По определению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода от 16 ноября 1953 года, доцент Ленинградской Духовной Академии свящ. Михаил Андреевич Чуб был назначен к посвящению во епископа Лужского, викария Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория по управлению патриаршими приходами и монастырями в Финляндии.
В пятницу, 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялось пострижение о. Михаила в монашество. Чин пострижения был совершен в Академической церкви Высокопреосвященным Митрополитом Григорием, который сказал следующее слово:
«Возлюбленный о Господе брат, священно-инок Михаил! Приветствую тебя с пострижением в монашество, с поступлением в ряды святой дружины иноков.
По влечению твоего сердца ты и ранее уже избрал путь жизни одинокой; ты уже начал и творил труд твой, как делатель на ниве Божией, как пастырь, учитель, молитвенник и совершитель тайн Божиих.
Теперь же волею и промышлением Божиим, дав обеты самоотречения, смирения и послушания, ты, как воин Христов, призываешься к деланию на ниве Божией, как к твоему единственному и конечному призванию.
Возмогай же о Господе, возлюбленный брат! Крепись и мужайся! Возрастай духом «в меру полного возраста Христова» (Ефес. 4, 13), чтобы быть на ниве Божией делателем — непостыдным, право правящим врученное нам Господом слово евангельской истины, обильно «собирающим плод с нивы в жизнь вечную» (Иоан. 4, 36).
В этом делании, в этом собирании, по непреложному слову Господа, ты будешь иметь нескончаемую, ни с чем несравнимую, несказанно блаженную радость о Христе и истинное счастье.
Да пребудет же Господь с тобою отныне и до века! Аминь».
По возведении иеромонаха Михаила в сан архимандрита, 12 декабря состоялось его наречение во епископа Лужского. Наречение происходило в Академической церкви. Чин наречения совершали: Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, Архиепископ Одесский и Херсонский Никон, Епископ Таллинский и Эстонский Роман и Епископ Костромской и Галичский Иоанн. После обычного молитвословия архимандрит Михаил произнес следующую речь:
«Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства!
В жизни человека совершаются иногда такие события, что его сердце переполняется и душа его не может замкнуться, уйти в себя.
Такое время наступило сейчас для меня, и я должен исповедать пред вами мою душевную тревогу, мое внутреннее смятение, боязнь и страх.
Я не искал высокого сана, которым вы готовы облечь меня по избранию Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Правда, я всегда, с раннего детства, стремился к тому, чтобы служить Господу Иисусу Христу, служить Святой Церкви. Однако мне казалось, что это мое стремление осуществляется наилучшим образом здесь — в духовной школе, в священном ужении в иерейском сане, в занятиях над любимыми книгами и рукописями.
Но воля Святейшего Патриарха и Священного Синода призывает меня на высшее служение Святой Церкви.
И великий страх объемлет мою душу. Ведь епископское служение, по вере нашей, по церковному учению, есть самое высокое служение на земле. Высота этого служения, ответственность, связанная с ним, совершенно несоизмеримы с моими слабыми силами, с убожеством моей души, с тем смущением всестороннего недостоинства, которое наполняет все мое существо.
Архиереи — наследники святых апостолов. Господь наш и Спаситель избрал апостолов для того, чтобы они были постоянно с Ним, чтобы они, по Его указанию, возвещали людям Евангелие Царствия Божия. А когда совершилось вознесение Господа на небеса, святые апостолы остались строителями и продолжателями дела Христова на земле. По преемству благодати, после апостолов это величайшее дело продолжают епископы. Как же мне не ужасаться и не трепетать при мысли об исключительной ответственности епископского служения! Ведь сколько раз, как мы знаем из Святого Евангелия, у самих апостолов, избранных учеников Христовых, во время их делания на ниве Господней, возникали недоумения, неясности... Как часто они оказывались в затруднении...
Св. апостол Андрей Первозванный, память которого празднуется завтра, также был однажды в большом недоумении. К нему пришел его собрат и соапостол св. Филипп и рассказал о том, что их Божественного Учителя хотят видеть эллины — язычники. Это было нечто необычайное, ибо язычники не общались с иудеями. Тогда св. Андрей решил отдать это вопрос на решение Самому Господу, и апостолы сказали о просьбе эллинов своему Учителю: «Андрей и Филипп глаголаста Иисусови» (Иоан. 12, 20 — 22).
Эти слова Евангельские, это драгоценное указание дает успокоение смятенной душе: во всех недоуменных случаях следует, по примеру святых апостолов, прибегать к Самому Господу и пред Ним в молитве изливать то, что смущает сердце.
Усиленная молитва — вот что сейчас совершенно необходимо для меня. Но я прошу вас и умоляю, Преосвященные Архипастыри, поддержите вы меня, в этот трудный для меня час, вашей святительской молитвой, ибо я чувствую, что из моей смятенной души исходит сейчас очень слабая, робкая, бездерзновенная молитва. Я верю, что ваша святительская молитва может уврачевать мою душевную немощь. Верю также, что все, совершающееся здесь, совершается по Божией воле. И сердце мое жаждет получить от Господа внутренний мир, жаждет услышать Его сладчайший глас, который возвестил бы душе то, что сказал Господь, отвечая апостолам Андрею и Филиппу: «Аще кто Мне служит, Мне да последствует; и идеже еомь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26).
В этом, страшащем меня, призвании к епископскому служению я должен слышать призыв Господа — следовать за Ним. Вот почему, несмотря на величайшее смущение, овладевшее моей душой, я не смею отказываться. Я должен подчинить свою волю этому призванию и принять то, что указывает мне Господь.
Принимая выпавший мне жребий высшего церковного служения, я благодарю Бога за то, что вы, Высокопреосвященнейший Владыко, не отстраняете меня от себя, не отделяете меня от родной для меня духовной школы, не лишаете меня возможности продолжать занятия богословской наукой; за то, что на мою долю выпадает счастье быть скромным помощником, викарием Вашего Высокопреосвященства. Я нахожу отраду в мысли о том, что ‘буду во всей моей деятельности пользоваться Вашим мудрым руководством, наставлениями и указаниями.
Принимая, по долгу послушания, жребий епископства, я еще раз обращаюсь к вам, Преосвященные Архипастыри с просьбой о молитве.
Помолитесь обо мне к Верховному Пастыреначальнику, чтобы Он покрыл мои недостатки, подкрепил немощи, восполнил оскудевшие во мне душевные силы и дал бы свыше крепость для несения креста архипастырского служения».
В воскресенье, 18 декабря 1953 года, архимандрит Михаил был посвящен в сан епископа Лужского. Хиротонию совершали: Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, Архиепископ Одесский и Херсонский Никон, Епископ Таллинский и Эстонский Роман и Епископ Костромской и Галичский Иоанн.
При вручении новопоставленному Епископу Лужскому Михаилу архипастырского жезла, Высокопреосвященный Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий произнес следующую речь:
«Преосвященный Епископ Михаил!
Приветствую тебя с восприятием благодати архиерейства.
Избранием Святейшего Патриарха и Священного при нем Синода, чрез нашу Мерность, благословением Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, ты вступил сегодня в сонм архиереев основанной Им Святой Церкви для спасения людей, искупленных пролитою Им Божественною Кровию.
Ты исповедал сегодня свою твердую веру в Господа, свою преданность Его повелениям и свое послушание Святой Его Церкви.
Ты знаешь, как велико, свято и ответственно принятое тобою на себя святительское служение, особенно в настоящее время.
Богоборчество разума и своеволие в жизни, присущее и всем нам, теперь особенно обостряются в мире.
В жизни самой Церкви видим оскудение духа, упадок благочестия, ослабление церковной дисциплины, самочинные нарушения строя церковной жизни...
Отсюда ясна великая и ответственная задача твоя, как Епископа Православной Церкви — бодрствовать в деле твердого охранения Православной веры и верного пасения врученных твоему руководству духовных чад: привлечь отошедших, утвердить колеблющихся, наставить незнающих, укреплять церковный уклад и сохранять непоколебимыми нравственные устои жизни.
Все это надо достигать личным примером, нравственным воздействием, силою убеждения, настойчивым, строгим исполнением церковных уставов; своей горячей любовью к Церкви возжечь любовь в сотрудниках-пастырях и огонь святой веры в сердцах пасомых.
С этим напутствием вручаю тебе сей жезл, как символ твоей архипастырской власти. Прими его и упаси вверенную тебе паству Христову: будь для послушных — жезлом укрепляющим и охраняющим, для непослушных — жезлом исправляющим с кротостью и любовью, но твердо и настойчиво направляя всех к послушанию Святой Церкви, да како все созиждут свое спасение о Господе.
А теперь взойди на сие священное место и благослови людей Божиих первым святительским благословением».
Новопоставленный Епископ Лужский Михаил (Чуб) родился 18 февраля 1912 года в г. Пушкине под Ленинградом в семье священника. По окончании школы-девятилетки в 1930 году, он учился в Гидрометеорологическом институте и в Заочном институте иностранных языков.
Служебная деятельность М. А. Чуба началась с 1932 года. В основном это было преподавание иностранных языков в различных учебных заведениях.
В 1947 году М. А. Чуб поступил на 1 курс Ленинградской Духовной Академии. По окончании Академии со степенью кандидата богословия (в 1950 году) он был назначен преподавателем Общей церковной истории в Ленинградской Духовной Семинарии, а с 1953 года ему было поручено также чтение лекций по Истории Древней Церкви в Духовной Академии.
В 1950 году, по указу Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, М. А. Чуб рукоположен в сан диакона, а затем священника с припиской к академической церкви. Рукополагал епископ Лужский Симеон.
О времени назначения свящ. М. А. Чуба епископом Лужским сказано выше.