"Православный Вісник" за 1952 г.

В 1946 г. Львовско-Тернопольское Епархиальное Управление начало издавать ежемесячный журнал под названием «Епархиального Вісника». С 1949 г. журнал становится «изданием епископов Западной Украины, Закарпатья и Буковины, под руководством Экзарха всея Украины, Митрополита Киевского и Галицкого».

Основание во Львове православного церковного печатного органа вызывалось острой необходимостью. Львов был крупнейшим центром и оплотом ватиканствующего униатства. Униатская высшая иерархия во главе с митрополитом Андреем Шептицким (умер в 1944 г.) была ревностной выполнительницей папских директив о полном окатоличении униатства, активной пособницей антинародных злодеяний украинских буржуазных националистов, декларатором верности гитлеровскому «новому порядку» [1].

Униатский епископат, вместе со злейшими врагами украинского народа, укрылся в 1944 г. в зонах американо-английских империалистов. В униатских верующих массах развернулось широкое движение за воссоединение с прадедовской верой, с Русской Православной Церковью. Возглавленная выдающимся борцом против католико-униатского порабощения душ верующих людей, о. д-ром Г. Костельником инициативная группа по воссоединению подготовляла смертельный удар по разваливающемуся, несмотря на поддержку Ватикана, брестскому порождению 1596 г.

В этих условиях, в январе 1946 г. редакция «Епархиального Вісника» (редактор — Преосвященный Макарий) в № 1 определила свою программу, а именно: «Религиозное воссоединение всего верующего украинского народа».

Успешному претворению этого лозунга в живую действительность послужил и служит «Вісник». На всем протяжении своего существования журнал, в меру своих сил, стремился к осуществлению задачи: «вызволить души наших братьев — униатов из римского порабощения». «Мы, — вещал журнал, — желаем показать [2] действительную правду святой православной веры и Церкви; желаем рассеять их [3] предубеждение по отношению к нам».

В течение 1946 — 1948 гг. журнал выходил при ближайшем участии д-ра Г. Костельника. Почти в каждом номере публиковались его яркие, вдохновенные статьи, разоблачавшие ватиканские антинародные интриги и отступления от истинного христианства.

Наша задача — дать краткий обзор содержания журнала за 1952 год.

Ознакомление с имеющимися в нашем распоряжении девятью номерами за 1952 г. позволяет дать предварительную оценку журналу за истекший год.

В 1952 г. определяется четкая структура журнала. Номера состоят из отделов: На страже мира, Церковная жизнь, статьи, хроника.

В отделе статей заслуживает внимания статья «К 1500-летию Четвертого Вселенского Собора». Автор — М. К. — подробно освещает обсуждение, принятие и проведение в жизнь 28-го Правила этого Собора. Статья в целом акцентирует на безосновательность папских притязаний.

Содержательна статья К. Головенко «Враги креста Христова», с разоблачением врагов Церкви и народа из лагеря украинских буржуазных националистов.

В том же отделе можно отметить статьи Л. Клименко: «Причащение Святых Таин» и «Престол и антиминс». По литургическому характеру темы близко стоят статьи: М. К. — «Церковный октоих» и прот. А. Чорнобая «Подготовительные недели к Великому посту».

В рассматриваемых номерах журнала помещено еще пять литургических статей, затрагивающих практические вопросы церковного Устава и, следовательно, крайне полезных священнику, пришедшему из униатства.

В № 9 Редакция «Вісника» (путем перепечатки статьи из «Журнала Московской Патриархии») знакомит читателей с жизнью и многосторонней деятельностью Высокопреосвященного Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского.

К особенностям внешнего оформления «Православного Вісоника» относятся: единая нумерация страниц в годовых комплектах, хороший литературный (украинский) язык, помещение ряда фототипических воспроизведений документов, удобный для чтения шрифт.

«Православный Вісник» стал наставником духовенства Западных областей Украины в деле ознакомления его с великой истиной Православия.

Следует пожелать Редакции журнала дальнейших успехов, еще большего привлечения к литературно-журнальной работе епископов, расширения круга авторов статей и заметок. Крайне желательно увеличение информации о приходской жизни, особенно в районах, недавно пришедших к Православию из униатства.

ПРОФ. И. ШАБАТИН

[1] «Православный Вiсник» 1952 г., № 7 — 8, стр. 251.

[2] Униатам.

[3] Посеянное католико-униатскими деятелями.

Система Orphus