«Пророков гласи древо святое предвозвестиша, имже древние свободися клятвы смертные Адам». (Служба на Воздвижение Креста Господня — стихира самогласна).
В замечательной по глубине и богатству содержания службе, посвященной Воздвижению Креста Господня, раскрывающей смысл и значение Голгофской Жертвы, Святая Церковь напоминает верующим несколько моментов из ветхозаветной истории, в которых отразились прообразы Живоносного Древа. Крест — глава нашего спасения — источник бесчисленных благ. Когда случается сопоставлять новозаветные и ветхозаветные библейские параллели, то приходят на память слова Господа, сказанные Им по одному поводу окружавшим Его иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5, 39). Один из крупных знатоков библейского текста в своем исследовании пишет: «Мессианская идея является в зародыше в первых же главах книги «Бытия»; она развивается на пространстве веков в книгах исторических и пророческих, всегда возвышаясь и освещаясь до тех пор, пока не получает в Евангелиях и посланиях полного раскрытия и в Апокалипсисе своего конечного завершения. Она является в самом начале мира и останавливается в среде вечности, на небе. Вот история целого человечества, неразрывно связанная с историей своего Искупителя»[1]. «Единою мыслью, устанавливающею единство в Библии, — пишет тот же исследователь, — служит таинство искупления. Иисус Христос ожидаемый — вот весь Ветхий 3авет; Иисус Христос пришедший — вот весь Новый Завет. Новый Завет сокрыт в Ветхом; Ветхий изъяснен в Новом» [2]. Предлагаемая читателям статья ставит себе скромную, а главное посильную задачу напомнить указания на Крест Господень в ветхозаветных событиях и писаниях, отраженных в церковной службе в праздник Воздвижения.
Прежде всего Святая Церковь отмечает такую историческую аналогию. Некогда райское дерево причинило смерть человечеству в лице прародителя Адама, преступившего в раю заповедь Божию. Благословенное Древо Крестное возвратило человечеству жизнь. «Древом подобаше древо исцелити». Растущее посреди Едема дерево принесло человечеству смерть, водруженное посреди всей земли Древо стало источником жизни; вкусившие от плодов первого, будучи нетленными, стали тленными, второе Древо стало источником нетления. Первый из людей, вкусивший от дерева, впал в тление и, осужденный на бесславнейшее лишение жизни, сообщил болезнь всему роду, но мы, земнородные, чрез Древо Креста возвращены к Богу. Прельстивший через вкушение запрещенного плода в раю наших прародителей был повержен чрез Древо же.
Дальше следует перечень ряда событий ветхозаветной библейской истории, прообразовавших Крест Христов. Многократно повторяется известный случай с патриархом Иаковом. Собираясь отойти в путь всей земли, он пожелал дать благословение наряду со своими сыновьями и двум внукам, сыновьям своего любимца Иосифа: старшему Манассии и младшему Ефрему. Иосиф подвел своих сыновей к престарелому и к тому же лишившемуся зрения отцу. В правой руке он держал младшего сына Ефрема, а в левой старшего Манассию. Таким образом Иаков должен был свою правую руку возложить на голову Манассии, а левую на голову Ефрема. Но Иаков совершил обратное действие: правую руку возложил на голову младшего Ефрема, а левую на голову старшего Манассии. Таким образом, руки Иакова изобразили знак Креста. Иосиф полагал, что слепой отец ошибся, дав предпочтение младшему перед старшим, и пытался было поправить его, но Иаков настаивал на своем и не позволил переложить его руки, ибо младший брат будет могущественнее старшего (Быт. 48, 13—20). В одной из стихир на великой вечерне праздника преобразовательное действие библейского патриарха Иакова объясняется таким образом: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внукам благословение даруя, «а главах пременены руки сотвори, действие являя живоносного Креста». В одной из стихир на литии, принадлежащих перу Киприана Студита (IX в.), эта же мысль высказывается в таких выражениях: «Рук пременение (переложение) патриарха Иакова на благословение чад, державное Креста Твоего предъявляше (предуказывало) знамение».
Прошло несколько лет. По повелению Божию, Боговидец Моисей силою крестною и мышцею высокою вывел народ еврейский из Египта. Спустя немного времени освободившиеся от рабства египетского подошли к Чермному (Красному) морю. Но за ними в погоню устремились в большом количестве фараоновы колесницы. Казалось, не было спасения для евреев. Впереди пред ними открывалось бушующее море, а позади их настигали египетские колесницы. Народ в ужасе возроптал на Моисея: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта?.. Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне. Моисей стал взывать к Господу. И сказал Господь Моисею: подними жезл твой и простри руку твою на море и раздели его, и пройдут сыны израилевы среди моря по суше.
По слову Божию, Моисей ударил жезлом по морю. Море расступилось, и пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же были им стеною по правую и по левую стороны. Вслед за ними устремились и фараоновы колесницы.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, и на колесницы их, и на всадников их. И простер Моисеи руку свою на море, и воды возвратились в свое место и покрыли колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды (были) им стеною по правую и (стеною) по левую сторону (Исх. 14 гл.).
По прямому смыслу библейского текста Моисей двукратным действием своего жезла изобразил знак креста. Вертикальная линия креста была нарисована первым ударом жезла, разделившим море, а
горизонтальная линия была взмахом жезла для соединения морских вод. Именно. об этом начертании Моисеем над морем знака Креста рассказано в первой песни канона на Воздвижение. «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермкое пресече Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие; тем Христу поим Богу нашему яко прославися» [3].
От Чермного моря Моисей повел народ еврейский в пустыню Сур. (Ефам). В течение трехдневкого перехода на пути не встречали воды. Наконец, в Мерре оказалась вода, но она была горькая и не пригодна для питья. Народ возроптал на Моисея, требуя питьевой воды. Моисей обратился к Господу, и Господь показал ему дерево, которое он бросил в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15, 22—25). Дерево, превратившее горькую меррскую воду в годную для питья, по святоотеческому толкованию (св. Ефрем Сирин, св. Григорий Нисский и Феодорит Кирский), было прообразом Животворящего Креста Господня. Эта мысль, выражена и в стихирах праздника Воздзижения: «Горесть древле ослаждая, Моисей избави Израиля, образом крест прописуя». В другом месте эта мысль излагается подробнее: «Меррокие ослаждая прежде воды, Моисей, знаменуя древом Тебе, честный Кресте, имже сладость спасительную человеком дая». Или еще конкретнее: «Горькородныя преложи Моисей источники в пустыни древле, Крестом ко благочестию языков проявляя преложение».
Днем столп облачный, ночью превращавшийся в столп огненный, привел евреев в Рефидим, где ударом жезла в скалу Моисей извел из нее воду, тем самым заглушил новый ропот среди народа. Но здесь евреям пришлось столкнуться с амаликитянами. По поручению Моисея, Иисус Навин выбрал из среды народа для сражения с амаликитянами наиболее сильных лиц. Под предводительством Иисуса Навина стали сражаться. Когда оно происходило, Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на вершину холма и стал на молитву, воздев к небу руки. Когда он поднимал руки, одолевал Израиль, а когда опускал руки, брали верх амаликитяне. Тогда Аарон и Ор устроили для Моисея из камня сидение и стали поддерживать его руки: один правую, а другой левую. И были руки Моисея подняты до захождения солнца. Иисус Навин победил Амалика (Исх. 17, 8—13).
Христианский писатель II века Иустин Философ некогда писал, что. евреи победили амаликитян не только потому, что Моисей молился, но и потому, что в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение Креста.
В службе на Воздвижение Святая Церковь неоднократно вспоминает об этом знаменательном событии: «Егда Амалика Моисей побеждаше, на высоту руце имея крестоявленно, образоваше Христову страсть пречистую» (стихира на стиховне). В другой стихире эта мысль выражена еще ярче: «Честнаго Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи противного Амалика в пустыни Синайстей: егда бо простираше руце, креста образ творя, укрепляхуся людие; ныне же вещей сбытие в нас исполнися: днесь крест воздвизается» (стихира на стиховне).
Уже у врат земли обетованной евреи подняли обычный ропот и против Господа и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть (нам) в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (манна). В наказание за такой ропот, Господь послал на народ ядовитых змиев, и умерло множество народа из сыновей Израилевых.
Народ осознал свой грех пред Богом и заявил Моисею: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змиев.
Моисей выполнил эту просьбу народа и помолился Господу о народе. Господь приказал ему сделать медного змия и выставить его на знамени. Ужаленный, взглянув на медного змия, оставался живым (Чиcл. 21, 5—9).
Что представляло собою «знамя», на котором был помещен медный змий? Проще всего думать, что дело обстояло так. К вертикальному, более длинному брусу, на некотором расстоянии от его верхнего конца, прикреплялся брус горизонтальный, более короткий. На таком «знамени» было более удобно поместить изогнутого змия. Но в таком случае это знамя имело форму креста, отличавшегося от креста Голгофского только тем, что брусья были значительно тоньше и брус горизонтальный был значительно короче [4]. На преобразовательное значение медного змия указывал и Сам Спаситель: «Как Моисей вознес змия в пустыне, — так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III, 14—15). На прообразовательное значение ветхозаветного медного змия обращали внимание и древние христианские экзегеты. Уже названный нами Феодорит Кирский в своем толковании на книгу Чисел пишет: «Как медный змий был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как ужаленные змиями, взирая на медного змия, получали спасение, так и уязвленные грехом, несомненно, веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» [5].
В каноне на праздник Воздвижения, написанном выдающимся христианским песнописцем преп. Косьмою Маюмским (VIII в.), преобразовательное значение медного змия выражено такими словами: «возложи Моисей на столпе врачевство тлетворного избавления и ядовитого угрызения: и древу образом Креста, по земли пресмыкающегося змия привязя, лукавный в сем обличив вред...» [5]
Отмечая факты из ветхозаветной истории, в которых отразилось преобразовательное значение Креста Господня, Святая Церковь в службе Воздвижению Креста часто высказывается и таким образом: «Днесь пророческое исполнися слово...» или: «Днесь, яко воистину святовещанный глагол Давидов конец прият», «Глас пророков Твоих Исаии и Давида исполнися», «Пророков гласи древо святое предвозвестиша».
Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и страданиях Его, на церковной службе в праздник Воздвижения названо несколько имен, в частности упомянут пророк Иона. Некогда пророк Иона ослушался воли Божией и, чтобы не итти в Ниневию, бежал в Фарсис. Но во время плавания корабля поднялась буря и Иона был выброшен в море, где его проглотил кит, во чреве которого он пробыл три дня и три ночи. Помолился Иона Господу Богу из чрева кита, и, по слову Господню, кит изверг Иону на сушу (Ион. 2). Церковный песпописец отмечает, что молившийся в недрах китовых Иона крестовидно распростер свои руки: «Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше».
Мы отметили главнейшие ветхозаветные прообразы Животворящего Креста. В церковной службе на праздник Воздвижения названы и другие. Так, например, песнописец вспоминает, как библейский патриарх Иаков после клятвенного обещания Иосифа вынести кости его из Египта поклонился на возглавие постели (по переводу 70 «на верх жезла его»), «Жезла объемлет крест Иосифова, будущая зря Израиль Царствия державное, яко возимуществит преславный крест проявляя» [7]. Об Иисусе Навине разсказывается, что во время сражения с аморреями в Гаваоне он крестовидно простирал руки для остановления солнца. «Проображаше таинственно древле Иисус Навин креста образ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящая Тебе, Богу» [8]. Библия не рассказывает о том, что во время сражения под Гаваоном Иисус Навин крестовидно простирал руки (книги Иисуса Навина, 10, 12—13). Но возможность подобного действия со стороны Иисуса Навина отрицать не приходится.
По мысли песнописца, Крест Христов прообразовал и тот кусок дерева, который был брошен пророком Елисеем в Иордан: «Глубине внедривый секиру издаде Иордан древу крестом и крещением сечение лести знаменуя» [9].
Заканчивая обзор ветхозаветных прообразов Креста Господня, отраженных в богослужении Воздвижению, вспоминаем случай с двумя учениками Христа Спасителя — Лукой и Клеопой, шедшими в Эммаус в тот же день, когда совершилось воскресение Его. Они были смущены тем, что Учитель их был распят; в воскресении Его они не были уверены и встреченному, но не узнанному Христу высказали крушение своих надежд: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля».
Христос упрекнул их в том, что они не поверили всему, что предсказывали пророки. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков стал изъяснять им сказанное о Нем во всем Писании... Когда путешественники приблизились к Эммаусу, их таинственный спутник сделал вид, что намерен итти дальше, но Лука и Клеопа задержали Его. Когда все трое сели за стол (возлежали), Господь взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда Лука и Клеопа узнали Господа, но Он стал невидим для них.
Они тотчас же встали из-за стола и поспешили в Иерусалим, где встретились с одиннадцатью апостолами и другими, бывшими с Ним, и рассказали о случившемся с ними на пути. Можно с уверенностью утверждать, что Господь раскрыл Своим спутникам и мессианский смысл библейских прообразов Креста Своего, ибо на Кресте совершилось искупление и спасение людей, Крест был главою нашего спасения.
Проф. В. НИКОНОВ
[1] Ф. Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии, т. I. Перевод В В. Воронцова. М. 1897 г., стр. 8—9,
[2] Там же, стр. 7—8.
[3] Даем существующий русский перевод этой песни: «Моисей жезлом рассек Чермное (море) для гешеходца Израиля, начертав (через это) Крест вдоль, а ударом поперек соединил то же (море) для фараоновых колесниц, изобразив чрез это в ширину непобедимое оружие. Поэтому будем петь Христу, Богу нашему: ибо Он прославился». («Христианские праздники», под редакцией проф. М. Скабаллановича, кн. 2, стр. 67).
[4] О кресте и распятии Спасителя имеется прекрасный археологический очерк, помещенный в цитированной книге «Христианские праздники», под редакцией проф. М. Скабаллановича, кн. 2, стр. 11—19. Киев, 1915 г.
[5] Толкование Библии, под ред. А. П. Лопухина, т. 1, СПБ, стр. 557.
[6] Приводим перевод: «Моисей возложил на столпе врачество от гибельного и ядовитого укушения и привязал к крестообразному дереву змия, пресмыкающегося по земле, обнаружив в нем коварную вредоносность...» («Христианские праздники», цит. брошюра, под ред. проф. М. Скабаллановича, стр. 68).
[7] Перевод: «Израиль, созерцающий будущее, обнимает верх жезла Иосифова, предзнаменуя, как преславный крест возъимеет силу Царства...» («Христианские праздники», цит. соч., стр. 82—83).
[8] Перевод: «Спаситель! в древности Иисус Навин таинственно прообразовал образ Креста, когда протянул крестовидно руки, и остановилось солнце на то время, пока он не поразил врагов, сопротивлящихся Тебе, Богу...» (Там же, стр. 56—57).
[9] «Иордан, скрыв в глубине секиру, возвратил ее дереву, знаменуя пресечение заблуждения крестом и крещением» (там же, стр. 72).