НА КАНОНИЧЕСКИЙ ПУТЬ!

В июле текущего года исполнилось тридцать лет с тех пор, как Автономная Финляндская Православная Церковь оказалась вне молитвенного общения с Русской Православной Церковью-Матерью [1].

Тридцать лет — достаточно длительный срок, чтобы объективно оценить те обстоятельства и причины, которые вызвали и сопровождали до сих пор это ненормальное положение. И они, как известно, получили должную оценку в суждениях и мерах высшей церковной власти, в церковной печати и в общеправославном сознании. Поэтому теперь нет необходимости подвергать новому рассмотрению вопрос, — как произошел разрыв в общении Русской и Финляндской Церквей и почему он затянулся на такое продолжительное время.

Гораздо полезнее в данный момент вспомнить о том, что для Церкви Финляндской не оставалась безразличной утрата общения с Матерыо Церковыо. На протяжении всех этих тридцати лет Финляндская Церковь непрерывно ощущала тяжесть церковного разделения и не только ощущала, но и не раз обнаруживала беспокойство по поводу отсутствия мира с Русской Церковью.

Еще более беспокоилась о положении Финляндского Православия Московская Патриархия, имеющая на то материнское право. Ревнуя о церковном единстве, она беспрепятственно предоставила Финляндской Православной Церкви самую широкую автономию, как только государственная самостоятельность Финляндии выдвинула вопрос о соответствующем устроении церковных дел в этой стране [2].

За автономией несомненно последовала бы в свое время и автокефалия, но уход Финляндской Церкви в юрисдикцию Константинопольской Патриархии без согласия Матери — Русской Церкви вызвал разрыв отношений с нею и таким образом замедлил каноническое развитие дела.

Тем не менее в последующее время Матерь-Церковь проявила немало забот об исправлении существующего ненормального положения, хотя и без особого успеха. Ее ревность о церковном единстве и каноническом порядке продолжает и теперь держать дверь примирения открытой для

Финляндской Церкви, — лишь бы она вернулась на канонический путь и тем самым укрепила церковный мир вместе со своим положением в Церкви Вселенской.

Взвешивая возможности этого возвращения, нужно сказать, что юной и немногочисленной Церкви было, конечно, трудно держаться иной позиции в стране, политикой которой долгое время руководила нетерпимость к Советской России. Эта нетерпимость, в сущности, и явилась ближайшей причиной столь длительного отчуждения наших Церквей.

Но такое крайнее чувство не могло бесконечно держать в плену целый народ и тем более его православную часть, объединенную в Официальной Православной Церкви Финляндии. Когда политические страсти отступили на задний план, церковный сепаратизм стал обнаруживать свою несостоятельность, и у Финляндской Церкви появилась потребность определить свое положение и свои задачи, тем более, что к этому времени она подверглась целому ряду испытаний.

Действительно, дело Христово должно совершаться в церковном единстве, которое выше всех национальных и политических различий, а разрыв с Русской Церковью исходил именно из этих, посторонних для Церкви, различий и, нарушая каноны, наносил огромный вред делу Христову на земле.

Отсюда перед Финляндской Православной Церковью возникла дилемма: либо примириться с Матерью — Русской Церковью и получить от нее каноническую автокефалию, либо остаться с Константинопольской юрисдикцией, бессильной восполнить разрыв с Матерью-Церковью, — разрыв, превращающий Финляндскую Церковь как бы в отломленную от лозы ветвь.

И вот, ощутив эту опасность, живое тело Финляндской Православной Церкви начинает теперь сопротивляться ей. Это спасительное сопротивление сказывается, прежде всего, в том, что в настоящее время православные люди Финляндии все более проникаются сознанием ненормальности и болезненности длительного отчуждения от Русской Православной Церкви и проявляют повышенный интерес к ее жизни и деятельности.

О многом говорит и такой факт: в апреле 1953 года Московская Патриархия получила декларацию молодых священников Официальной Финляндской Православной Церкви, заявляющих себя сторонниками сближения с Русской Православной Церковью и выражающих надежду на благоприятное для Финляндского Православия разрешение междуцерковного конфликта.

Поворот в пользу примирения с Матерью — Русской Церковью наметился и в недрах Управления Официальной Православной Церкви Финляндии. Один из влиятельных его членов д-р Пааво Контканен, при встрече с представителями Московской Патриархии [3], посетившими Финляндию летом текущего года, представил им памятную записку с изложением взгляда на возможность сближения и воссоединения Финляндской Православной Церкви с Церковью Русской.

Из этой записки видно, что вопрос о примирении Русской и Финляндской Церквей занимает автора в течение ряда лет и что исход дела он связывает с самым существованием Финляндской Церкви. Говоря о возможности примирения, д-р Контканен ставит ее в зависимость от благожелательной, по отношению к Финляндской Церкви, инициативы Московского Патриарха (благожелательной в смысле дарования ей автокефалии) и в связи с этим строит план подготовки к предстоящему в 1955 году Церковному Собору.

Такому направлению дела не может не сочувствовать и правящий епископат Официальной Православной Церкви Финляндии, ибо он хорошо знает, что в мирном исходе церковного конфликта заключается главное условие канонического устройства руководимой им Церкви.

Все эти факты и признаки говорят о том, что церковные круги Финляндии начинают созревать для примирения с Русской Православной Церковью.

Такое же впечатление вынес от своей поездки в Финляндию в июле — августе 1953 года Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, имевший ряд бесед с руководителями и наиболее видными деятелями Официальной Финляндской Православной Церкви. Отвечая на их планы и вопросы, он засвидетельствовал готовность Московской Патриархии обсудить, в самом благожелательном духе, любые предложения, направленные к восстановлению канонических отношений между нашими Церквами.

Эта готовность нашей Церкви диктуется не одним чувством материнского долга. Наблюдая за состоянием Православия в Финляндии, она все более убеждается в жизнеспособности Финляндской Православной Церкви и радуется ее ревности о внутренней миссии, успешно осуществляемой приходским духовенством и такими церковными организациями, как «Братство свв. Сергия и Германа» и «Союз православной финляндской молодежи». Эти организации имеют свои отделения по всей стране и ведут большую просветительную, издательскую и благотворительную работу, которая укрепляет Финляндскую Православную Церковь и строит ее будущее.

Большая и полезная деятельность осуществляется «Союзом православных священников». Им издается богословский журнал «Православие», устраиваются братские собрания и съезды для обсуждения разных вопросов церковно-приходской жизни, организуются паломничества к Святым Местам.

Нельзя упускать из виду и способности Финляндской Православной Церкви обеспечивать себя пастырскими кадрами. С 1918 года она располагает духовной семинарией, носящей имя св. Иоанна Богослова, которая ведет обучение кандидатов священства на финском языке.

Таким образом, все церковные учреждения и организации, о которых только что шла речь, ясно свидетельствуют о полнокровной жизни Финляндского Православия и внушают уверенность в его способности к дальнейшему развитию в условиях церковной самостоятельности, к которой так стремится Финляндская Православная Церковь.

Этому стремлению нельзя не сочувствовать и тем более противиться, потому что оно вызывается жизнеспособностью церковного организма и той обстановкой, в которой он призван развиваться. И Русская Православная Церковь не противится законному желанию своей Финляндской Дочери и готова пойти навстречу ее нуждам.

А. ВЕДЕРНИКОВ

[1] Молитвенное общение Русской и Финляндской Церквей прекратилось в июле 1923 года, когда Финляндская Церковь перешла в юрисдикцию Константинопольской Патриархии.

[2] Грамота Патриарха Тихона о признании Финляндской Православной Церкви автономною от 11 февраля 1921 г. за № 139.

[3] Делегация Московской Патриархии, в составе прот. И. Малюшицкого и доцента Ленинградской Духовной Академии свящ. М. Чуба, была в Финляндии по церковным делам с 21 июля по 12 августа т. г.

Система Orphus