы; принял плоть един сый от Троицы — в двух естествах: божеском и человеческом, — совершенный человек по вочеловечению и совершенный Бог по божеству. На земле Он явил свойства и дела божеские и человеческие: как человек возрастал в утробе Пречистой Матери, и как Бог родился, не нарушив девства Ее; как человек повит был пеленами в яслях, и как Бог путеводствовал волхвов звездою; как человек бежал в Епипет, но как Богу поклонились Ему «рукотворенная Египетская» (Исаии 19,1); как человек пришел креститься и вошел в воды Иорданские, и как Бог принял свидетельство от Отца: СЕЙ ЕСТЬ СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ; как человек постился сорок дней и взалкал, и как Бог победил искусителя; как человек вошел на брак в Кану Галилейскую, и как Бог преложил воду в вино; как человек уснул на корабле, и как Бог запретит ветрам в морю, и они послушались Его; как человек прослезился о Лазаре, и как Бог воскресил его из мертвых; как человек воссел на осля, но как Богу, Ему взывали: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ; как человек был распят, и как Бог по Своей власти ввел в рай распятого с Ним; как человек вкусил оцта и испустил дух, и как Бог помрачил солнце и потряс землю; как человек положен был во гроб, и как Бог разрушил ад и освободил души; как человек запечатан был во гробе, и как Бог исшел, сохранив нерушимыми печати; иудеи старались утаить Его воскресение, как человека, подкупая стражу, но как Бога, Его познали все концы земли. Поистине, КТО БОГ ВЕЛИЙ, ЯКО БОГ НАШ? Той есть БОГ, ТВОРЯЙ ЧУДЕСА»!
С пришествием Спасителя в мир сей, по слову Псалмопевца, на земле нашей «Милость и истина сретостеся; правда и мир облобызастася» (Пс. 84, 11).
Какой же это для нас неиссякаемый источник благоговейных размышлений, и радости, и светлых упований! И какой долг хранить этот дар благодати и милости, умножая плоды его нашим усердием и постоянным бдением! Мир, принесенный Спасителем на землю, объемлет всю тварь: и внутренний мир человека, и внешние отношения между людьми, и отношения народов между собой.
Поклоняясь лежащему в яслях Христу, будем молить Его о мире всего мира, а также и о том, чтобы и нам дано было потрудиться каждому в деле насаждения этого мира и служения делу миря..
Приветствуя возлюбленных архипастырей, отцов и братий с праздником Рождества! Христова и с наступившим Новолетием, и выражая пожелания, чтобы каждый из нас в меру своих сил деятельно участвовал в борьбе за мир, столь вожделенный для всего мира, я призываю вам и в этом, как и во всем прочем необходимом в жизни, помощь и благословение Рождшагося ради мира и спасения нашего, — Господа Иисуса Христа, Который, по слову Апостола, является миром нашим: «Той бо есть мир наш» (Ефес. 2, 14).
Бог устами Пророка указал нам и путь к миру: «Аше бы еси послушал заповедей Моих, то был бы аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская» (Исаии 48, 18). Аминь.
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
25 декабря 1953 г.
(7 января 1954 г.)
в Москве.