СВЯТО-УСПЕНСКО-ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА В БОРЬБЕ С КАТОЛИЦИЗМОМ

В юго-западной части Родины нашей, на горе высокой, как будто на воздух поднятая, стоит и красуется Лавра Почаевская. Много ей лет. Старшей дочерью Киевской Лавры она себя почитает. Несмотря на 700-летний возраст, она юной представляется нашему взору, сверкая на солнце своею белизною и прекрасными архитектурными формами в окружении садов и свежей зелени декоративных деревьев. За свой многовековой период обитель Почаевская немало перенесла невзгод, скорбей и бед. Видела она орды татарские, полчища турецкие, рати польские, перенесла нападения злодейские и нашествие немецко-фашистское. Но все это быстро проходило, раны заживали, не наложив надолго своего следа и печати на теле ее. Враги уходили и обитель снова жила и цвела.

На долю Почаевской обители выпал жребий борьбы вековой не с врагами, приходящими с огнем и мечом, а с хитрым, лукавым врагом, проникающим в стадо Христово и с именем Христа, но в шкуре овечьей, а нутром волчьим. Этот враг из Рима проникал на Русь нашу православную в лице иезуитов, вечных врагов Православия, стремившихся обратить русских людей в последователей папы и покушавшихся на целость веры нашей. С этими врагами Почаевская обитель вела постоянную и напряженную борьбу, перестраивая весь быт и строй монастырской жизни в боевую готовность не только охранять свою веру православную, отражая их нападения и укрепляя своих чад в твердом стоянии за веру свою, но и обличать неправды католические, открывая их собственную измену вере апостольской.

История нам не сохранила сведений о том, как иноки почаевские противостояли первым попыткам католиков навязать народу унию, но из различных актов видно, что обитель Почаевская была непоколебимой в своей вере, ибо в акте 1597 г. по случаю учреждения в Почаевском монастыре общежития иноки именуются «исповедания греко-восточныя Церкви». В примирительном акте с Фирлеем в 1644 г. монахи почаевские называются «не в унии состоящими». Особенно же ярко подчеркнуто вековое стояние Почаевской обители в Православии в привилегии, выданной Почаевскому монастырю в 1700 г. польским королем Августом II, где инокам почаевским обеспечивается «свободное сохранение веры восточной древней Церкви, от незапамятных времен беспрерывно и беспрепятственно в сем монастыре содержимой». Эти документальные исторические свидетельства утверждают нас в полной уверенности, что иноки почаевские стойки были в вере своей и, естественно, что и всех приходящих к ним утверждали в вере православной, оберегая их от унии.

Только лишь с XVII века Почаевская Лавра располагает полными историческими данными о вступлении ее в ряды активных борцов за св. Православие, среди которых она занимает не только первенствующее место, но и является руководительницей в этой тяжелой и упорной борьбе в течение многих лет, не утрачивая своего значения в этом деле и в настоящее время, что признано историей, почему Лавре Почаевской по достоинству и справедливости присвоено почетное наименование «оплот Православия на Западе России».

Открыто и организованно Почаевская обитель вступает в борьбу с католичеством в 1604 году, когда игуменом и настоятелем монастыря стал преп. Иов, сподвижник по защите Православия известного патриота, русского князя Константина Острожокого, имевший 20-летний опыт в этой борьбе по Дубенскому монастырю, где он ранее настоятельствовал и организовал братство из ученых монахов, защитников православной веры. Ставши теперь настоятелем Почаевского монастыря, преп. Иов Железо, галичанин по рождению, воспитанный в вере православной, продолжает и в Почаеве начатую им в Дубно борьбу с католичеством и насильно проводимой иезуитами унией. Он уже имел литературу, им составленную и переведенную с греческого и латинского языков его сподвижниками по Дубенскому монастырю из святоотеческих писаний, направленную против неправд католических и их отступлений от восточного Православия, и распространял ее.

Для более широкого распространения среди духовенства и верующих истин Православия и обличительно-полемических писаний он основал в 1618 году в Почаевском монастыре свою типографию, в которой напечатал необходимые и важные для защитников Православной веры книги «Зерцало Богословия» архим. Кирилла Транквиллиона Ставровецкого и «Диоптра мирозрительная», переведенные с греческого языка дубенским иеромонахом Виталием. Кроме того печатались во множестве разные послания к верующим, проокомидийные листы, молитвы и иная литература в защиту Православия. Одновременно с этим он заботится и о печатании православных богослужебных книг на славянском языке.

Для защитников Православия этот период был очень тяжелый, а особенно для Почаевского монастыря, так как Православие понесло большие утраты в рядах своих борцов. Умер основной защитник и борец за веру православную князь Константин Острожский, не стало православного Львовского епископа Гедеона Балабана, скончался и последний в Западном крае православный Перемышльский епископ Михаил Копыстенский. Большинство старинных русских дворян, купленных обещанием почестей и напуганных угрозами католиков, изменили Православию и ушли в унию, то же стало и со многими епископами и духовенством, а потому преп. Иову и его почаевским инокам пришлось остаться почти одинокими в этой тяжелой борьбе и встать во главе оставшихся защитников Православия во всем Западном крае. В 1628 году преп. Иов на Киевском Православном Соборе, созванном Киевским митрополитом Иовом Борецким по поводу отступления от Православия епископа Полоцкого Мелетия Смотрицкого, представительствует от Почаевского монастыря и всего Западного края и подписывает решение этого Собора «в вере отеческой, православной крепко стоять и об отступлении в иноверие не помышлять, и к сему возбуждать весь народ православный».

В тяжелой борьбе с врагами Православия и при скудости обители, теснимой латинством, взор преподобного и иноков почаевских обращается на восток, к Москве, где твердо и непоколебимо стоит вера православная, и там ищут помощи и защиты. 1 мая 1626 года он шлет русскому парю Михаилу Феодоровичу письмо, в котором сообщает о тяжелом материальном состоянии Почаевской обители, подвергшейся пожару, жалуется ему на увеличивающееся число противников древнего благочестия и просит помощи в деле благоустроения и укрепления своей обители. Этот факт свидетельствует о том, что иноки почаевские издавна видели, что помощь и защиту угнетаемому Православию они только получат от родного по крови и вере народа русского, к единению с которым они еще и тогда стремились.

После кончины преподобного Иова, последовавшей в 1651 году, монастырь Почаевский, оставшийся почти единственным в крае православным, в течение 70 лет крепко стоит в Православии, поддерживая в вере отеческой своих чад, терпеливо перенося натиск и террор латинян, хотевших забрать Почаевскую обитель в свои руки. На латино-униатском Соборе в Замостье в 1720 году, на котором присутствовали все настоятели монастырей Волыни, принявшие унию, почаевский игумен не подписал решения Собора о зачислении Почаевского монастыря в число униатских монастырей. Такое противодействие унии на протяжении многих десятилетий оказывала Почаевская обитель.

Хитростью и обманом Почаевский монастырь в этом злосчастном 1720 году был вовлечен в унию, чего не ведали монахи православные и народ, не хотящий унии. Боясь народного гнева, латиняне в темноте творили свое темное дело. Первый василианский игумен почаевский, чтобы обмануть монахов и народ, строго придерживался православных обрядов, не вводя латинских, и имел внешний вид православного игумена, не стриг бороды и волос, носил рясу, а не сутану, и именовался игуменом, а не «супериором», как было принято у василиан.

Но и уния, насильно насажденная в Почаеве, не сломила как у монахов, так и у верующих, воспитанных издревле в любви к Православию, вековой привязанности и благоговения к родным почаевским святыням. Они сохранили ее святыни — «Стопу» Богоматери, Ее образ чудотворный и святые мощи преп. Иова, верного защитника веры православной, и, будучи в унии, молились пред своими родными святынями. Так, в течение 110 лет обладания униатами Почаевским монастырем, сохранились у верующих прирожденная привязанность к вере своих прадедов и затаенное стремление при новых политических обстоятельствах вернуться к вере отеческой. Только этим и можно объяснить,что, когда после раздела Польши Нечаевский монастырь в 1830 году вновь был возвращен православным и переименован в Лавру, верующее население Почаева и Волыни безболезненно и свободно вернулось в лоно Православной Церкви, чего не наблюдалось в иных областях, куда не распространялось влияние Почаевского монастыря. В этом была заслуга его пред Православием и народом русским.

После возвращения Почаевской Лавры православным вновь начинается ее работа по борьбе с католичеством и униатством, которое во многих местах пустило глубокие корни. Прежде всего в Лавре восстановлено истовое и торжественное богослужение, которое своею красотою влекло униатов сюда. Типография Лавры выпускает массами издания, направленные на разоблачение католических неправд и отступлений от Православия. Эти простые популярные издания помогали народу освободиться от латинских заблуждений. В лаврской типографии печатаются и богослужебные православные книги, уничтоженные католиками во многих храмах, бывших в унии. При Лавре открывается школа, в которой дети получают воспитание в духе чистого Православия. Для большего влияния на народ, популяризации Православия и успешной борьбы с остатками унии, Лавра открывает в разных местах свои филиалы, которые, как очаги Православия, питали и утверждали нововоссоединенных в вере православной. Немалое значение имело для утверждения Православия и в борьбе с латинством назначение почаевских иноков на приходы, где они, воспитанные в духе строгого Православия, проводили свои православные идеи и вводили православные обряды в богослужение.

Самое положение Лавры на рубеже бывшей австрийской границы, ее дивный Успенский собор, высокая лаврская колокольня со своим золотым крестом, видимые на десятки километров в глубине Галиции, и мощный гул ее звонких колоколов невольно влекли к себе галичан, наших бывших единоверцев, напоминая им о насильственном отторжении их от веры предков. И часто они, несмотря на запрещения своего католического правительства, слыша этот немой зов Лавры, переходили границу и шли поклониться святыням ее. Об этом вековом стремлении к Лавре галичан-униатов свидетельствует тот факт, что когда в 1913 году Почаевокую Лавру посетил Антиохийский Патриарх Григорий, то тысячи галичан переходили границу, чтобы видеть и молиться вместе с представителем восточного Православия — Святейшим Патриархом.

Борьба с католичеством никогда не прекращалась Почаевской Лаврой. Во время оккупации Польшей Волыни с 1921 по 1939 г. Лавре пришлось пережить тяжелое время. В 1929 г. римско-католические власти в Польше решили сделать так называемую «ревиндикацию», т. е. отобрать у Православной Церкви огромное количество храмов и монастырей (числом 724) — в том числе и Почаевскую Лавру, — бывших когда-либо в то или иное время в обладании униатов или католиков. Свои притязания на обладание этими храмами и монастырями они 'формально облекли в судебные иски. Такой иск был предъявлен и Почаевской Лавре. Трудно было Почаевской Лавре отстаивать законное право на свои владения, так как подлинные документы были в разное время утрачены, а потому судебный процесс затянулся на целые 10 лет, в течение которых Лавра доказывала незаконность римско-католических притязаний на изъятие Лавры от православных, указывая на исконную принадлежность ее православным более 500 лет, что она католической никогда не была, а лишь только униатской, и притом была вовлечена в унию не желанием иноков почаевских и населения, а насилием и обманом. Римо-католики так были уверены в осуществлении своих захватнических планов, что чрез польские власти приказали перекрасить Успенский собор под цвет католических костелов и сломать ганки при входах в собор, придававшие ему облик православного храма. Были попытки католиков посеять рознь среди иноков Лавры и склонить отдельных лиц к унии, но и это не увенчалось успехом. Приход Советской Армии спас Лавру от нового насильственного ее отторжения в ведение католиков.

Во время немецкой оккупации националистический епископ Поликарп Сикорекий, фашистский ставленник, хотел Лавру втянуть в свою политическую авантюру. Он явился в Лавру со своими приспешниками, вывесил националистический флаг на лаврской колокольне и уговаривал иноков примкнуть к нему, но, встретив стойкое сопротивление лаврских монахов и населения Почаева, принужден был с позором оставить Лавру. Так Лавра и в эти тяжелые для нее времена, отделенная политическими обстоятельствами от Матери своей — Русской Православной Церкви, отстаивала свою целость, 'независимость и боролась за сохранение своего родного Православия.

И ныне она не утратила своего значения в деле борьбы с католичеством и с последствиями унии в Западном крае. Безусловно авторитет Почаевской Лавры и ее святынь, а особенно памятование о преп. Иове, прирожденном галичанине, борце за святое Православие, содействовали отцам Львовского греко-католического Собора 1946 г. придти к решению возвратиться в лоно Святой Православной Церкви Российской, под водительство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Авторитет Лавры Почаевской чрезвычайно велик среди галицкого духовенства и народа. В прежнее время, как мы уже говорили, галичанин, рискуя своей свободой, переходил границу, чтобы поклониться лаврским святыням,

а ныне, когда эти границы стерты, галичане, бывшие в унии, свободно идут тысячами в Почаев на великие праздники Успения Божией Матери и на день прославления родного им угодника преп. Иова Почаевского. На эти дни до сотни священнослужителей галицких из Львова, Станиславова, Тернополя, Закарпатья и их областей, вместе с пасомыми своими приезжают и приходят на лаврские праздники. Величие Лавры и ее храмов, красота и торжественность лаврского богослужения, особо дивные напевы лаврские, проповедь и радушное братское отношение к ним иноков почаевских пленяют их, соединяя в одну общую семью православных христиан, и объединяют в молитве. Они здесь видят превосходство православного богослужения над униатским. Некоторые из бывших униатских священнослужителей выражают желание свое на некоторое время остаться в Лавре, чтобы внимательнее присмотреться к обрядам православным и научиться правильному совершению их. Сближаясь в Лавре с иноками, они не только не чуждаются их, но приглашают к себе на праздники, а потому теперь нередко видят наместника Лавры и некоторых из иноков Лавры на праздниках во Львовских храмах и Тернополе не простыми гостями, но совершающими богослужение и проповедующими Божие Слово в бывших униатских храмах и приобретшими уважение и любовь народную.

Кроме того, в Лавре наместником нередко произносятся проповеди, раскрывающие заблуждения римо-католиков и отход их от чистоты Православия, которые имеют немаловажное значение.

АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ

Система Orphus