"ВОСТОК ВОСТОКОВ“

«Посетил ны есть свыше Спас наш Восток Востоков, и сущии во тьме а сени обретохом Истину: ибо от Девы родис» Господь» (Светилен).

В Государственной Третьяковской галлерее хранится замечательная картина русского художника Александра Андреевича Иванова: «Явление Мессии народу». Картина занимает всю стену. Художник писал ее в течение многих лет (1837 — 1857 гг.). Как по замыслу, так и по исполнению она производит настолько сильное впечатление, что от неё буквально нельзя оторвать взора. Запечатленные на ней события переносят зрителя в пустыню, к берегам Иордана, к Вифаваре, где проповедывал и крестил Иоанн Предтеча, изображенный на картине именно таким, каким описы вают его евангелисты. На нем одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом. Вдохновленный взор устремлен вдаль, где он видит Того, Кто будет Светом миру.

Если присмотреться к окружающим Крестителя, то вспоминаются слова евангелистов, что тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3,5; Мр. 1,5; Лк. 3,3). Среди пришедших лица разных сословий, состояний и возрастов. Некоторые пришли из ближайших мест, а другие прибыли издалека, на верблюдах. Но всех их привело сюда одно и то же стремление: найти выход из того тупика, в котором оказалось человечество накануне пришествия в мир Христа Спасителя Среди окружающих Крестителя лиц без труда молено узнать гордивше гося своею мнимою праведностью фарисея, но, видимо, сознававшего ложность своего положения. Он только что услышал грозные слова Пророка: «порождения ехидны, кто внушил вам бежать от будущего гнева» (Мф. 3,7 и др.). Здесь и запутавшийся в разрешении многих кардинальных вопросов саддукей; воин, не понимающий своей роли и злоупотребляющий своим положением. Ему Креститель повелел никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (Лк. 3, 14). Здесь и мытарь, справедливо слывущий в народе как лихо имец; ему Пророк не напрасно заповедал не требовать ничего более определенного (Лк. 3,13). Центральными фигурами на картине являются угнетенные классы того времени — рабы. Измученные неволей, заклейменные, без всяких радостных перспектив, они в словах иорданского Пророка стремятся уловить что-либо радостное для себя. Жажда истины и правды еще не угасла в их сердцах.

Что-то новое, справедливое звучит в словах Крестителя. Не Христос ли он? Иоанн отрицает это предположение. Он только «глас вопиющего в пустыни», но за ним идет Тот, у Кого он не достоин развязать ремень Его обуви. Иоанн простирает вперед руку, и в это время на горизонте все увидели фигуру грядущего к Иоанну Христа. «Вот Агнец Божий, вземлющий грехи мира», воскликнул Иоанн (Иоан. 1,29). Этот замечательный исторический момент и запечатлел на своей картине гениальный русский художник.


Действительно, безотрадную картину представляло человечество накануне явления в мир Христа Спасителя. Образно, но исторически правдиво ветхозаветный пророк изобразил это состояние человечества так: «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Исаии, 53, 6). «Я заблудился, как овца потерянная; взыщи раба Твоего», такой вопль вырывался из груди «жаждущего спасения» человека дохристианского времени (Пс. 118, 174 — 176). Языческая дохристианская философия в лице лучших своих представителей пришла к выводу, что нет абсолютной истины, что требуется какая-то сверхъестественная сила снять повязку с глаз человека. Припомним сцену на суде над Христом у Пилата. Христос, отвечая на поставленный Пилатом вопрос, сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Пилат сказал Ему: «Что есть истина?» (Иоан. 18, 37 — 38) и не стал ожидать ответа на этот вопрос, на который, ему казалось, человек бессилен был дать ответ.

Не в лучшем положении оказывался и еврейский мир. «Жертвы и приношения» только пробуждали в ветхозаветном еврее сознание своей греховности и необходимости искупления, но сами по себе для установления нормальных отношений между Богом и человеком были недостаточны. Об этом говорили и это сознавали лучшие представители ветхозаветного мира (Пс. 51, 18 — 19, Пс. 39, 7). Недостаточность ветхозаветного обрядового закона прекрасно изобразил пророк Исаия (Исаии 1 гл.). Нужна была для возрождения греховного человечества какая-то более радикальная мера (Пс. 39, 7). Лучшим выразителем настроения ветхозаветного человека, осознавшего недостаточность ветхозаветного закона, являвшегося только как бы «детоводителем ко Христу», был апостол Павел (Галят. 3, 24), до своего обращения «преуспевавший в иудействе, — по его собственному признанию, — более многих своих сверстников» (Галат. 1,14). Осиявший его с неба свет и голос Христа: «трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9,5) произвели переворот, и из гонителя Савла стал ревностный апостол Павел. Не делами закона, а верою в Иисуса Христа оправдывается человек, пишет св. апостол Павел галатийским христианам (Талат. 2,16).

В другом своем послании апостол Павел констатирует тот факт, что греховный человек переживает в себе двойственность, ибо «по внутреннему человеку» он находит удовольствие в законе Божием, в своих членах видит иной закон, противоборствующий закону ума своего и делающий человека пленником закона греховного, находящегося в его членах. Для человека не-христианина эта двойственность — подлинная трагедия. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти», такой полный отчаяния, но глубоко честный вопрос возникает для нехристианина.

Но христианин правильно и радикально разрешает для себя это явление и находит из него вывод: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Римл. 7, 22 — 25).


Где приумножился грех, там обильно сказалась благодать. Когда исполнилась полнота времени, «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» (Галат. 4,4). Над Вифлеемской пещерой засияла звезда. В глухой пещере скромного городка совершилось событие мировой важности... Но об этом событии, совершившемся в тайне, громко заговорила вселенная: небо и земля. Вот как прекрасно свидетельствует об этом церковная песнь: «тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, — якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою покланяющиеся Тебе».

У яслей, в которых был положен новорожденный Божественный Младенец, склонились и простые вифлеемские пастухи и восточные мудрецы («волсви, персидстии царие»), которых привела в Вифлеем звезда («от светлые звезды водимые»). У ног новорожденного Христа преклонились и вера и знание. Невольно приходит на память эмблема над входом в здание прежней Петроградской Духовной Академии. К фигуре ангела, державшего в руках крест, благоговейно склонилась другая фигура, олицетворявшая знание. Слово крестное, представлявшее соблазн для иудеев и безумие для эллинов, победило премудрость мира сего (1 Кор. 1, 19 — 24). Христос явился светом мира. Все волновавшие человечество вопросы разрешены, лучшие умы язычества и «чающие утешения Израилева» получили ответ на все волновавшие их вопросы.

Евангелист Лука рассказывает, что в самом начале своей земной деятельности Христос Спаситель в один из субботних дней вошел в Назаретскую синагогу. Ему подали книгу пророка Исаии. Христос раскрыл ее в том месте, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовестить нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленникам освобождение, слепым прозрение, отпускать измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 16 — 30; Исаии 61, 1 — 2). Когда Христос стал говорить им, что ныне исполнилось писание сие, слышанное вами, все согласились с этим (Лк. 4, 22).

Проповедь Христа Спасителя находила горячий отклик в сердцах слушателей. В числе последователей Его были не только простые галилейские рыбаки, праведный старец Симеон и пророчица Анна, дочь Фануилова, но и лица «из начальников иудейских», как, например, некто Никодим (Иоан. 3,1). За Христом следовали не только некоторые из галилейских женщин, но и жена Понтия Пилата, просившая своего мужа: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27, 19). Враги истины поспешили ополчиться и на распятую Истину.

В Евангелии мы находим сведения о том, что после погребения Христа первосвященники, книжники и фарисеи обратились к Пилату с просьбою организовать охрану гроба Господня в течение трех ближайших дней, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых...» (Мф. 27, 62 — 64). Однако, истину нельзя было скрыть под охраной стражи и приложением печати, как нельзя было распять ее на кресте... Христос воскрес из мертвых, сохранив в неприкосновенности приложенные к Его гробу печати (Пасхальный канон, песнь 6, тропарь 1-й).

Не могли убить истину и жестокие гонения на христиан, вспыхнувшие в последующее время. Ни костры, ни зубы хищных зверей, ни меч, ни самые утонченные пытки, ни самая смерть, не могли истребить в христианах веру в Того, Кто был Путь, Истина и Жизнь (Иоан. 14,6).


Скажем несколько слов о том, какие мысли в связи с празднованием Рождества Христова выражает Святая Православная Церковь в молитвах и песнопениях, посвященных этому празднику. Рождество Христа Спасителя апостол называет «великой благочестия тайной» (1 Тим. 3, 16), в которую желают проникнуть ангелы Божии. Но совершилось это «паче естества таинство», когда «Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» (Стихира самогласная на литии), в совершенно простой обстановке. Немного лиц присутствовало при рождении Богочеловека. Не в царских палатах и в роскошной колыбели был положен Божественный Младенец. Пришедших на поклонение к Нему волхвов поразили не скипетры и престол, но последняя нищета. «Что бо хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен»? (Ипакои). Эту мысль о Божественном кеносисе более полно развил апостол Павел в послании к филиппийцам (Филип. 2, 6 — 8).

Незадолго до пришествия в мир Христа Спасителя произошли крупные политические события мирового масштаба. Политическое господство перешло к Риму, объединившему под своею властью страны Востока и Запада. В состав Римской империи входила и Иудея. Это обстоятельство значительно облегчило внешнее распространение христианства на территории единой империи. В одной из церковных песен на Рождество Христово можно встретить историческое замечание, что с единовластительством Августа на земле прекратилось многоначалие у людей... одному царству мирскому подчинились государства, и в одно владычество Божества уверовали народы (Стихира на «Слава и ныне»).

С большою тщательностью подобраны праздничные паремии из ветхозаветных пророчеств, которых по уставу положено 8. Первая паремия излагает рассказ о сотворении мира (Быт. 1, 1 — 14). Мысль составителей чинопоследования службы понятна. Воплощение Сына Божия является как бы новотвопением, ибо ставит своею целыо восстановить первозданную чистоту. Вторая паремия переносит слушателей ко временам Валаама (Числ. 24, 2 — 18), который вместо проклятия над народом Израилевым, призвал на него благословение и изрек пророчество о Звезде от Иакова и Человеке от Израиля. Третья паремия содержит пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме (Михея, гл. 4 и 5). Четвертая излагает пророчество Исаии о Жезле от корене Иессееве, на Котором почиет дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (Исаии, гл. 11). Пятая паремия представляет выдержку из книги пророка Варуха о явлении Бога на земле между людьми (Варух. 3, 36 — 38; 4, 1 — 4); шестая паремия раскрывает пророчество Даниила о Нерукосечном Камне (2, 31 — 45). Две остальные паремии (7 и 8) содержат два пророчества Исаии о рождении царственного Отрока (Исаии 9, 6 — 7) и Еммануила от Девы (Исаии, 7, 11 — 15).

Не трудно видеть, что из пророчеств выбраны самые выразительные свидетельства Ветхого Завета о грядущем Мессии. Пророчества изложены в хронологическом порядке, завершаются на рождественской вечерне апостольским чтением из начала послания апостола к Евреям (1, 1 — 10) и Евангелием от Луки (2,1 — 20), наиболее подробно трактующим о вифлеемских событиях.

Пришествие в мир Христа Спасителя, Его воплощение объединило Небо и землю. «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде. Днесь видимь есть плотню естеством Невидимый, — человека ради» (Стихира самогласна).

Воплощение — акт любви Божественной, направленный к тому, чтобы возродить его истлевшую благодаря греху природу. Эту глубокую мысль выражает следующая стихира: «По образу и по подобию истлевша преступлением видев Иисус, преклонив небеса сниде, и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит». Поэтому Рождество Христово — праздник всей вселенной. Эту мысль прекрасно выражает стихира «на Хвалитех»: «Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы. Днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: Силы небесные радуются, и земля с человеки веселится. Волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся».

Другая стихира также ярко рисует мировое значение праздника: «Ликуют ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки».

В одной из праздничных стихир выражается мысль, что с рождением Спасителя упразднено осуждение праотца Адама («временный разрешился соуз осуждения Адамова»), снова стал открытым для человека рай, диавол, змий древний человекоубийца, вместо Евы увидел Матерь Господа. Вся тварь должна ликовать и торжествовать, ибо обновить ее пришел Христос. «Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос родися от Девы Отроковицы» (Канон).

Творец и Царь мира родился в скромной вифлеемской пещере, незримо для людей, спасти которых Он пришел в мир. Но это мирового значения событие красноречиво возвещала миру природа. Прекрасно выражает эту мысль Святая Церковь: «Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе».

О рождении Спасителя мира получили от ангела дивное светоявление вифлеемские пастухи. Вслед за явлением ангела, сонм небесных воинств воспел новую, незвучавшую до сих пор песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Изумленные пастыри немедленно направились в Вифлеем поклониться Новорожденному Божественному Младенцу. Одновременно «Изрядное течение зряще волсви необычныя новыя звезды новосияющия, небеса просвещающия, Христа Царя знаменующия на земли, рождшагося в Вифлееме», поклонились Возвещенному им от Бога (Тропари на 9 песни канона).


Церковная служба в день празднования Рождества Христа Спасителя выражает православное христианское учение о значении этого события в жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Мы привели только некоторые отдельные отрывки из церковных молитв и песнопений на праздник Рождества, свидетельствующие о величии празднуемого события, которое свидетельствует о разрушении внутренней преграды между Богом и человеком; херувим с огненным оружием отступил от древа жизни и человеку вновь стал доступным рай, откуда он был изгнан за грехопадение прародителей.

«Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия жизни Божественный отпадша, паки обновляет мудрый Содетель...» (Канон).

Пришествие Христа Спасителя просветило и человеческий ум. В праздничном тропаре эта мысль выражена словами: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...» В одной из стихир эта же мысль подтверждается такими словами: «Воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже...», «разумное Солнце правды».

Оценивая с надлежащей высоты значение праздника Рождества Христова, Святая Церковь приглашает своих чад с должной сознательностью отнестись к величию переживаемого момента:

«Приидите, видим, вернии... Последуем, прочее, аможе идет звезда с волхвы, восточными цари; Егоже Ангели поют непрестанно тамо; пастырие свиряют песнь достойную: «слава в вышних», глаголюще: «днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы, в Вифлееме Иудейстем».

СВЯЩ. А. АНТОНОВ

Система Orphus