УЧИТЕЛЬ ЦЕРКВИ ОРИГЕН

(К 1700-летней годовщине его смерти)

Тысяча семьсот лет тому назад, в 253 году по Р. X., умер великий учитель Церкви Ориген. Он принадлежал к числу основоположников научного богословия и к той группе церковных деятелей, трудами которых создана была знаменитая Александрийская школа, оставившая глубокий след в развитии христианской мысли. Его обширнейшая ученость, изумительная энергия, проявленная в служении христианской истине, наконец, многотрудная и страдальческая жизнь обеспечивают ему исключительное место в ряду церковных деятелей доникейской эпохи Его многочисленные произведения, из которых, к сожалению, сохранилась только небольшая часть, оказывали большое влияние на христианских мыслителей в течение многих веков, а некоторые из них своей аргументацией сохранили значение до настоящего времени.

Ориген родился в Александрии в 185 году, в семье христианского ритора Леонида. Отец его занимался преподаванием грамматики. Своему сыну он стремился дать не только общее образование, которое охватывало тогда грамматику, математику, логику и риторику, но и глубокое знание Свящ. Писания. Ежедневно мальчик должен был заучивать наизусть те или иные выдержки из священных книг. Его вопросы обнаруживали такую глубину понимания, что нередко приводили в смущение отца.

Подростком Ориген стал посещать катехизическую школу Климента.

В гонение Септимия Севера ритор Леонид, как христианин, был заключен в тюрьму. Семнадцатилетний Ориген пылал желанием разделить участь отца, и только хитрость матери, скрывшей его одежды, удержала юношу от этого шага. Но он написал узнику письмо, в котором убеждал его пострадать за веру и не тревожиться об участи семьи.

Когда Леонид был обезглазлен, Ориген, как старший сын, остался единственной опорой матери и шести младших братьев. Он сделался преподавателем грамматики, но в то же время продолжал работать и над своим образованием, изучая классическую литературу.

Когда Климент под угрозою гонения оставил Александрию, Ориген сначала негласно, а потом по поручению Александрийского епископа Димитрия возобновил работу катехизической школы и приобрел в этой деятельности христианского учителя большую славу.

Многочисленных слушателей привлекало к нему не только талантливое изложение истин веры, но и подвижническая жизнь молодого катехизатора, который безбоязненно посещал мучеников в темницах и напутствовал их последним лобзанием на месте казни.

Труд в катехизической школе осуществлялся Оригеном бескорыстно — никакой платы со своих слушателей он не получал; поэтому он продал свою библиотеку, причем оплата ему производилась ежедневной выдачей небольшой суммы (4 овода — около 15 коп.), и на этот скудный доход он прожил много лет. Понятно, что жизненные потребности были им крайне ограничены, и, живя в миру, он осуществлял режим строгого аскета.

Так как по должности катехизатора юный учитель вступал в тесное общение не только с мужчинами, но и с женщинами, а во время гонений ему приходилось посещать членов своей аудитории на дому во все часы дня и ночи, то, чтобы поставить себя вне всяких подозрений и клеветы, он, понимая буквально евангельский совет о целомудрии (Мф. XIX, 12), подвергся оскоплению [1].

Среди слушателей Оригена имелись и еретики и язычники, получившие философское образование и хорошо знавшие классическую литературу. Чтобы удовлетворить их запросы, Ориген усиленно продолжал работать над углублением своих знаний. Он стал посещать философскую школу основателя неоплатонизма Аммония Сакка (Саккофорос — носитель мешков) и облекся в философский плащ; а для лучшего проникновения в смысл Священного Писания брал уроки еврейского языка у раввина Гуилла. Посвящая день общественному служению, он в ночное время занимался самообразованием.

Система неоплатонизма и творения Платона положили большой отпечаток на мировоззрение Оригена, но он прекрасно ознакомился и с широко распространенными в его эпоху стоическими и эпикурейскими взглядами.

К этому периоду катехизаторской деятельности Оригена относятся путешествия его в Рим — для непосредственного ознакомления с наиболее древнею Церковью, и в Аравию — для собеседования с правителем этой области по его вызову.

В 215 году на Александрию обрушились жестокие репрессии императора Каракаллы в связи с происшедшим в ней народным возмущением; под особое подозрение были взяты ученые. Ориген должен был спасаться бегством из Александрии в Палестину, где он нашел убежище у своего товарища по школе Климента — Иерусалимского епископа Александра. По предложению этого епископа, а также Феоктиста, епископа Кесарийского, Ориген, не имея священного сана, начал проводить беседы на богослужебных собраниях. Это обстоятельство возбудило недовольство Александрийского епископа Димитрия, который потребовал возвращения Оригена в Александрию, где было поручено ему продолжение работы в катехизической школе.

С этого времени начинается писательская деятельность Оригена, для которой особенно благоприятные условия были созданы дружественной поддержкой некоего Амвросия, обращенного Оригеном к Православию из секты Валента. Амвросий располагал значительными средствами и за свой счет содержал семь скорописцев, записывавших под диктовку Оригена, семь писцов, которые переводили стенограммы, и, наконец, 7 девушек, искусных в каллиграфии, которые оформляли произведенные записи. Такая постановка дела обеспечивала для Оригена значительную экономию времени и повышала его научную производительность.

Преклоняясь пред дарованием Оригена и глубиною его богословской мысли, Амвросий непрестанно побуждал своего друга к научному творчеству, за что и заслужил от последнего наименование «урокодателя».

В 230 год у Ориген предпринял путешествие в Грецию, попутно он посетил своих друзей — Феоктиста Кесарийского и Александра Иерусалимского.

Чтобы дать законные основания Оригену для проповеди в церкви Феоктист посвятил его в сан пресвитера. Александрийский епископ Димитрий увидел в этом нарушение своих прав, составил собор из епископов и пресвитеров и провел постановление, которым Ориген был лишен пресвитерского сана и права проповедывания в церкви; в то же время оь потребовал удаления Оригена из Александрии. По заключению историков, Димитрий завидовал славе Оригена и его широкой популярности Это побудило Оригена окончательно переселиться в Кесарию Палестинскую, где он организовал школу с прекрасной постановкой светских и богословских наук.

В Кесарии Ориген прожил свыше 20 лет, продолжая свою препода вательскую, проповедническую и литературную деятельность; в послед ней продолжал оказывать ему материальную помощь переселившийся из Александрии его друг Амвросий, принявший сан диакона.

К этому периоду жизни Оригена относится поездка его в Антиохию по приглашению матери императора Александра Севера — Юлии Маммеи. Это путешествие и пребывание в Антиохии были обставлены большими почестями.

Несколько позже Ориген посетил Афины, где оставался довольно долгое время, а затем два раза выезжал в Аравию. Первая поездка была предпринята для участия на соборе против епископа Берилла, который речами Оригена был приведен из монархианства в Православие, и вторая — для обличения психопаннихитов, которые учили о смерти души до воскресения. Эти еретики также обращены были к церковному учению.

В период своей жизни в Кесарии Ориген пережил два гонения на христиан. Одно разразилось в 235 году при Максимине, по смерти Александра Севера, в которое Ориген должен был скрываться в Кесарии Каппадокийской. Второе было открыто Декием в 251 году. Престарелый Ориген был схвачен и подвергнут пыткам. Железными цепями он был прикован к углу темницы и на особом станке, называвшемся «деревян ною лошадью», подвергался растяжению ног «до 4 степени». Смерть Декия принесла ему освобождение, но истощенный страданиями старец прожил недолго и умер, имея около 69 лет от роду. Местом погребения его, по свидетельству Фотия и Евсевия, является Кесария.


По свидетельству Епифания Кипрского, Ориген написал 6000 книг, Евсевий Кесарийский снижает это число до 2000, а блаженный Иероним в своем списке приводит около 800 наименований его работ. Во всяком случае Ориген является самым плодовитым писателем доникейской эпохи.

Помимо широты его образования, разносторонности интересов и необычайной трудоспособности его высокая литературная продуктивность объясняется еще помощью его друга Амвросия, пользуясь которой Ори ген диктовал свои произведения скорописцам.

Сочинения Оригена можно разделить на несколько разделов.

1. Библейско-критический.

Огромная работа осуществлена Оригеном по сопоставлению еврейского текста Библии с греческими переводами его; им были созданы так называемые экзаплы и тетраплы. Книги Ветхого Завета представлены были в работе Оригена шестью столбцами в следующем порядке: еврейский текст, еврейский текст в греческой транскрипции, переводы Акилы, Симмаха, 70-ти, Феодотиона. Местами присоединялись еще два анонимных перевода, открытых Оригеном в Никополе и Иерихоне, — в этом случае получались октаплы; наконец, сокращение экзапл представляли собою тетраплы, в которых даны были только четыре греческих перевода без еврейского текста.

Этот колоссальный труд осуществлялся Оригеном на протяжении трех десятилетий, начиная от Александрии и кончая Кесарией. Главной задачей его было укрепление авторитета перевода 70-ти, который в ту эпоху считался богодухновенным. Отличия еврейского текста от перевода 70-ти Ориген приписывал злонамеренной порче оригинала иудеями.

Новозаветный текст такому пересмотру в его работе не подвергался.

Заслуги Оригена для критической проверки библейского текста были огромны, но почти все его рукописи безвозвратно погибли. Остатки экзаплов восстанавливаются в виде отдельных фрагментов по цитатам древних писателей и по сирийскому переводу яковитского епископа Пасла Голмского (VII в.), содержащему текст 70-ти с критическими знаками Оригена.

2. Библейско-экзегетические работы в форме: схолий — кратких заметок на отдельные места Священного Писания, бесед — гомилий, представляющих богослужебные проповеди с популярным изъяснением, преимущественно нравственно-практического характера, и комментариев, в которых Ориген стремился дать научное истолкование Свящ. Писания В нем экзегет различал два смысла: низший — буквальный и высший — аллегорический. Последнему он отдавал предпочтение.

Экзегетические работы Оригена охватывали почти все Свящ. Писание; из них более всего сохранилось гомилий (до 200), от схолий и комментариев остались лишь небольшие фрагменты.

3. Сочинения догматические. Важнейшим из них является трактат «О началах». Эта работа представляет собою первый опыт философской догматики христианства. Как указывает название, предметом изложения служат здесь основные истины христианства, рассматриваемые автором как начала, или принципы, из которых развивается все содержание христианского вероучения. Излагаемые истины он обосновывает философскими доказательствами и данными Свящ. Писания.

Сочинение состоит из 4 книг.

В первой книге трактуется о бытие вообще — абсолютном и тварном, во второй — о видимом мире, в третьей — о человеке, его грехопадении и искуплении, в четвертой — о Свящ. Писании, его богодухновенности и методах толкования, из которых он отдает предпочтение аллегорическому.

Это сочинение сохранилось в полном виде в латинском переводе Руфина, который, однако, преследуя задачу апологии Оригена от возводимых на него обвинений в неправославии, подверг подлинный текст изменениям и исправлениям.

К тому же разделу относятся «Строматы», представляющие выдержки из сочинений философов, подтверждающих истину христианского учения, — они сохранились только в отрывках, и книги «О воскресении», утраченные полностью.

4. Апологетические и полемические сочинения.

Полностью сохранились на греческом языке написанные Оригеном 8 книг «Против Цельса». Языческий философ Цельс подверг христианство научно-философской критике, для чего ознакомился с источниками христианского вероучения. Достойный отпор эта книга, под названием «Истинное слово», выпущенная еще в гонение Марка Аврелия, нашла лишь 70 лет спустя в работе Оригена. Последовательно разбирая положения Цельса, Ориген сконцентрировал все, что говорилось апологетами в защиту христианства, и придал своим аргументам философскую основу. Многие положения оригеновской апологии сохранили силу для опровер жения и последующих противников христианства.

Полемические работы Оригена направлены были против многочисленных еретических учений.

5. Наконец, нужно упомянуть о сочинениях назидательного характера, к которым относятся «О молитве» и «Увещание к мученичеству». Последнее написано к другу Оригена — Амвросию, брошенному в тюрьму во время гонения Максимина.

6. Из многочисленных писем Оригена сохранилось два — к Юлию Африкану, доказывающее подлинность тех частей книги пророка Даниила, которые не содержатся в еврейском кодексе, и к Григорию чудотворцу — о важности изучения Свящ. Писания.


В богословской системе Оригена мы должны отметить следующие ее характерные особенности.

Подобно своему учителю Клименту, Ориген положительно относился к классической культуре и признавал заслуги философии в деле приготовления людей к восприятию истин Откровения. Но своего учителя Ориген значительно превосходил широтою охвата мысли и силою творческого синтеза. В то же время в качестве основных положений своей системы он ставил догматы Церкви, и свои личные мнения высказывал лишь по тем вопросам, которые в церковном учении были еще недостаточно раскрыты. Ориген стремился всегда оставаться верным сыном Церкви.

На философские воззрения Оригена наибольшее влияние оказала система неоплатонизма, у основателя которой он брал первые уроки в этой области знания. Пышное развитие неоплатонизм получил в философских построениях современника Оригена — Плотина, в лице которого гений Эллады дал последнюю яркую вспышку. Неоплатонизм близко подходил к христианству (неоплатоник Синезий был принят в состав христианской общины и возведен в сан епископа Птолемаидского с сохранением своих философских воззрений) и оказал большое влияние на христианских мистиков.

Ориген был сыном своей эпохи, и большая часть его мнений, отвергнутых впоследствии Церковью, имеют в основе начала платонизма и неоплатоников.


Учение Оригена нашло многих горячих последователей еще при его жизни, а после его смерти некоторые безразсудные чтители к ошибочным мнениям учителя присоединили свои собственные заблуждения и упорной их защитой произвели церковную смуту. Заблуждения оригенистов были осуждены на церковных Соборах, в частности, отвергнуты были мнения Оригена о предсуществовании душ, о возможности обращения диавола к Богу, о временности адских мучений и ряд других высказываний этого богослова. Но необходимо помнить, что Ориген всегда благоговел перед авторитетом Церкви и стремился быть в согласии и единении с нею, а свои частные богословские мнения излагал лишь по тем пунктам, которые в его эпоху еще не были раскрыты. Великое уважение питали к этому мыслителю светила Церкви — вселенские учители свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский и ряд других. Поэтому, отмечая память Оригена, как одного из наиболее ярких представителей богословской науки первых веков христианства, мы с полным правом должны преклониться пред его великими заслугами в деле выяснения, систематизации и защиты христианской истины.

СВЯЩ. М. АРХАНГЕЛЬСКИЙ

[1] Впрочем, некоторые историки, например, Фаррар, признают недостоверным известие об этом факте, сохраненное Евсевием Кесарийским. Ф. В. Фаррар, Жизнь и труды Св. Отцов и учителей Церкви. Перев. А. П. Лопухина. СПБ, 1891 г., стр. 223 — 224.

Система Orphus