НЕУМОЛКАЮЩИИ ПРИЗЫВ

I

Очередная сессия Всемирного Совета Мира, состоявшаяся в столице Австрии 23 — 28 ноября минувшего года, явилась новым и важным этапом в развитии всемирного движения сторонников мира. Представители 59 стран и еще большего числа народностей единодушно, хотя и с разных точек зрения, высказались за дальнейшее объединение людей доброй воли, приняв ряд решений, направленных к тому, чтобы смягчить напряженность международных отношений и направить их в русло переговоров.

Насколько эта напряженность велика и опасна, показывает отсутствие прогресса в решении корейской, германской, австрийской и других международных проблем, не говоря уже о продолжающейся гонке вооружений и окружении нашей страны военными базами. В атмосфере сильного международного напряжения, как сказал в своей речи на Венской сессии проф. Жолио Кюри, весьма трудно добиться решения конкретных проблем. «В этой атмосфере людей стараются сбить с толку, и им грозит опасность того, что они позволят увлечь себя духом крестовых походов».

Но что можно сделать в предотвращение такого исхода событий? — Только одно: объединить усилия всех организаций и деятелей, которые желают смягчения международного напряжения, как оказано в Послании Всемирного Совета Мира, и подготовить в ближайшее время международную встречу, которая позволила бы свободно сопоставить различные точки зрения и рассмотреть возможные решения.

Таким образом, вся совокупность международных противоречий и конфликтов сводится к одной проблеме: найти модус вивенди между народами разных политико-экономических режимов, признать необходимость их мирного сосуществования и во имя этой цели приступить к переговорам для принятия взаимно приемлемых решений по всем международным вопросам.

В итоге должен возникнуть мир, основанный на взаимной терпимости, или мирное соседство различных укладов жизни, соседство, не снимающее ни противоречий, ни соревнования, но исключающее применение насилия.

Такова ближайшая цель борьбы за мир, противопоставляемая тотальному истреблению народов. Такова надежда людей: избежать войны и заняться строительством мирной жизни, вопреки своему разделению — национальному, политическому, религиозному.

Но жажда мира столь велика, что ее одной достаточно для тесного союза людей всех религий и убеждений в борьбе за мир. Этот союз снова показал свою силу на Венской сессии Всемирного Совета Мира. Все ее участники выражали одно стремление: развязать, освободить мирную инициативу, скованную недоверием, и найти способ ослабления международной напряженности. Во всех выступлениях звучала одна тема необходимости международной встречи с целью переговоров и соглашений. Все приняли одно решение — всемерно расширять круг людей, требующих этой встречи.

II

Большим событием для христианских участников Венской сессии явилось выступление члена Всемирного Совета Мира Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, который посвятил свою речь важному вопросу объединения христиан в защите мира. Приветствуя участников сессии от лица Русской Православной Церкви, он выразил уверенность в том, «что среди христианской части человечества не должно быть людей, пренебрегающих своим долгом служить умиротворению народов, торжеству этого высочайшего идеала нашей религии».

Это было сказано ради вины многих христиан Запада, доселе скованных пассивностью и даже враждебностью в отношении дела защиты мира. Обращаясь к ним с трибуны Венской сессии, Митрополит Николай поставил своей целью разбудить их дремлющую совесть и призвать на подвиг спасения человечества от физического уничтожения. Он сказал, что если христианские политические партии участвуют в правительствах Франции и Западной Германии, то католики и протестанты этих стран в состоянии создать в общественном мнении решительный перелом в пользу непредвзятых переговоров по германскому вопросу. Для этого нужно только почувствовать себя христианами, т. е. возвыситься над собственной политикой, которая так усердно разрушает сейчас все пути к установлению мира в Европе.

То же самое условие требуется и для того, чтобы «готовность вести переговоры выражала подлинно добрые намерения, а не попытку выиграть время для подготовки к войне». Христианским влиянием можно устранить всякую неискренность и предвзятость в политике, христианская инициатива способна поставить западные страны перед необходимостью мирного решения международных проблем. Христианская любовь в силах устроить, угармонировать общее настроение. Поэтому наша Церковь и не умолкает в своих призывах к западным христианам — «не отлучать себя от участия в борьбе за эту великую цель», — как сказал в своей речи Митрополит Николай.

Смысл христианского участия в защите мира необычайно глубок. Какие бы трудности ни связывались с человеческой надеждой построить мирное благостояние человечества при существующем разделении, надо помнить, что борьбой за мир это разделение преодолевается, и нам, христианам, «перед лицом величайшей опасности нужно как можно лучше понять друг друга, чтобы явить человечеству один лик: лик любви и мира, Лик Христов».

Это явление Лика Христова должно произойти в нашей солидарности, в нашем содействии лучшим чаяниям людей. Столь великое и спасительное дело обязывает христиан подойти к нужде человечества с опытом Мира, заповеданного нам Христом, Спасителем мира. Потому и сказал Митрополит Николай в своей речи, что... «мир, за который мы боремся сейчас, — необходимо всячески очищать от недоверия и неискренности, возвышать его взаимопониманием и дружбой, согревать нашим внутренним христианским настроением, чтобы он стал действительно следствием Мира Христова, который мы, христиане, проповедуем».

Проповедуем, но не все и не всегда имеем этот Мир, потому что обнаруживаем вместо единства разделение. Поддерживать, вопреки Евангельскому духу, политику силы, политику угроз, как это делают некоторые христиане Запада, — значит быть сторонниками гонки вооружений, сторонниками войны. Часто отношение христиан к защите мира определяется взглядом на войну, как на средство борьбы с иномыслием, как на искупительную жертву. Иные прикрывают свою враждебность к делу мирного сосуществования политическими подозрениями. Нередко в оправдание своей пассивности христиане противопоставляют Мир Христов миру человеческому.

В самооправдании западных христиан, устраняющихся от борьбы за мир, можно найти немало различных оттенков, но ни один из них не может удовлетворить христианскую совесть. Ей должна быть противна политика силы, противопоставляемая разумным предложениям, ибо она ведет не к миру, а к войне. Нельзя рассматривать войну и как средство борьбы с иномыслием, ибо Апостолы были посланы распространять Евангелие словом, а не мечом, примером христианской жизни, а не насилием. К тому же, христианам и не дано предварять Суд Божий своим человеческим судом. А политические подозрения западных христиан уже потому несостоятельны, что политика мира всегда ближе к христианству, чем политика угроз и гонки вооружений.

Словом, бездействие христиан в момент, когда нужно предупредить зло, предотвратить гибельную для всех войну, ничем не может быть оправдано, и все их доводы против движения сторонников мира есть не что иное, как продукт чисто земных страхов. Зная совершенство Евангельского Мира, Мира Христова, христианам следует рассматривать его как источник, как причину мира земного, за который сейчас идет борьба, и вместе с тем помнить, что только силою своего внутреннего мира и единства мы можем помочь народам в борьбе за международный мир.

На эту возможность и, вместе, необходимость Митрополит Николай и указал в следующем пункте своего выступления: «Мы, христиане, — сказал он, — веруем, что дело войны и мира — в руках Божиих. Но пока войны нет, мир, в известном смысле, находится в наших человеческих руках. А это значит, что мы можем удержать, укрепить и продлить его в той мере, в какой мы послужим этому святому делу».

Как послужим и в какой мере? — Очевидно, в той самой, которая сделает нас достойными мира. Это — мера нашего стремления к миру и неустанной его проповеди. Это — мера нашего христианского единства. Это — мера христианского содействия человечеству в его борьбе с угрозой новой войны. И в меру нашего христианского достоинства и нашего стремления «улучшать, совершенствовать международный мир, поднимать его на более высокую ступень», мы будем приближаться к цели и достигать мира, «основанного на дружбе народов, на взаимном уважении свободы друг друга», а такое участие в борьбе за мир, как сказал Митрополит Николай на Венской сессии, — составит подвиг во Имя Христово.

III

По ряду фактов можно судить, что речь Митрополита Николая произвела глубокое впечатление на участников Венской сессии и особенно на представителей христианского мировоззрения. Они высоко оценили этот новый призыв Русской Православной Церкви, обращенный к тем христианским кругам Запада, которые до сих пор не проявили надлежащего отношения к делу защиты мира. Известный деятель Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии пастор Мартин Нимеллер, которого ожидали на сессии с особым интересом, выступил с комментариями к речи Митрополита Николая и сказал, что христиане Запада должны внимательно прислушаться к содержащимся в ней доводам и призывам.

Действительно, западные христиане услышали из уст представителя Русской Православной Церкви такие суждения, которые не могут оставить в покое христианскую совесть. Церковный дух этих суждений исключает политические подозрения, утверждая, что заветы Христовы должны быть для христиан выше всех политических соображений. С этой высоты борьба за мир представляется уже не политической акцией, а христианским долгом в той же мере, как и необходимостью самосохранения. Забота о том, чтобы войны не было, означает для христиан не защиту какой-либо политической линии или системы, а задачу сохранения жизни и культуры ради продолжения дела Христова среди мирного человечества.

После выступления Митрополита Николая христиане Запада уже не могут не задуматься о том, что их безучастное и тем более враждебное отношение к делу защиты мира не может быть оправдано нашей верой. Всеобщая опасность обязывает к объединению всех христианских сил с целью «помочь человечеству выйти из порочного круга трагических противоречий на прямой и нравственно ясный путь содружества и взаимопомощи».

Для западных христиан весьма существенно и церковное отношение к политике, нашедшее ясное выражение в речи Митрополита Николая. Он сказал: «Если наша религия далека от политики, то политика для нее не может быть нравственно безразличной». Эту мысль было бы весьма полезно понять и усвоить христианам, располагающим большинством в парламентах ряда западно-европейских стран. Обладая большим весом в политике, они могли бы помочь своим правительствам пойти навстречу мирным предложениям другой стороны и тем самым разрядить международную атмосферу.

Именно к этой цели направлены все решения, принятые Венской сессией Всемирного Совета Мира. Его Послание и общая резолюция указывают на причины международной напряженности, призывая всех людей, жаждущих мира, настаивать на встрече великих держав с целью переговоров, с целью мирного решения любых международных проблем. Обращение к ученым всего мира призывает их энергично бороться за запрещение оружия массового уничтожения и способствовать тому, чтобы наука была поставлена на службу человечеству. Рекомендация Комиссии по вопросам культуры говорит о необходимости дальнейшего развития культурных связей между народами.

Выражая волю народов к миру, решения сессии, как и выступления ее участников, могут служить ярким показателем того, как люди, несмотря ни на какие различия и расхождения между собою, в лучших своих представителях чувствуют себя близкими друг другу и всеми силами стремятся подчинить свои взаимоотношения какому-либо общему закону или принципу.

В данном случае таким принципом служит мир, согласие, дружба между народами, и нам, христианам, имеющим обетование о едином стаде и Едином Пастыре, необходимо пойти на неумолкающий призыв своего Спасителя, чтобы помочь умиротворению человечества.

А. Ведерников

Система Orphus