СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА СЕРГИЯ

18 декабря текущего года исполнился год со дня смерти приснопамятного архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия.

Архиепископ Сергий, в мире Аркадий Димитриевич Королев, родился 18 января ст. ст. 1881 года в Москве в религиозной семье. Отца своего он не помнил, детство провел с матерью в селе около Влахернского монастыря Дмитровского уезда, Московской губернии. Там он учился в сельской школе, принимал участие в полевых работах. По окончании начальной школы был отвезен матерью в духовное училище в г. Дмитров, так как другой средней школы в городе не было. Ввиду хороших успехов Аркадий Королев по окончании училища был принят в Вифанскую семинарию (около Троице-Сергиевой Лавры), окончив которую поступил в Московскую Духовную Академию. Так Божиим Промыслом устроялось образование будущего архипастыря. В 1905 году А. Д. Королев окончил Академию, но не предполагал принимать сан священника, думая, что будет преподавателем где-либо в семинарии. Но Господь решил иначе. Один знакомый Королева пригласил его погостить в Яблочинском монастыре Холмской епархии. Там он был представлен епископу Холмскому Евлогию и под его влиянием решился вступить на путь монашеский. 20 (7) июня 1907 г. Королев был пострижен под именем Сергия и в скором времени рукоположен в иеромонахи.

Яблочинский монастырь вел тогда большую миссионерскую работу среди населения, недавно перешедшего из унии в Православие. При монастыре была школа псаломщиков и сельскохозяйственное училище. Кроме того в монастыре собирали из разных церквей старинные церковные напевы и через своих питомцев-псаломщиков распространяли по приходам. Бывали случаи, что жители Прикарпатской Руси переходили границу Австро-Венгрии, получали в монастыре первоначальное духовное образование, достойные рукополагались в сан священника и возвращались на родину как подготовленные борцы за Православие. Во всем этом молодой иеромонах Сергий принимал горячее участие; его также интересовали особенности местной жизни, крестные ходы, «отпусты», пение богогласников (народные духовные песни) и прочее.

В 1914 году о. Сергий был возведен в сан архимандрита и был назначен настоятелем монастыря, но в следующем году, ввиду приближения военного фронта, пришлось эвакуировать монастырь во внутренние губернии.

Только в 1920 году архимандрит Сергий вернулся в Яблочное, которое уже находилось в пределах новообразовавшенся Польской республики. Монастырь был сильно разорен и пришлось все восстанавливать. В 1921 году был получен указ Московского Патриарха Тихона о возведении архимандрита Сергия в сан епископа Бельского (г. Белы, Холмской епархии). Хиротония состоялась 17 апреля 1921 г. в г. Вильно. Ввиду того, что Холмская кафедра пустовала, новому епископу было поручено временно управлять епархией, и православное население Холмщины радовалось, что опять имеет своего епископа. Иначе посмотрело польское правительство Пилсудского. В 1922 году епископ Сергий был арестован, и ему предстояло быть высланным из пределов Польской республики. При этом его спросили, в какую страну он желает выехать, но епископ Сергий не дал ответа, предоставив свою судьбу всецело Божией воле, и был вывезен на границу Чехословакии. Узнав, что в Праге есть православный храм, Владыка проехал в столицу республики. В храме св. Николая в старом городе Праге тогда уже начали вновь после войны устраивать православные богослужения, но определенного священника не было. Узнав о приезде в Прагу епископа Сергия, находившийся в Париже Владыка Евлогий — тогда Митрополит Западно-Европейских Православных Русских Церквей — назначил его своим викарием и в то же время настоятелем храма св. Николая в Праге. В этом положении епископ Сергий и прожил 24 года в Праге.

Здесь выявились все духовные дарования Владыки Сергия: его твердая вера, молитвенность, общительность, доброта, простота и смирение. Он очень любил православное богослужение и церковное пение. Умел каждому празднику, каждой службе придать свой особый характер, переживая в душе их духовное содержание. Этим он привлекал в храм много молящихся и заражал их своим любовным отношением к богослужению. Многие люди, давно отошедшие от церковной жизни, под его влиянием стали посещать храм, молиться, говеть.

Владыка занимал в Праге небольшую комнату в квартире старушки Черноглавковой. Здесь епископ принимал многочисленных просителей, бывали там митрополиты и архиереи, были и простые, даже неграмотные люди, которые всей душой были ему преданы. Каждый четверг в этой комнате собирались люди разного образования, положения и возраста; епископ сам поил всех чаем с вареньем и для каждого находил слово ласки и утешения. Владыку ценили и уважали не только русские, но и многие чехи, иногда даже люди почти неверующие. Епископ хорошо знал свою паству, характер, положение и семейную обстановку каждого. Любил посещать своих прихожан, вел с ними сердечную беседу, входя во все их домашние дела. В дни именин и семейных праздников сам приходил и служил молебны. Как духовник, Владыка приобрел много духовных чад, из которых иные, уехавшие в другие страны, продолжали поддерживать с ним связь, и к нему приходила масса писем со всех концов света, в которых его духовные дети изливали ему свою душу, просили совета, духовной помощи и молитв.

Долгое время епископ Сергий был единственным священнослужителем в храме, сам совершал все требы: похороны, крестины, свадьбы, посещал больницы, причащал больных. Только в 1929 году ему прислали в помощь иеромонаха Исаакия, который стал его ближайшим помощником и другом. Кроме Праги в ведении епископа Сергия были православные общины в Брно и Братиславе; ему также было поручено наблюдение за курортными храмами в Карловых Варах, Марианских и Франтишковых Лазнях, где богослужение совершалось только в летний сезон. Приезд епископа в православную общину был всегда для нее праздником, каждый прихожанин желал принять у себя дорогого гостя.

Стараниями епископа Сергия в 1924 — 1925 гг. был построен русскими пражанами Успенский храм на Ольшанском кладбище. Одно время храм этот был предоставлен для богослужения епископу Пражскому Горазду, когда у него еще не было своего храма в Праге. В сороковых годах Успенский храм был расписан фресками по эскизам художника Билибина. Благодаря авторитету Владыки удалось собрать на это дело значительные средства.

Недалеко от храма св. Николая, в старом городе Праге, была снята квартира, так называемое «Подворье». После богослужений там собирались прихожане для общения с духовенством. По вечерам епископ Сергий читал там акафисты и вел духовные беседы. В них Владыка прежде всего проводил ту мысль, что исполнение заповедей Христовых не только открывает нам путь ко спасению, но и здесь, на земле, делает нашу жизнь радостной и бодрой.

Несколько раз епископ Сергий выезжал и за границу Чехословакии: во Францию, Германию, Италию, один раз предпринял путешествие в Швецию и Финляндию; из каждой поездки он приобретал новые знакомства и связи, расширялся круг его духовного окормления.

В 1946 году епископ Сергий указом Святейшего Патриарха Алексия был возведен в сан архиепископа и вскорости был награжден бриллиантовым крестом на клобук. В том же году он был переведен в Вену с титулом Экзарха Московской Патриархии в Средней Европе. Два раза, в 1947 и 1948 гг., по приглашению Патриарха он приезжал в Москву, воздавая хвалу Господу, что снова видит родную землю. В 1949 году архиепископ Сергий был переведен в Берлин, а осенью 1950 года назначен на кафедру архиепископа Казанского и Чистопольского. С радостью вернулся Владыка на Родину, утешался богослужениями в переполненных храмах Казани и горячо молился Усердной Заступнице перед Казанской иконой Божией Матери.

Паства Владыки радовалась, видя молитвенное усердие своего архипастыря, когда он иногда в один день объезжал несколько храмов, как, например, при освящении воды в Богоявление или в пасхальную ночь.

Но не долго судил Господь Владыке служить на родной земле: тяжелый недуг прервал его молитвенный подвиг и в ночь на 18 декабря (накануне дня св. Николая) 1952 г. архиепископ Сергий почил, не дожив немного до 72 лет, из которых 45 лет усердно прослужил Господу и Святой Его Православной Церкви.

Да упокоит Господь его с праведными!

Вечная ему память!

ПРОТ. М. ВАСНЕЦОВ

Система Orphus