ОБЗОР ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ЗА 1953 ГОД

I

«Ныне я снова приветствую вас — и духовных и мирских людей — с этим великим христианским Праздником и, внимая славословию ангелов, возвещаю вам «славу в вышних Богу», и «на земле мир», и «в человецех благоволение».

Так писал в начале 1953 года Святейший Патриарх Алексий своей пастве, приветствуя ее «с преславным и радостным праздником Рождества Христова».

«Каким же способом может мы усвоить и принять в себя этот мир Христов и им наполнить жизнь нашу?» — спрашивает далее Верховный Кормчий Русской Православной Церкви. «Не стремлением ли — самой жизнью и делами быть верными Богу и Его заповедям? Не постоянным ли подвигом молитвы о мире — вместе со всею Церковью, непрестанно возглашающей прошения о мире?»

Если мы внимательно просмотрим страницы церковной истории за истекший год, то увидим, что в этих словах Святейшего Патриарха Алексия заключались и руководящие указания, направляющие церковный корабль к определенным целям, и ведение того пути, который Промыслом Божиим начертан для Церкви Русской в настоящих исторических условиях. Несколько ранее, в своем Пасхальном Послании от 7/20 апреля 1952 года, Святейший Патриарх сравнивает радость мироносиц, услышавших глас Ангела: «тецыте и миру проповедите, яко воста Господь...», с радостью праздника Воскресения Христова в наши дни, когда «в мире христианском Истина Христова так явна и так всеобща». «Хотя мы ныне пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» «не веру возбуждаем, а общею верою соуслаждаемся», — писал Святейший Патриарх, однако и теперь, если не из уст, то из жизни и дел необходимы благовестие и проповедь о воскресении. И потому приглашение Ангела «тецыте и миру проповедите» в отношении к нам означает: пусть сама жизнь наша являет миру истину, яко Христос воскресе; и пусть, взирая на жизнь нашу, весь мир христианский и нехристианский убежденно скажет: «воистину Христос воскресе», ибо мы видим, что истинно живет Христос в вас и видимо силы в вас «деются о Нем». И видна в вас ревность о славе Воскресшего Господа через подражание Ему и усвоение себе силы Его воскресения».

Таким образом, и в это новолетие Святейший Патриарх призывал свою паству быть верными Богу и Его заповедям не словами только, но жизнью и делами.

Но мы бы недостаточно поняли эти послания Святейшего Патриарха, если бы не имели в виду слов св. апостола Павла: «Если (я) имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру..., а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13,2). И Первосвятитель Русской Православной Церкви, призывая свою паству к жизненному подвигу Христа ради — к подвигу молитвы, одновременно напоминал нам и эти слова великого апостола языков. Если ты принимаешь на рамена свои Крест Христов, если действительно хочешь наполнить им свою жизнь, то помни, что твои намерения и твои успехи на поприще жизненного христианского подвига всегда могут быть измерены одной и только одной мерой — мерой любви. Ибо только любовь «долготерпит, милосердствует,... не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13, 4 — 6). Поэтому, призывая паству свою и в начале истекшего новолетия быть носительницей духа Божия и исполнительницей заповедей Его, Святейший Патриарх напоминал, что всего этого можно достичь только подвигом любви. Только она, действенная любовь, вносимая в наши взаимные отношения, а также в семью, в общество и в отношения между народами, любовь, не знающая национальных и расовых преград, — может придать нашему жизненному подвигу подлинно христианскую ценность, а душе нашей — «мир Божий, превосходяй всяк ум».

«Мир земле» и «благоволение человекам», «подвиг молитвы о мире ... и проповедь «о мире всего мира» поставлены Первосвятителем во главу угла жизнедеятельности Русской Православной Церкви, как мерило духовных стяжаний его паствы, как проверка ее стремления воспринять этот, носящийся над землей, подобно голубю Ноеву, вожделенный мир и сделать его своею природой, своим бытием. «Ты, Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам», — оканчивал Святейший Патриарх свое Рождественское послание 1953 года этими знаменательными молитвенными словами о мире.

Как же православная русская паства восприняла эти слова своего Первосвятителя и как она воплотила их в жизнь в истекшем году?

II

«Я хочу преподать необходимые для всех о. о. настоятелей и для всех храмов нижеследующие указания», — писал Святейший Патриарх в средине истекшего года благочинным церквей города Москвы. Указания были даны в Послании от 22 июня 1953 г. «Принимая во внимание, — пишет Святейший Патриарх в вводной части своего послания, — что Москва, московские церкви, московское духовенство, богослужения в московских храмах должны являться примерными во всех отношениях, так как здесь, в центре, для этого имеются все возможности и так как приезжающие в Москву из провинции церковные люди, начиная от епископов, желают и надеются найти здесь образец для подражания, — и внешний и внутренний вид храмов, и богослужения в них, и отношение духовенства к богослужениям, как праздничным, так и рядовым, должны быть образцовыми».

Как видим, меры по повышению молитвенно-литургической жизни, указанные в послании Святейшего Патриарха, имеют в виду богослужебную дисциплину не только в храмах столицы, но и во всей Русской Православной Церкви. Начиная от внешнего вида храма, эти мероприятия касаются внутреннего убранства, богослужебного чина, распорядка служб и треб и простираются на все стороны богослужебной жизни. Всё в храме должно быть продумано, — пишет Святейший Патриарх, — всё в нем должно быть предусмотрено и устроено «для создания особого настроения в молящихся, дабы ничто в храме не оскорбляло ни слуха, ни взора и дабы ничто не отвлекало от устремления к небу, к Богу, к миру горнему, отображением которого должен являться храм Божий».

Святейший Патриарх удерживает духовенство от излишнего увлечения в храме внешними световыми эффектами, беспорядочной иллюминацией электрическими лампами иконостаса, чтимых икон. «Электрическое освящение было допущено в храмах, — пишет он, — только как освещение в паникадилах, но ни в коем случае не как замена исконно освященного церковным преданием жертвенного освещения лампадами и свечами церковными. Мерцание возженных лампад, тихий свет восковых свечей — вот что хочет видеть богомолец, вступающий в храм для сосредоточенной молитвы... Пусть будет темнее в храме, зато в сердцах молящихся будет цариггь тишина и от нее ярче будет гореть внутренний свет»..., — наставляет нас Предстоятель Русской Церкви.

Ложная красивость, соблазняющая наш взор, должна быть выведена из употребления в храме. Это касается существующей кое-где практики украшать иконы пышными искусственными цветами и фальшивыми камнями. Ссылаясь на приснопамятного Митрополита Московского Филарета, Святейший Патриарх считает искусственные украшения предосудительными, потому что они заключают в себе ложь.

Предостерегая от зрительных соблазнов, послание Святейшего Патриарха указывает нам далее на соблазны слуха. В этой области, т. е. в церковном пении, не меньше, если не больше, опасностей для подмены молитвенного состояния ложным настроением, духовной сосредоточенности — мирским наслаждением. «О церковном пении много говорилось, — пишет Патриарх Алексий, — но пока результатов не видно». И далее, осуждая светское пение в храме, вскрывая его неуместность и вред, он настаивает на таком пении, какого жаждет молящийся дух верующего. «Если в просьбах наших к людям, от которых мы ожидаем получить то или иное, мы выдерживаем нужный, часто почтительный и, во всяком случае, серьезный тон, то почему в прошениях наших ко Господу мы дерзаем брать тон дерзновенных и легкомысленных театральных излияний, исключающих всякое благоговение?»

«Необходимо, — подчеркивает Святейший Патриарх, — о. о. настоятелям с вниманием следить за тем, чтобы пение в их храмах было церковным и не по названию только, а на самом деле, и чтобы в угоду малоцерковным или совсем не церковным регентам не исполнялись песнопения, чуждые церковному духу».

Перечисленные указания Святейшего Патриарха с радостью восприняты церковными людьми и должны послужить еще большему углублению молитвенно-литургической жизни нашей Церкви.

А пастыри церкви? — От их поведения, от их ревности многое зависит, чтобы, с одной стороны, устранить все то внешнее, что мешает общецерковной молитве и, с другой, создать подлинно литургическое общение молящихся. И к ним настойчиво обращает свое слово Святейший Патриарх. Он отмечает в своем послании всех тех, которые «с должным благоговением и страхом Божиим совершают свое служение», показывают примеры благочестивого и доброго наставничества. А мало усердных и нерадивых, часто забывающих свое «звание и призвание», призывает осмотреться и устрашиться своего нерадения, «постоянно приводя себе на память грозные слова пророка о творящих дело Господне с небрежением...»

«Это послание следует о. о. настоятелям прочесть в храме всему верующему народу, — предписывает Святейший Патриарх, — а о. о. благочинным неуклонно следить за выполнением содержащихся в послании указаний».

Возможно, что эти указания Святейшего Патриарха не везде и не сразу будут восприняты должным образом, но можно не сомневаться, что они самым благотворным образом отразятся на укреплении богослужебной дисциплины в наших храмах.

III

Обратимся теперь к рассмотрению жизни Русской Православной Церкви в истекшем году. Трудно найти такие показатели, которые в ярких чертах и в одной общей картине представили бы нам всю жизнь наших храмов, общин верующих и всего исторического тела церковного. Однако мы имеем отдельные факты, разрозненные заметки из жизни епархий и отдельных приходов, дающие некоторое представление о жизни церковной.

Раскроем страницы «Журнала Московской Патриархии», начиная с первого номера истекшего 1953 года, и обратимся к его «Хронике» и к отдельным заметкам, рисующим жизнь епархий и приходов. Эти заметки весьма кратки и неполны; кратки, может быть, по причине недостатка места, и неполны, — вследствие невозможности за короткий отрезок времени обнять взором жизнь всей Русской Православной Церкви. Однако в них мы много найдем для суждения о жизни приходов в истекшем году. Здесь есть все, начиная от ремонта храмов и кончая архиерейскими объездами своих обширных епархий.

«В Свердловской епархии, — читаем мы в № 6 «Ж. М. П.» за 1953 год — в текущем году закончен ремонт одного из древних храмов на Урале, в с. Быньгах... Средства для ремонта составлялись из доброхотных пожертвований верующих».

«Тутаевский Воскресенский собор в Ярославской области, трехсотлетие существования которого было отпраздновано 29 июня 1952 г., реставрируется снаружи, и восстанавливаются древние фресковые композиции в западной, южной и северной сторонах храма...».

«В гор. Чеповичах Житомирской области освящен престол и храм во имя Пресвятой Троицы, восстановленный после варварских разрушений фашистскими пиратами. На торжестве присутствовало много верующих».

«В Троицкой единоверческой церкви в гор. Клинцах был освящен престол в приделе храма».

«В с. Давыдовке Воронежской области после капитального ремонта освящен храм и престол. Несмотря на дождь и осеннюю распутицу, храм был полон молящимися...»

«В гор. Зерновом Ростовской области был освящен после капитального ремонта молитвенный дом. На торжество освящения, кроме многочисленных прихожан, прибыли верующие из соседних сёл и станиц».

«В гор. Анжеро-Судженске Кемеровской области освящен новый молитвенный дом в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла».

Все эти ремонты, реставрации и сооружения храмов и молитвенных домов производятся на трудовые средства простых русских людей, свидетельствуя о их молитвенном усердии.

О многом говорят многочисленные сообщения из епархий о торжествах, отмечающих почтенные сроки служения архипастырей, пастырей и церковнослужителей. Эти церковные чествования проходят при переполненных храмах, указывая на любовь верующих к достойным служителям Церкви.

Встречаются и печальные факты, когда общины верующих провожают своих пастырей в последний путь. И эти траурные вести говорят нам о глубокой любви общин верующих к своим пастырям, ибо заупокойные литургии проходят при многочисленном стечении молящихся.

Церковную жизнь истекшего года весьма украшали апостольские труды наших архипастырей. Многие из них, при объезде своих епархий, посетили самые отдаленные приходы, всюду совершая богослужения и вникая в нужды приходской жизни.

Как правило, все храмовые торжества, престольные праздники проходят в присутствии архипастырей. В отчетах из епархий мы читаем, что архиепископ Минский и Белорусский Питирим посетил гор. Старый Быхов и возглавил освящение нового придела в Троицком храме и торжество водворения в этом храме местной святыни: Борколабовского образа Божией Матери. На обратном пути Владыка служил в приходских храмах гор. Могилева; храмы были переполнены; архипастырь всюду говорил поучения. Епископ Измаильский Варлаам посетил собор в Белгороде-Днестровском по случаю храмового праздника. Архиепископом Ивановским и Кинешемским Венедиктом были совершены торжественные богослужения в гор. Кинешме. Епископом Таллинским и Эстонским Романом освящен храм в г. Плесса Псковской области. Епископ Уфимский и Стерлитамакский Арсений совершил торжественные богослужения в гор. Стерлитамаке по случаю храмового праздника; епископ Житомирский и Овручский Владимир освятил храм и придел в гор. Чеповичах Житомирской области. Преосвященный Иоасаф, епископ Тамбовский и Мичуринский, выезжал в с. Терновое Тамбовской области, где совершал торжественные богослужения. Всюду архипастыри преподают верующим наставление в христианской жизни. Богослужения проходят при переполненных храмах.

Номер второй нашего журнала украшает портрет маститого архипастыря, Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Общины верующих отмечали в истекшем году шестидесятилетие его служения в священном сане. Неутомимого архипастыря, миссионера, святителя-патриота и ученого богослова чествовала не только его епархия, но вся Русская Православная Церковь, во главе со Святейшим Патриархом, наградившим юбиляра правом ношения двух панагий.

В этих, далеко неполных и отрывочных, сведениях мы все же видим жизнь Русской Православной Церкви за истекший год. Во всех приходах, вплоть до отдаленных углов, живет молитва, процветает подвиг, не угасает жажда благодати. Архипастыри и пастыри пользуются среди верующих любовью и почетом. Приезд архипастыря в приход представляет собой торжественный праздник для верующих. Несмотря на продолжительность богослужений, храмы, особенно в большие праздники, переполняются молящимися.

Эту живую церковную жизнь можно еще ярче представить теми торжествами, которые, как в текущем году, так и ежегодно, происходят в наших Лаврах — Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Почаевской, Псково-Печорском монастыре и других обителях.

Наконец, в завершение этой главы нашего обзора необходимо отметить такой факт церковной жизни, как исполнившееся 11 мая минувшего года сорокалетие служения в епископском сане Патриарха Русской Православной Церкви Алексия. Хотя Святейший юбиляр пожелал уклониться от всякого торжества и проводил эти дни в тиши Успенской обители в гор. Одессе, вся Русская Православная Церковь живо откликнулась на этот славный юбилей своего Главы. На имя Первосвятителя-юбиляра поступило множество приветственных телеграмм от епархиальных архиереев, духовенства, монашествующих, мирян, а также от верующих из-за границы.

В день этого юбилея вся Русская Православная Церковь молилась за своего Предстоятеля, руководящего церковной жизнью в духе Евангелия, апостольских постановлений и преданий.

IV

В 1953 году Русская Православная Церковь проводила в последний путь двух своих архипастырей: архиепископа Архангельского и Холмогорского Леонтия и епископа Каменец-Подольского и Проскуровского Анатолия.

Для замещения вакантных архиерейских кафедр было посвящено восемь новых епископов, из них три викарных.

Сеть духовных школ (две академии и восемь семинарий) Русской Православной Церкви функционировала в истекшем году нормально. Окончившие курс академий и семинарий воспитанники постепенно восполняют убыль пастырей Церкви, а ученики и студенты с усердием занимаются в своих школах, углубляя свои познания изучением святоотеческих творений и трудов авторитетных богословов и учителей Православной Церкви. Несколько способных кандидатов оставлены при академиях в качестве профессорских стипендиатов.

В минувшем году Московская Патриархия многое сделала для облегчения нормальной богослужебной жизни наших храмов. Налаженное при Патриархии свечное производство освободило приходские исполнительные органы от больших забот по приобретению свечей. Теперь все храмы снабжаются свечами по самой умеренной цене. Мастерская церковкой утвари, открытая в прошлом году, изготовляет прекрасные чаши, дискосы, лжицы, звездицы, дарохранительницы, кадила, подсвечники и другие предметы богослужебного обихода. Фотолаборатория выпускает полные комплекты святцев и различных икон. Изданы богослужебные указания для священнослужителей, а также настенные и настольные календари.

Из круга зрения Патриархии не ускользает и хозяйственная сторона церковной жизни. Обращено серьезное внимание на ремонт храмов и реставрацию тех из них, которые представляют собой выдающиеся памятники старины. В истекшем году закончена реставрация внутренней части таких памятников архитектуры, как Троицкий собор и Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры. Заканчивается реставрация знаменитого Успенского собора во Владимире.

Заботы церковной власти простираются и на обеспечение нетрудоспособных священно-церковнослужителей и вдов членов клира. Прошедший год ознаменовался для ник значительным увеличением ранее установленных пенсий.

V

Как поборница международного мира, Русская Православная Церковь исходит исключительно из требований своего долга, своей веры. Она благословляет мирную политику своего государства и помогает ему бороться с угрозой новой войны, потому что время мира — благо для людей и лучшее время для спасительной миссии Церкви.

Деятельность нашей Церкви в защиту мира за прошлые годы широко известна. В минувшем году ее представитель Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай принял участие в работах Будапештской сессии Всемирного Совета Мира, членом которого он является. По просьбе делегатов из Греции, Италии к Франции он обращался из Будапешта по радио к народам этих стран с призывом совместно работать для укрепления международного мира. Многие участники сессии приглашали его для выступлений в свои страны.

Будапештская сессия состоялась в июне, а в конце следующего месяца Митрополит Николай, по приглашению Общества «Финляндия — Советский Союз», провел свыше двух недель в Финляндии. За это время

он посетил ряд городов, всюду выступая с докладами о свободе религии в СССР, о жизни и деятельности Русской Православной Церкви и ее участии в борьбе за мир. Эти доклады собирали огромные аудитории и сопровождались подношениями цветов, адресов и благодарственными приветствиями по адресу представителя Русской Православной Церкви.

Митрополит Николай был принят президентом Финляндии г-ном Ю. Паасикиви. В честь гостя правительство устроило прием, на котором министр просвещения г-н Виролайнен и Митрополит Николай обменялись теплыми речами. Много дружественного внимания было оказано Митрополиту Николаю в тех городах, которые он посетил. На приемах в его честь говорили о развитии дружбы между финским и советским народами. Идея защиты мира находила горячий отклик в самых широких кругах финского населения. В этом отношении поездка Митрополита Николая в Финляндию явилась значительным вкладом Русской Церкви в дело сближения народов и защиты мира во всем мире.

31 августа Митрополит Николай, как член Советского комитета защиты мира, выступил на его расширенном пленуме с речью, в которой, от лица Русской Православной Церкви, сказал: «Вместе со своим народом и со всеми людьми доброй воли, мы, церковные люди, будем неустанно добиваться победы духа переговоров над духом недоверия и вражды, чтобы придти в конце концов к торжеству всеобщего умиротворения».

В тот же день Митрополит Николай выступил по радио с обращением к христианам Западной Германии, призывая их способствовать мирному объединению своей страны.

В конце ноября 1953 года состоялась, как известно, Венская сессия Всемирного Совета Мира, на которой Митрополит Николай выступил с обширной речью, содержащей призыв к западным христианам — образовать священный союз христианских сил для того, чтобы «нашим содействием дух мира восторжествовал над духом силы». Эта речь произвела на западные христианские круги большое впечатление и вызвала много сочувственных откликов» [1].

В связи с деятельностью нашей Церкви в защиту мира, верующие люди многих стран проявляют к ней огромный интерес. Об этом свидетельствуют наши церковные представители, которые бывают за границей, о том же говорят многочисленные визиты различных иностранных делегаций — православных, инославных и светских — в Московскую Патриархию и ее учреждения с целью ознакомления с жизнью Русской Православной Церкви.

Кроме делегаций Антиохийской и Польской православных церквей, Московскую Патриархию посетили в минувшем году: заместитель премьер-министра Германской Демократической Республики проф. О. Нушке, приезжавший в Москву в составе правительственной делегации; участник Венского Конгресса сторонников мира методистский пастор А. Брандт из Австралии; видная религиозная деятельница Индии г-жа Шардха Матаджи; голландский писатель, президент Общества «Нидерланды — СССР», г-н Тойн де Фрис; норвежский пастор Рангар Форбекк; президент Общества Канадско-Советской дружбы г-н Картер; почетный каноник Бристольского собора (Англия) г-н Морвин Стоквуд и другие. Все они интересовались положением Русской Православной Церкви в Советском государстве, ее жизнью, состоянием храмов, духовными школами и другими церковными учреждениями.

VI

Русская Православная Церковь имеет свои приходы, благочиния, епархии, миссии и экзархаты во многих странах, и все ее церковные области, за исключением находящихся в расколе, объединяются в одно целое тесной молитвенно-канонической связью, живут одной жизнью и одними упованиями. В наших православных храмах, где бы они ни находились, возносятся молитвы о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии, о стране Российской, о благостоянии Святых Божиих Церквей и о мире всего мира. Всюду русские и нерусские православные люди чувствуют и сознают себя, как одна семья, как один духовный организм. Всюду они поддерживают богослужебную жизнь и ходят «в дому Божием единомышлением» (Псал. 54, 15), сознавая неразрывную духовную связь с Матерью-Церковью.

Перенесемся мысленно в Русский Западно-Европейский Патриарший Экзархат. Им управляет Архиепископ Берлинский и Германский Борис, и. о. Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Проживая в Берлине, он наставляет свою паству во Франции, Швейцарии, Англии архипастырскими посланиями. Вокруг много неправды, раздоров и клеветы на Матерь-Церковь, раскольники-эмигранты злобствуют по ее адресу и распространяют всяческие измышления о своей Родине, стараясь возбудить к ней неприязнь и вражду, а Пасхальное Послание Архиепископа Бориса призывает «единою семьей верных чад Матери-Церкви устремиться на стогны мира сего с благовестием любви, мира и правды, всемерно прилагая заботы о вразумлении отступивших от единства Церкви братий наших».

В минувшем году в жизни Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата произошло и скорбное событие. За нарушение церковной дисциплины и за отход от канонического общения с Матерью-Церковью Священный Синод исключил из своего клира настоятеля храма св. Иринея в Париже прот. Евграфа Ковалевского вместе с группой единомысленних с ним священнослужителей. И только по крайнему снисхождению было решено не применять к ним следуемых по канонам прещений в надежде на раскаяние виновных.

Но никакие нестроения и трудности, неизбежные в условиях враждебного окружения, не могут сломить мужества истинных служителей Христовой Церкви. Среди них мы знаем много духовно опытных, ученых и самоотверженных деятелей Православия. Их стараниями и трудами Совет при Экзархе издает в Париже «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». Благодаря строго церковному направлению, этот периодический журнал пользуется большим вниманием со стороны религиозных и особенно богословских кругов Запада и всего православного мира. Но, занимаясь богословскими проблемами высшего порядка, «Вестник Экзархата» часто оказывается в стороне от церковных нужд современности, хотя обращение к ней — в самых жгучих вопросах — могло бы послужить более глубокому раскрытию истин Православия.

Важным событием в жизни Экзархата нужно считать возобновление деятельности высших богословских курсов на французском языке под руководством проф. В. Н. Лосского. Их цель — готовить православных пастырей и знакомить западный мир с различными сторонами учения Православной Церкви на общедоступном языке.

Еще более важным событием явилось посвящение архимандрита Никола (Еремина) во епископа Клишиского, викария Патриаршего Экзарха в Западной Европе. С появлением нового епископа, патриаршие приходы во Франции, Швейцарии, Англии и других местах еще более сплотятся между собою, окрепнут в своей молитвенно-канонической связи с Матерью-Церковью и станут активнее привлекать к церковному единству русских православных людей, оказавшихся в сфере карловацкого и парижского расколов.

Жизнь Германской епархии за прошедший год протекала нормально, без каких-либо потрясений и перемен. В патриарших храмах Берлина, Дрездена, Лейпцига и других городов Германии неизменно совершались, как и теперь совершаются, богослужения, за которыми нередко присутствуют и протестанты. До конца года издавался епархиальный журнал «Голос Православия», на страницах которого печатались распоряжения высшей церковной власти, послания Архиепископа Бориса, проповеди и статьи.

Как и в некоторых других странах, в Германии имеются приходы раскольников-карловчан (теперь — последователей митрополита Анастасия), которые ведут против Матери-Церкви враждебную пропаганду. Но правда о Русской Церкви доходит, видимо, и до них; об этом свидетельствует следующий факт: в конце ноября прошлого года настоятель раскольнической общины г. Берлина архимандрит Мстислав (Волонсевич) порвал с митрополитом Анастасием и перешел в юрисдикцию Московской Патриархии.

Патриарший Экзархат в Америке, живущий в соседстве с раскольнической митрополией, возглавляемой митрополитом Леонтием (Туркевичем), пережил в конце 1953 года кончину своего архипастыря-экзарха Высокопреосвященного Митрополита Макария (Ильинского). После его смерти Патриарший Экзархат временно возглавляется Архиепископом Филадельфийским и Карпато-Русским Адамом (Филипповским). В настоящее время там идет подготовка ко 2-му Съезду духовенства и мирян; на котором будут обсуждаться насущные вопросы и нужды церковной жизни.

За границами нашей страны под омофором Патриарха Московского и всея Руси Алексия находится еще Восточно-Азиатский Экзархат, возглавляемый Архиепископом Виктором (Святиным), Духовная Миссия в Палестине с начальником архимандритом Поликарпом (Примак) во главе, Бельгийская епархия, управляемая Архиепископом Александром (Немоловским), ставропигиальные благочиния в Австрии, Венгрии и Голландии и русские православные приходы в Бухаресте, Софии и Белграде. В жизни этих церковных областей за минувший год не произошло ничего, что могло бы обогатить наш обзор новыми фактами. Но это обстоятельство как раз служит признаком нормального состояния церковной жизни в каждой из указанных областей.

Необходимо упомянуть и о патриарших приходах и монастырях в Финляндии. Их немного, но «в наших храмах, — передает Митрополит Николай свои впечатления от поездки по Финляндии, — богослужения совершаются истово и поют прекрасные хоры певчих... Валаамский монастырь, находящийся в Финляндии, издавна славится своей строгой жизнью, особыми подвигами братии, и эту славную традицию он бережет доселе» [2]. В декабре прошлого года для управления патриаршими приходами и монастырями в Финляндии поставлен епископ Лужский Михаил (Чуб) — викарий Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория.

Как известно, в юрисдикцию Русской Православной Церкви входило до недавнего времени благочиние в Болгарии, объединявшее несколько русских православных приходов. Но по соображениям церковной пользы, определяемой удобствами непосредственного окормления этих приходов со стороны братской Болгарской Православной Церкви, они были переданы в 1953 году в ее юрисдикцию. А в г. Софии учреждено Подворье Русской Православной Церкви.

Таковы события из жизни наших церковных областей, находящихся за границей.

VII

Русская Православная Церковь простирает свои заботы и на заграничных раскольников-эмигрантов, которые по политическим мотивам оказались вне ее спасительной ограды. Не говоря уже о статьях в «Журнале Московской Патриархии», разъяснявших ошибочность позиции отпавших от Церкви-Матери раскольников, Святейший Патриарх Алексий обратился в минувшем году с Посланием к Патриарху Константинопольскому Афинагору, в котором указал ему на неканоиичность Константинопольской юрисдикции над русскими православными приходами в Западной Европе и над Финляндской Православной Церковью, составлявшей до 1920 года часть Церкви Российской. В том же послании говорится о необходимости осуждения наших раскольников в Америке Константинопольской Церковью и выражается удивление по поводу того, что она их не осуждает, а как бы поощряет, вопреки канонам и в ущерб миру в Церкви Христовой.

Будет ли Константинопольская Патриархия способствовать искоренению нашего заграничного раскола, вносящего так много нестроений в общецерковную жизнь, — это покажет будущее, а сейчас нельзя не отметить такой знаменательный факт: в апреле 1953 года в Московскую Патриархию поступила декларация молодых священников Официальной Финляндской Православной Церкви, находящейся, как известно, в юрисдикции Константинопольской Патриархии. Заявляя себя сторонниками восстановления молитвенно-канонических взаимоотношений с Русской Православной Церковью, авторы этой декларации выразили надежду на благоприятное разрешение междуцерковного конфликта. В то же время один из влиятельных членов Управления Финляндской Православной Церкви д-р Пааво Контканен передал представителям Московской Патриархии, посетившим Финляндию в прошлом году, памятную записку с изложением взгляда на возможность воссоединения Финляндской Православной Церкви с Церковью Русской с последующим получением этой Церковью автокефалии.

Весьма плодотворной оказалась и поездка Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая в Финляндию. «В г. Куопио, — пишет Митрополит Николай, — состоялась моя встреча с Главой Финляндской Православной Церкви Архиепископом Германом. Наша продолжительная беседа была очень дружественной и сердечной... Я расстался с ним в крепкой надежде на скорое восстановление наших молитвенно-канонических отношений» [3].

Все эти данные позволяют надеяться на то, что отчуждение между Русской и Финляндской церквами должно уступить место молитвенноканоническому общению. Что же касается вышеупомянутых раскольников — анастасьевцев, леонтьевцев и владимировцев, — то в отношении их вины должны высказаться все автокефальные Православные Церкви.

VIII

Отношения Русской Православной Церкви с Церквами-Сестрами продолжали развиваться в минувшем году в духе любви. Это выразилось между прочим в таком событии, как приезд в Москву делегации от Антиохийской Православной Церкви в составе трех митрополитов: Епифанийского Игнатия, Хауранского Афанасия и Эмесского Александра. Высокие гости пробыли в нашей стране около месяца с целью ознакомления с жизнью и состоянием нашей Церкви. Кроме Москвы и Троице-Сергиевой Лавры, они посетили Ленинград, Киев, Одессу, осмотрели многие святыни и храмы, участвовали в богослужениях, интересовались жизнью духовенства и мирян и отбыли на родину с убеждением в том, что «Русская Православная Церковь живет во всей канонической полноте и величии».

В том же 1953 году нашим гостем был Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Макарий, посетивший Киев и Святейшего Патриарха Алексия в Одессе.

В мае делегация Русской Православной Церкви, в составе Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Минского и Белорусского Питирима и священника Михаила Чуба, приняла участие в торжествах избрания и интронизации Патриарха Болгарской Православной Церкви, которым стал, как известно, быв. Наместник-Председатель Святейшего Синода Митрополит Пловдивский Кирилл.

Кроме того, между предстоятелями автокефальных Православных Церквей происходил традиционный обмен посланиями в дни великих праздников Рождества Христова и Святой Пасхи. Были и нарочитые послания нашего Патриарха к Патриарху Константинопольскому Афинагору по поводу Предсоборного Совещания и к Главе Элладской Православной Церкви Архиепископу Афинскому Спиридону по вопросу обмена списками святых. В декабре было получено соболезнование Святейшего Патриарха Афинагора по поводу кончины Экзарха Московской Патриархии в Америке Митрополита Макария.

IX

Как видно из нашего далеко не полного обзора, жизнь Русской Православной Церкви за 1953 год ознаменовалась многими событиями, которые свидетельствуют о ее благодатной полноте.

Теперь наша Церковь начинает новый 1954 год, отмеченный печальным юбилеем — 900-летием отпадения Западной Церкви от единства с Церковью Вселенской.

Памятуя об этом событии и особенно о причинах, к нему приведших, мы, церковные люди, вступаем в 1954 год с твердым стремлением беречь святое сокровище веры «не аки слово человеческое, но якоже... воистину слово Божие» (1 Фессал. 2, 13), строго следуя истинам Православия и каноническим установлениям Церкви Вселенской.

В отношении же к мирским проблемам — следовать заветам Христа: кесарево — кесарю, Божие — Богу!

Мир Христов, живущий в нас, нести в окружающий мир, возвещая его не только словами, но делами всей нашей жизни!

Русская Православная Церковь вступает в 1954 год с твердым намерением блюсти церковную дисциплину и в живни молитвенной, литургической следовать обычаям, «освященным временем и традициями церковными», а в отношениях с Церквами-Сестрами — стремиться к еще большему общению в духе равнодостоинства, братской любви и взаимопонимания.

Свящ. И. Потапов

[1] Речь Митрополита Николая на Венской сессии Всемирного Совета Мира прокомментирована в статье А. Ведерникова «Неумолкагощнй призып», стр. 54 этого номера.

[2] Митрополит Николай. По Финляндии, — «Журнал Московской Патриархии» за 1953 год, № 9, стр, 10.

[3] Митрополит Николай. По Финляндии, — «Журнал Московской Патриархии» за 1953 год, № 9, стр. 9.

Система Orphus