МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ — ПОЧЕТНЫЙ ДОКТОР БОГОСЛОВСКИХ НАУК ВЕНГЕРСКОЙ РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКВИ

«Митрополит в течение осени примет диплом нашей академии в г. Дебрецене». Под таким заголовком помещена в реформатской церковной газете «АЗ УТ» («Путь») от 11 — 17 октября 1953 г., № 41, следующая статья:

«В нашей церковной жизни произошло большое событие, имеющее вселенское значение: по инициативе наших профессоров богословия президиум Синода нашего от души и с радостью предложил Митрополиту Николаю диплом почетного доктора Богословской Академии. В полученном на днях письме Митрополит Николай благодарит за оказанную ему честь и сообщает, что осенью он намерен лично принять участие в торжественном вручении ему диплома почетного доктора. Таким образом, в Дебреценской Богословской Академии в скором времени состоится провозглашение Митрополита Николая почетным доктором.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который одновременно руководит делами заграничного отдела Священного Синода Русской Православной Церкви, является одним из самых выдающихся личностей современного христианства. Русские верующие называют его «Златоустом», потому что его проповеди, изданные три года тому назад в двух крупных томах, действительно являются образцом православной проповеди Слова Божия. Он завоевал всеобщее уважение и как учитель и воспитатель нового поколения православных богословов. Он является членом Всемирного Совета Мира, и все его выступления на всемирных конференциях свидетельствуют о его глубокой и пламенной вере в святое дело человечества, в дело мира.

Для нашей Церкви большой радостью и особой честью является то, что посредством Митрополита Николая она может вступить в тесное общение с великой Русской Православной Церковью. Это общение несомненно явится источником благословения и для нашей Церкви, и для всего христианства. К этому большому событию в нашей Церкви уже начались приготовления, о которых мы еще будем говорить».


Та же статья помещена и в евангелической церковной газете «Эвангеликуш Эйлет» («Евангелическая жизнь») от 11 октября 1953 г., № 41.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ, НАПЕЧАТАННОЙ В РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ГАЗЕТЕ «АЗ УТ» («ПУТЬ») ОТ 18 — 24 ОКТЯБРЯ 1953 г., № 42, ПОД ЗАГОЛОВКОМ:

ЗАСЕДАНИЕ НАШЕГО ВСЕВЕНГЕРСКОГО СИНОДА

После упоминания о том, что епископ Альберт Берецки доложил присутствующим на заседании о тех встречах, на которых руководители венгерского протестантизма познакомились с заграничными церковными деятелями, принявшими участие в работе Будапештской сессии Всемирного Совета Мира, в статье дальше говорится:

«Он (епископ Берецки — вставка переводчика) особенно подчеркнул присутствие среди венгерских протестантов выдающегося богослова и проповедника Восточной Православной Церкви, вдохновенного борца за благо всего человечества, Митрополита Николая».

Упоминая далее о том, что епископ А. Берецки говорил о предстоящих посещениях Венгрии некоторыми представителями западного протестантизма, газета цитирует следующие слова епископа А. Берецки:

«Среди этих наших многочисленных заграничных связей особенно выделяется ожидаемое еще в этом году посещение Венгрии выдающимся богословом и архипастырем Восточной Православной Церкви, членом Всемирного Совета Мира, Митрополитом Николаем.

Профессорский состав Дебреценской Богословской Академии направил в наш Синод трогательное и красивое обращение, в котором просит утвердить постановление факультета о присуждении Митрополиту Николаю почетного звания доктора Дебреценской Богословской Академии.

Не хочу преждевременно говорить об имеющих большое значение для всей нашей Церкви предложениях, которые будут достойно приведены в исполнение в Дебрецене, в рамках присуждения почетного звания доктора. Но мы, ведь, уже и сейчас чувствуем, каким большим соборным событием является тот факт, что в своем послушании Господу и в верности реформатской традиции мы открыто и свободно можем протянуть братскую руку Восточной Православной Церкви, — и каким ценным событием является это для всей Церкви во всем мире. Мы от всей души выражаем нашу благодарность Митрополиту Николаю за то, что на наше прошение по сему поводу он прислал благосклонный и вполне достойный его широкого христианского кругозора ответ, которым нам оказана большая честь».

В РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ГАЗЕТЕ «АЗ УТ» («ПУТЬ») ЗА 25 — 31 ОКТЯБРЯ 1953 г., № 43, ОПУБЛИКОВАНА СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАШЕГО СИНОДА О ПРИСВОЕНИИ МИТРОПОЛИТУ НИКОЛАЮ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ ДОКТОРА

На состоявшейся на днях сессии нашего Синода обсуждалось и с большим воодушевлением было принято представленное Конвентом предложение профессуры Дебреценской Богословской Академии о присвоении Председателю Отдела Внешних Церковных Сношений Русской Православной Церкви, почетному доктору пражского и софийского богословских факультетов, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю почетного звания доктора богословских наук Венгерской Реформатской Церкви. Профессура Дебреценской Богословской Академии подала в Совет Общего Управления Богословских Академий, а также Конвенту и Синоду подробное обоснование своего предложения. В нем отмечаются выдающиеся заслуги Митрополита Николая и всеобщее церковное значение присвоения ему почетного звания доктора.

«Венгерская Реформатская Церковь, — говорится в обосновании, — в течение последних лет со все более крепнувшей и кристаллизирующейся соборной любовью обращает свои взоры в сторону братских восточно-православных Церквей. Все более осознается в ней состояние раздробленности единства земной Церкви Господа нашего Иисуса Христа, что противно воле Господа нашего, учившего: «Да будут вси едино». Большим препятствием к единству членов Его Церкви на протяжении веков была схизма (раскол) между «Востоком» и «Западом» со всеми ее предрассудками, создавшими этот раскол между братьями во Христе.

Поэтому каждый раз, когда наши предки были крепкими в вере, и когда они осознавали свою ответственность за великое дело единства Церкви, следуя своему долгу, вытекающему из послушания Господу, они протягивали братскую руку, чтобы обресть десницу восточного Православия. Они чувствовали, что, несмотря на некоторые расхождения, проявляющиеся во внешнем богослужебном обряде и во многих пунктах учения — в вопросах учения о Церкви и в своем отношении к Священному Писанию и преданиям, восточно-православное и реформатское христианство стоят друг к другу ближе, нежели другие ветви Церкви. На основании всего этого, следуя реформатским заветам, в духе символов веры, свидетельствующих о силе реформатства, и с готовностью поучиться у восточного Православия, профессура предлагает почетное звание доктора богословия общественному проповеднику Русской Православной Церкви. Богословская Академия убеждена в том, что данным актом она воздаст славу зовущей к единству воле Божией и выполнит этим братскую экуменическую миссию.

Особенно радостным делает наше предложение то обстоятельство, что, впервые избирая почетного доктора из числа учителей и пастырей Восточно-Православной Церкви, нашей Академии предоставляется возможность присудить диплом почетного доктора богословия такой личности, какой является Митрополит Николай.

Академия констатирует, что, по мнению известных богословов и по определению профессуры, Митрополит Николай достоин данного ему его Церковью названия «современного Златоуста», ибо его проповеди в полной чистоте отражают богословские и литургические предания отцов великой Церкви. Это и побуждает Академию оценить те достоинства Митрополита Николая, которые прокладывают дорогу к объединению Церквей Востока и Запада. В его жизни и труде мы видим признаки сохранившихся на Востоке древнейших символов соборности, их преемственность и животворящую силу. С радостью констатируем, что доказательством правильности этой оценки служат как раз проповеди Митрополита Николая. В своих проповедях, так же как и мы, он свидетельствует об основных истинах всемирного христианства: о воплощении Бога-Слова, о единстве Святой Матери-Церкви и, прежде всего, о радостной победе, открывшейся в воскресении Господа Иисуса Христа. Академия свидетельствует и о том, что Митрополит Николай с полной ответственностью богослова и человека принимает активное участие во всех великих делах, совершаемых в интересах прогресса и счастья всего человечества.

Особенно высоко ценит Академия чрезвычайно важную деятельность Митрополита Николая, направленную к примирению человечества. Он борется за мир на конференциях мира, в работе Всемирного Совета Мира и во всей своей церковной деятельности и как проповедник, и как христианин, и его личность является символом того, как вся его Церковь становится верной сотрудницей всех тех, кто успешно борется за мирное решение современных международных вопросов. Поэтому и в этом отношении углубит наше единство предлагаемый нашей Академией от имени нашей Церкви диплом почетного доктора.

Личное и духовное общение с Митрополитом Николаем является радостным и благословенным событием в процессе укрепления дружбы, согласия и братского взаимопонимания между народами Советского Союза и Венгрии. Взаимное укрепление любви между нашими народами свидетельствует перед другими народами о возможности мирного и творческого сосуществования народов. В лице Митрополита Николая мы приветствуем благословенного и верного сына советского народа, освободившего наш народ от многовекового угнетения. В нашем же почете отражается и любовь всего нашего народа по отношению к Митрополиту Николаю и русскому народу.

На основании вышесказанного, с великой радостью и надеждой, пред лицом Всевышнего, Церкви и народов, мы готовимся к вручению Митрополиту Николаю диплома почетного доктора богословских наук», так заканчивается решение профессоров Богословского факультета, принятое Синодом.

Синод с воодушевлением утвердил решение Академии и представление Конвента и поручил Конвенту и Президиуму Синода провести акт присвоения почетного звания доктора.

Система Orphus