РЕЧЬ НА СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА В ВЕНЕ

(26 ноября 1953 г.)

Дорогие друзья, защитники мира!

Мы снова собрались в широком кругу Всемирного Совета Мира, чтобы обсудить вопрос о дальнейших действиях в пользу мирного разрешения международных проблем, волнующих в данный момент все человечество.

Прежде чем сказать свое слово в защиту мира, я должен приобщить к нашему общему настроению горячее приветствие Русской Православной Церкви. Она, вместе со всем нашим народом, живет одним стремлением к всеобщему миру и твердо верует, что среди христианской части человечества не должно быть людей, пренебрегающих своим долгом служить умиротворению народов, торжеству этого высочайшего идеала нашей религии!

С великим удовлетворением все мы можем сказать, что кровопролитие в Корее, три года возмущавшее совесть народов, прекратилось не само по себе и не от истощения противников, а по настоянию миллионов людей доброй воли.

Впервые, за долгий промежуток времени, идея переговоров, идея соглашения как бы обрела крылья и, подобно освежающему ветру, пронеслась по всему миру, всюду оживляя человеческие надежды на мир.

И вот, стоя теперь перед фактом перемирия в Корее, мы радуемся тишине корейского неба и вздоху облегчения, согревшему надеждой измученную душу народа-страдальца.

Мы, христиане, как и все миролюбивые люди на земле, чрезвычайно ободрены этим великим событием международной жизни, потому что это — первый и существенный итог борьбы народов за мир, первое и убедительное доказательство силы мирового общественного мнения, когда оно становится орудием нравственной оценки вещей.

Теперь весь мир с неослабным вниманием следит за соблюдением условий перемирия и ждет открытия переговоров о заключении полного мира в Корее.

Всем известны трудности и препятствия, которыми усиленно загромождается путь к этим переговорам. Недобрые силы продолжают свою разрушительную работу. Их цель — не допустить переговоров, сорвать перемирие.

Но мы, дорогие друзья, видим опасность и не ослабеваем в борьбе с нею. В ходе всемирной кампании, развернувшейся на основе Будапештского воззвания Всемирного Совета Мира, наши силы растут в числе и в сознании неотложной необходимости переговоров по корейскому и другим вопросам. Эти силы должны действенно осудить все нарушения условий перемирия и потребовать открытия переговоров, способных на долго обеспечить мир на Дальнем Востоке и во всей Азии.

Надо сделать все, чтобы в этих переговорах присутствовало мировое общественное мнение в пользу мирного воссоединения Кореи с выводом оттуда всех иностранных войск. Надо, чтобы все христианские Церкви и религиозные объединения Соединенных Штатов Америки высказали свое отношение к этому вопросу и помогли американскому народу добиться от своего правительства признания прав корейского народа на самоопределение.

Добиваясь открытия переговоров по корейскому вопросу, необходимо иметь в виду и другой узел мировых противоречий — расчлененную Германию.

Само собой разумеется, что в германском вопросе не может быть двух решений, одинаково правильных и одинаково полезных для мира в Европе. Таким решением может быть только одно, и оно должно соответствовать кровным интересам германского народа столько же, сколько и безопасности его соседей.

Жизненные интересы германского народа всем очевидны: это — единство Германии и возможность свободного культурно-экономического развития. А интересы соседей Германии требуют, чтобы она больше не вооружалась и жила с ними в мире.

Как представитель Русской Православной Церкви, я не могу не сказать о той огромной ответственности, которая ложится на западных христиан за положение дел в Европе. Участие христианских политических партий в правительствах Франции, Западной Германии и других стран усугубляет эту ответственность. Нужно прямо сказать: если католики и протестанты западно-европейских стран поймут всю серьезность положения, — а мы не перестаем горячо звать их к этому, — они смогут быстро создать в общественном мнении перелом в пользу непредвзятых переговоров по германскому вопросу, в пользу необходимого для ослабления международного напряжения в целом — совещания пяти великим держав, о чем так ярко говорил наш уважаемый г-н председатель.

Склонить к таким переговорам правительства заинтересованных стран силою моральных, политических и экономических доводов, силою общественного мнения составляет, дорогие друзья, задачу нашего движения в данный момент.

Путем переговоров, если искренно не желать войны, могут быть разрешены любые международные проблемы, в том числе австрийская, триестская и ряд других. Необходимо лишь, чтобы самая готовность вести переговоры выражала добрые намерения, а не попытку выиграть время для подготовки к войне. В противном случае любое международное противоречие, даже самое ничтожное, может вызвать вспышку и зажечь третью мировую войну.

Мировая война! В наши дни!... Воображение оказывается бессильным представить ее ужасы и последствия. Скорость самолетов, обгоняющих звук... Сила водородных бомб, испепеляющих все живое и мертвое на огромных пространствах... Какую участь готовит себе человек! Какое будущее ждет его, если он приведет в действие все эти фантастические орудия смерти?!

Ясно одно, что война в наше время — не спор, не состязание в силах, не поединок, имеющий окончиться чьей-то победой, а тотальное истребление. Его физический и нравственный итог: жалкий остаток человечества, погруженный во тьму нового варварства и одичания!

Об этом нельзя забывать ни на минуту, если мы хотим побеждать в борьбе с угрозой войны! Ее страшная беспощадность должна служить одним из главных аргументов против опасной игры в гонку вооружений. Ее бессмыслицей нужно опровергать доводы поклонников «политики силы».

Я не могу не сказать о другом нашем общем долге: неустанно, невзирая ни на какие трудности и препятствия, бороться против идеи применения водородного, атомного и прочих видов массового уничтожения людей, подымать народы на борьбу с этим кошмаром, вдохновлять их на противодействие тем агрессивным кругам, которые этим оружием бряцают!

Предупредить катастрофу можно сейчас не иначе, как силою единодушного требования народов к своим правительствам: немедленно приступить к переговорам о контролируемом запрещении водородной бомбы и других средств массового уничтожения людей и о сокращении вооружений.

Первый же шаг, сделанный в этом направлении, сразу ослабит международное напряжение и прояснит будущее!

А протесты и требования, труды и молитвы, призывы и надежды людей доброй воли пусть волна за волной идут на штурм крепостей войны и подтачивают их основания. Успех этого штурма определится в тот момент, когда правительства великих держав окажутся перед необходимостью встать на путь мирного решения международных противоречий.

Никто не должен отлучать себя от борьбы за эту великую цель и особенно христиане!


Выступая здесь в качестве служителя Русской Православной Церкви, я хочу сосредоточить свое и ваше внимание на задаче, которая заключается в привлечении к нашему общему делу религиозных масс.

На Венском Конгрессе и на Будапештской сессии были широко представлены служители разных религий. По их числу и выступлениям можно судить, какой огромный прирост сил получает лагерь защиты мира с возрастанием активности религиозных объединений и организаций. Включаясь в борьбу за мир, массы последователей ислама, буддизма и других религий, населяющие Азию и Африку, образуют огромную силу сопротивления войне.

Расширяется и христианское движение в защиту мира. Все большее число христиан разных исповеданий приходит к единственно правильному решению: бороться за международный мир вместе с народами.

В знамение общехристианской солидарности в основных вопросах войны и мира поднял свой голос и такой влиятельный представитель Англиканской Церкви, как Архиепископ Йоркский д-р Гарбетт. В своем сентябрьском послании на тему «Война или мир?» он указал на необходимость попытки найти модус вивенди между народами разных идеологий и, считая, что принятие нового Китая в ООН ослабит международную напряженность, поддержал идею сосуществования.

Нет сомнения, что в неотложном решении корейской и германской проблем, в деле борьбы против оружия массового истребления людей огромное влияние могли бы оказать те христианские круги, которые еще до сих пор не проявили себя активно в защите мира. Ведь еще многие из западных христиан относятся к этому делу или недоверчиво, или даже враждебно, и нам нужно немало поработать над пробуждением их христианской совести.

Этой мыслью я и вдохновляюсь сейчас, как служитель Русской Православной Церкви, которая уже не раз обращалась с призывами к западным христианам. И сейчас я снова и снова простираю к ним руки дружбы и обращаю к ним слово убеждения. Перед лицом величайшей опасности нам нужно как можно лучше понять друг друга и явить человечеству один лик — лик, достойный нашей веры: лик любви и мира, Лик Христа!

Мы должны оправдывать свою веру, свое христианское звание делами веры и, конечно, защитой мира, простого и доступного людям мира!

По вере, по долгу нашему — мы обязаны быть первыми строителями мира, и главная наша задача в данный момент — поставить правительства великих держав перед фактом христианского единства в осуждении войны и тех причин, которые ее вызывают.

Нам не следует искажать идею мира своими страхами и подозрениями, не нужно расстраивать себя сомнениями в самой возможности этого мира!

Напротив, мир, за который мы боремся сейчас, необходимо всячески очищать от недоверия и неискренности, возвышать его взаимопониманием и дружбой, согревать нашим внутренним христианским настроением, чтобы он стал действительно следствием Мира Христова, который мы, христиане, проповедуем.

Я хочу сказать, что мои западные собратья должны расширить свой взгляд на положительные возможности умиротворения народов и пламенно призываю их усилить эти возможности своей верой, своей проповедью, своим влиянием!

Мы, христиане, все веруем в Мир вечный, запредельный, и в то же время все мы хотим пользоваться миром здесь, на земле, — не внутренним только, но и внешним, т. е. общественным и международным.

Почему же тогда некоторые из нас продолжают отрицать возможность примирения противостоящих до сих пор друг другу сторон? Почему они считают это утопией, несбыточной мечтой?

Да прежде всего потому, что они сами препятствуют примирению, оставаясь практически сторонниками политики силы и устрашения, той самой политики, которая ведет к войне. По страху и недоверию им кажется, что возможен только такой мир, когда одна из сторон или добровольно подчинится другой стороне, или же будет приведена к тому силою.

Каким бессилием, какой безнадежностью проникнута эта концепция международного мира, возвращающая нас к «миру в результате войны»! Разве религиозное сознание может соглашаться с этим древним языческим принципом?

Мы, христиане, веруем, что дело войны и мира — в руках Божиих. Но пока войны нет, мир, в известном смысле, находится в наших человеческих руках. Это значит, что мы можем удержать, укрепить и продлить его в той мере, в какой мы послужим этому святому делу.

Мы, христиане, — дети свободы и потому не можем проповедывать мир, диктуемый волей завоевателя, ибо такой мир означает рабство физическое и рабство духовное.

Мы не видим достойного нас мира и в «равновесии сил», ибо оно постоянно нарушается жаждой преобладания, и такой мир означает гонку вооружений, истощающую народы.

В сознании своего нравственного достоинства мы должны улучшать, совершенствовать международный мир, поднимать его на более высокую ступень. Поэтому мы хотим мира, основанного на дружбе народов, на взаимном уважении свободы друг друга, на признании национального суверенитета.

Венский Конгресс показал, что такой мир возможен между народами при самых различных формах человеческого общежития. Именно за такой мир мы, сторонники мира, и боремся сейчас. Поэтому христианству по пути с движением народов в защиту такого мира.

Мы утверждаем свое участие в борьбе за мир, как христианскую миссию. Мы веруем, что христианское участие в борьбе за мир — это глагол лучших будущих времен, это — подвиг во имя Христово, это — наш христианский долг!

Такова позиция Русской Православной Церкви и всех христианских Церквей, групп и лиц, вместе полагающих свои труды и молитвы на укрепление международного мира. Это — позиция солидарности со всеми народами, жаждущими мира, и совершенно не правы те западные христиане, которые считают наше церковное участие в борьбе за мир соучастием в политической акции.

Защищая вместе с народами мир, мы защищаем не политическую линию или систему, а право людей на жизнь и возможность мирного сосуществования народов, какой бы системы они ни придерживались.

В борьбе за мир мы ставим заветы Евангелия выше каких бы то ни было политических соображений и своим единством в защите мира стремимся обеспечить продолжение дела Христова среди мирных народов.

Мы стремимся к тому, чтобы голос Евангелия, обличительный для злых и ободряющий для добрых, коснулся слуха и совести наибольшего числа людей.

Словом, христианская вера никак не оправдывает отказа от участия в нашей борьбе за мир. Напротив, наша вера обязывает к борьбе за мир. И все мы, верные христианским идеалам, должны объединиться в этом убеждении, чтобы помочь человечеству выйти из порочного круга трагических противоречий на прямой и нравственно ясный путь содружества и взаимопомощи!

Этот выход представляется в мирном урегулировании всеми возможными средствами международных споров, вызывающих в наши дни напряженность в отношениях между странами; в переговорах с целью этого урегулирования; в встрече пяти великих держав.

В процессе переговоров легче всего может выявиться и нужда и добрая воля каждой стороны. Переговоры могут дать участникам взаимное понимание и склонить к взаимным уступкам.

Идея переговоров созвучна и христианскому сознанию, хотя это и политическая идея. Но если наша религия далека от политики, то политика для нее не может быть нравственно безразличной. Так и в данном случае. Мы видим в идее переговоров нечто большее, чем политическое соглашение. Мы видим в нем свободное признание нравственной ценности международного мира.

Идея переговоров отвечает христианскому убеждению в том, что война не может служить ни путем к справедливости, ни средством убеждения в правоте той или иной системы убеждений.

Мы видим в переговорах синтез политической и нравственной целесообразности, надежный регулятор международных отношений, гарантию безопасности народов, при полной их свободе и независимости.

Русская Православная Церковь, которую я здесь представляю, всецело, единодушно, вместе со всем нашим народом, одобряет и поддерживает идею мирного урегулирования всех международных проблем, идею непредвзятых переговоров, идею встречи представителей пяти великих держав. К тому же призываю я и собратьев — христиан Европы, Америки, всего мира!

Братья-христиане! Своим единством, своей солидарностью мы способны помочь народам и правительствам сделать шаги к сближению, проникнуться взаимным доверием, склониться к признанию взаимных интересов.

Братья-христиане! Отбросив в сторону всякие сомнения, образуем священный союз всех христианских сил, чтобы нашим содействием дух мира восторжествовал над духом силы!

Для этого, мы, христианские участники движения, должны неустанно объединять наших собратьев на Западе в убеждении, что наша религия, возвышая человека над природной необходимостью, не может вести людей по пути, усеянному трупами, что христианство против вероломного нарушения доверия между народами, против хладнокровного уничтожения пленных, против убийств ни в чем неповинных стариков, женщин и детей, против агрессивной войны, против водородных и атомных бомб, как средств уничтожения людей, городов, полей, культуры!

Это, разумеется, лишь часть общей задачи движения — устанавливать и расширять наши связи, но часть важная и нелегкая. С нею связан и успех дальнейшего вовлечения в дело борьбы народов за мир широких верующих масс всех религий мира и создания общественного настроения.

Нельзя забывать, что солидарность сотен миллионов христиан в защите мира — это не моральная абстракция, а огромная сила морального сопротивления войне, и с таким фактором было бы трудно не считаться Более того — это великая сила примера, и рядом с христианами идут многие миллионы мусульман, буддистов, евреев.

Я пламенно зову христиан и верующих всех религий: будем едины в священном деле защиты мира и в борьбе с агрессивными акциями противников мира!


Дорогие друзья! Как ни трудна стоящая сейчас перед всеми нам» задача борьбы с духом насилия и озлобления, мы не перестанем призывать людей к доверию, к взаимопониманию, дабы не раздался над нашими городами и весями горький плач Иеремии и не стала бы наша земля пустыней!

Ведь горная лавина сметает все преграды. Морской шторм топит суда всех флагов. Лесной пожар не знает межевых знаков. Воды наводнения заливают низменные земли, не считаясь с границами их владельцев. Надо закрыть и наглухо замуровать вход в логово, откуда взирает на мир, готовясь к прыжку, страшное чудовище войны!

Я верю, что все мы примем наиболее плодотворные решения, ибо правильно понимать положение — значит правильно действовать.

Дорогие друзья, дорогие братья!

Как служитель Церкви, я призываю благословение Бога на наши труды и верю, что Бог, как Бог правды и мира, приведет наши усилия во имя мира к победному над силами войны и разрушения концу!

На протяжении всей истории человечества величайшие умы и благороднейшие сердца искали путей к человеческому счастью. Повторим же еще и еще раз вслед за ними тот девиз, без осуществления которого закрыты все пути к этому счастью:

Да здравствует мир!

Митрополит Николай

Система Orphus